Совсем недавно известный всему миру предприниматель и создатель Telegram Павел Дуров сделал шаг, который, без сомнения, изменит будущее талантливых детей из сельских регионов Казахстана. Он выделил 12 грантов на общую сумму 356 000 долларов для одаренных учеников, которые поступят в частную школу полного пансиона IQanat High School of Burabay, где будут жить и учиться 10 и 11 классы .
Этот жест стал важной вехой в поддержке молодых вундеркиндов, предоставив им доступ к качественному образованию и открыв новые горизонты для их интеллектуального и личностного развития. В нашей стране проживает немало детей, чьи интеллектуальные способности выше среднего. Будучи выпускниками старших классов они демонстрируют впечатляющие результаты на ЕНТ, что подтверждает их высокий уровень знаний и подготовки.
Многие из них получают приглашения от самых престижных университетов мира, таких как Гарвард, Кембридж, Оксфорд и Массачусетский технологический институт.
Эти юные гении – будущее нашей страны.
Выдающиеся способности
Отличие между гением, одаренным человеком и вундеркиндом заключается в нюансах проявления их способностей и в том, как и когда эти они проявляются.
Гений — это человек, обладающий выдающимися и уникальными способностями в какой-либо области, которые далеко превосходят средний уровень. Гениями становятся за счет развития способностей, поэтому говорят, что они на 99% состоят из труда. Такие люди не просто владеют своим талантом, но и способны создавать нечто принципиально новое, кардинально изменяющее существующие представления в своей сфере. Их влияние зачастую выходит за рамки их времени и оставляет значительный след в истории.
Одаренный человек — это тот, кто обладает высоким уровнем таланта или интеллекта, который проявляется в одной или нескольких областях. В отличие от гения одаренный человек может не обязательно создавать нечто радикально новое, но его способности позволяют ему достигать больших высот в своей сфере деятельности. Одаренные люди не обязательно проявляют свои способности с раннего детства.
Вундеркинд — это ребенок, который демонстрирует способности, значительно превосходящие его сверстников, зачастую на уровне взрослых специалистов. В отличие от гения или просто одаренного человека вундеркинды проявляют свои таланты в раннем возрасте. Их умения могут развиваться в самых разных сферах — от математики и науки до искусства и музыки. Однако важно отметить, что не каждый вундеркинд обязательно станет гением или даже одаренным взрослым. Дальнейшее развитие способностей зависит от множества факторов, включая окружение, поддержку и личное развитие.
По словам американского доктора Джоан Рутзац из университета штата Огайо, где изучают вундеркиндов более 15 лет, для одаренных детей характерны глобальное чувство ответственности и альтруизм. Такие мальчики и девочки очень бурно реагируют на жестокость к животным, несправедливость в отношении людей, способны расплакаться из-за негативного поворота сюжета в кино или мультфильме, расстроиться из-за войны или катастрофы даже в отдаленной части планеты или из-за глобального потепления.
В чем твоя сила?
Рождение вундеркинда — случай уникальный, тогда как одаренными могут быть двое детей из ста. Однако потенциал, который в них зарождается с малых лет, можно даже не заметить, а можно развить в талант. Если ребенок явно преуспевает в каком-то виде деятельности, то это вовсе не означает, что нужно прорабатывать только это направление. В психологии есть условное разделение на виды одаренности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ. Такой одаренностью наделены дети, умеющие анализировать и классифицировать информацию, критически мыслящие и способные подолгу концентрироваться на каком-то одном действии. Они наблюдательные, обладают высоким уровнем интеллекта и делают особые успехи в изучении конкретного предмета, а затем и определенной области.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ. Эта одаренность свойственна детям с прекрасной памятью. Знания им даются легко. Академически одаренные школьники получают положительные эмоции от процесса обучения и могут самостоятельно изучить любой материал, а зачастую способны освоить программу текущего учебного года гораздо быстрее сверстников.
КРЕАТИВНАЯ. Склонность к любому виду созидания характерна для креативно одаренных детей. Именно особенное мышление и развитое воображение помогают им добиться успехов в творческих видах деятельности. У таких детей отмечают музыкальный, танцевальный, писательский, актерский или художественный талант.
СОЦИАЛЬНАЯ. Характерной особенностью социально одаренных детей является набор качеств, помогающих им быстро адаптироваться в любой социальной среде. Повышенный уровень эмоционального интеллекта и врожденная интуиция придают им уверенности в себе при общении с людьми любого возраста и положения. Это притягательные личности с устойчивыми лидерскими задатками и руководящими способностями.
ПСИХОМОТОРНАЯ. Такие дети опережают сверстников в общем физическом развитии. Их организм обладает незаурядными физическими резервами, за счет чего они легко преуспевают в занятиях спортом.
Кто такие саванты?
Когда речь заходит о вундеркиндах, неизменно всплывает такое понятие, как «саванты».
Это разновидность вундеркиндов. Про таких детей говорят, что у них синдром саванта. Это значит, что они обладают исключительной одаренностью в какой-то одной узкой сфере, например, хорошо рисуют или сочиняют музыку, но при этом существенно отстают от сверстников в других вещах.
Часто это дети с синдромом Аспергера или аутизмом.
На страницах местных новостей
Казахстанская земля полна талантливыми людьми.
Некоторые из них раскрывают свои способности еще в раннем возрасте, пока их сверстники играют в игры и не отрываются от гаджетов.
Заголовки газетных статей и роликов на местных телеканалах заявляли, что во многих областях Казахстана живут дети-гении.
В свои 16 лет школьник из Алматы Динмухамед Майлибай выиграл конкурс на обучение в астрономической школе при NASA.
Пройдя серьезный отбор, в том числе собеседование с действующим американским астронавтом, юный казахстанец выиграл конкурс на обучение в летней школе United Space School при NASA США. Всего было отобрано 55 участников из 23 стран мира.
Экологическая деревня, ветро-солнечная электростанция и универсальное зарядное устройство — эти новаторские проекты принадлежат карагандинскому школьнику Алдияру Божбанову. Все идеи шестиклассника направлены на «зеленую» экономику. В столь юном возрасте мальчик разобрался, как с помощью специальной установки преобразовывать органические отходы в биогаз и использовать его для выработки тепла и электричества.
В 17 лет астанчанин Темирлан Амангельдин завоевал бронзовую медаль на Международной математической олимпиаде (ММО) — старейших и самых сложных всемирных соревнованиях по этому предмету. Талантливого подростка заметили и пригласили на бесплатное обучение в один из ведущих технических вузов Южной Кореи. Более того, вуз назначил Темирлану самую высокую стипендию на проживание.
Рахат-Би Абдысагин. Этого парня называют казахстанским Моцартом. В 12 лет Рахат-Би написал первую композицию, в 13 стал студентом музыкальной консерватории.
Молодой человек впервые в истории Казахстана стал магистром в 18 лет. Он учился в Казахском национальном университете искусств и самостоятельно готовил свою работу в течение года.
Всего за год ему удалось экстерном окончить магистратуру.
Аяла Зада из Павлодара владеет пятью языками и играет на фортепиано. Старшеклассница может говорить на казахском, русском, английском, немецком и китайском языках.
В свое время она написала научный проект, посвященный конструктивным и деструктивным аспектам лингвистической интерференции в изучении двух иностранных языков.
Интерес талантливой девушки к лингвистике пробудился с раннего возраста.
Это работает!
Далеко не все изобретения и инновации придумываются взрослыми людьми. Некоторые полезные вещи, вошедшие в обиход и жизнь человека, созданы детьми.
Правда, необычными — гениями и вундеркиндами.
В 2013 году 13-летней девочке удалось совершить невозможное — она изобрела лекарство от икоты. Юную Кивман икота мучила постоянно. Она перепробовала на себе все возможные фармацевтические и народные средства от недуга, но ничто не давало быстрого результата в борьбе с этой напастью. Тогда Кивман решила придумать лекарство от икоты сама, и у нее это получилось! Девочка сделала леденцы из смеси сахара и яблочного уксуса и уверяет, что это лакомство устраняет икоту практически мгновенно.
Рак поджелудочной железы чаще всего заканчивается летальным исходом для больного, потому что его трудно выявить и диагностировать на ранних стадиях. Но благодаря открытию юного студента Джека Андраки врачи могут диагностировать болезнь на начальных стадиях и продуктивно вести ее терапию. Джек изобрел специальное устройство для диагностики рака поджелудочной железы в возрасте 15 лет!
16-летнюю девочку Кавья на разработку нового приложения подвигла болезнь своего деда. Он страдал от так называемой «диабетической ретинопатии» — это одно из осложнений при диабете (повреждение сосудов в сетчатке глаза и последующее нарушение функциональности органа). Для своей инновации девочка вместе с братом и однокурсником собрала около 34 тыс. фото поврежденной сетчатки, а также пообщалась с профессиональными биохимиками, офтальмологами, неврологами и даже специалистами по ИИ. Результат: больным достаточно просто приставить глаз к объективу камеры на смартфоне, чтобы провести самостоятельную диагностику не выходя из дома.
Удивительное и полезное изобретение предложила миру Кайли Симондс — специальный педиатрический рюкзак для капельниц. Когда Кайли была совсем маленькой, ей поставили печальный диагноз — «рак соединительных тканей». Девочка долгое время провела в больнице, где проходила курс химиотерапии. У Кайли появилась идея сделать удобный и практичный рюкзак для капельниц, которым было бы удобно пользоваться детям, проходящим в больницах курс инъекционной терапии от разных заболеваний. Изобретение Кайли официально запатентовано.
Родительский вклад
Обнаружив в ребенке некую особенность психического развития, важно помочь ему поддержать и развить свои незаурядные способности. Такая миссия в первую очередь возлагается на родителей малыша.
- Одаренный ребенок может добиться исключительных результатов в интересующем его виде деятельности, если близкие будут выполнять ряд простых вещей.
- Грамотное воспитание одаренных детей необходимо проводить при педагогической и психологической поддержке. Такие дети не вписываются в стандартную систему школьного образования, а значит, требуют особого подхода. Стереотипность и шаблонность детсада и школы могут вызвать отторжение к учебе у детей с неординарными способностями. Хорошим планом действий будет заручиться поддержкой психолога, который поможет глубже понять особенности ребенка. Полезна будет и помощь наставника-педагога для определения плана развития маленького таланта.
- Талантливый ребенок не должен зацикливаться на одном виде деятельности. Лучше содействовать всестороннему развитию малыша. Необходимо помочь ему развиваться интеллектуально, физически, социально и эмоционально.
- Не стоит доминировать, предъявляя завышенные требования к чаду. Лучше не просто присматриваться к способностям ребенка, но и прислушиваться к его желаниям. Талантливый человек талантлив во всем. К примеру, явно склонный к рисованию ребенок может мечтать стать футболистом. И в деле, которое доставляет ему удовольствие, добьется большего успеха.
- Важно понимать, что одаренным детям бывает сложно найти общий язык со сверстниками. Надо постараться помочь ребенку найти друзей, увлеченных схожими интересами и близких к его уровню развития.
- Обязательно хвалить юное дарование, но при этом чувствовать меру. Уметь видеть хорошее, подчеркивая индивидуальность, и постоянно перехваливать, убеждая в исключительности, — это разные вещи.
По материалам интернет-сайтов страницу подготовила М. Кутузова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!