Гимназия «Арман»: достижениям радуемся вместе, проблемы решаем сообща

11 Дек 2023 12:52
Количество просмотров: 1379

Как часто у вас возникает желание посетить школу, в которой учились? Наверняка у каждого по-разному. А вот у выпускников шымкентской гимназии «Арман» такое желание возникает очень часто, независимо от возраста. А повод для того, чтобы собраться вместе выпускникам разных лет, будет на следующий год — в апреле 2024 года гимназия отметит 30-летие. А пока узнаем, чем живет гимназия в преддверии своего юбилея.

Заместитель директора гимназии «Арман» А. Беисова.

Сразу хочу сделать оговорку, что на рубеже 1990-2000 годов я преподавал в гимназии «Арман» историю и граждановедение. Был такой предмет — это аналог основ государства и права, но более расширенный и по программе, и по курсу (с 4 по 11 класс). Поэтому, опережая всевозможные инсинуации, скажу, что не понаслышке знаю о процессе работы не только извне, но и изнутри. И он не выбивается из стандартных плюсов и минусов, присущих каждой школе.

К тому же любая недоработка оперативно исправляется. Главное, проговорить то, что не нравится. И независимо от того, родитель вы, ученик или учитель, вас выслушают и примут решение. Зачастую совместное. Да и ошибок не делает только тот, кто не работает.

В фойе гимназии «Арман», кроме, как и положено, государственных символов страны, вас встречают рисунки учеников, доска почета с фотографиями отличников и самых активных участников в жизни школы.

А еще театральные афиши.

Бросается в глаза качественно сделанный ремонт. Строгий, но стильный и не отвлекающий от учебного процесса.

Поднимаюсь на второй этаж и начинаю разговор с заместителем директора А. Беисовой — человеком, отдавшим 25 лет гимназии «Арман».

Сегодня в этой школе за партами сидят более 700 детей из разных районов Шымкента. Это говорит о том, что на протяжении всех 30 лет «Арману» удается сохранять профессиональный коллектив преподавателей. Причем конкурс на место достаточно серьезный. Еще до начала работы приемной комиссии у администрации гимназии собираются десятки личных дел потенциальных претендентов.

О достижениях гимназии «ЮК» пишет постоянно. Но у любого живого организма, в том числе образовательного учреждения, периодически возникают проблемы.

«Если говорить о проблемах, они есть у любого работающего коллектива. В первую очередь — это кадры. Когда приходит новый педагог, он проходит собеседование сначала с завучами, а затем с директором. У Ардак Калымбековны Рысбековой есть необъяснимое качество — чувствовать человека. Она может сразу сказать, наш это человек или нет. Окунется он с головой в армановскую жизнь и будет как рыба в воде или нет», — рассказала Ардак Сапаргалиевна.

«Арман» — это не только учеба, но и творчество.

«Много ли тех, кто хотел бы поработать в «Армане?»

«Думаю, нет. Во-первых, мы не любим совместителей. Нам нужно, чтобы человек был полностью нашим. Во-вторых, даже учителя с опытом говорят: «Вы же заставите работать!» К сожалению, сегодня в общеобразовательных школах наблюдается такая тенденция, где директор нацелен на показатель. И этот показатель рисуют», — ответила А. Беисова.

В школе «Арман» иначе, поэтому учителя постоянно учатся. Прошедшей осенью группа преподавателей «Армана» побывала в образовательном туре в Турции, где посетила частные школы Анкары.

«Нас встречали директора и завучи школ. Ни коридоров учителей с учениками, ни каких-либо помпезностей типа застолий и концертов. Провели, показали, познакомили. Мы еле упросили посетить хотя бы один урок. Посторонним нахождение во время учебного процесса категорически запрещено», — поделилась впечатлениями заместитель директора гимназии.

Немаловажную роль в воспитании и образовании играет внеклассная работа. Причем поставлена она на систематический профессиональный уровень с первых дней работы гимназии.

В июне начинает работу летний лагерь дополнительного образования. Он для тех, кто хочет подтянуть свои знания или собирается перейти в гимназию из общеобразовательной школы. Занимаются в летнем лагере и участники школьных олимпиад. А с этого учебного года первый летний месяц стал не только образовательным, но и лагерем отдыха. Полдня — учеба, полдня — отдых.

Хорошие показатели у гимназии по олимпиадам. Гимназисты, и в первую очередь по английскому языку, доходят до республиканского тура.

Для учителей гимназия — возможность самореализации.

«70 процентов наших учеников составляют казахоязычные дети. Они активно участвуют в олимпиадах по родному языку. Один из лучших показателей у преподавателя казахского языка Гульнази Айтбеккызы Босуновой. Ее ученица Динара Кенжалы в прошлом году достойно представила гимназию», — рассказала Ардак Сапаргалиевна.

Гимназия «Арман» не изменяет традиции и по-прежнему обучает на трех языках: казахском, русском и английском.

Раз в три года проходят традиционные «Армановские чтения» по линии ассоциированных школ ЮНЕСКО, в которых участвуют не только ученики со всей республики, но и их преподаватели.

«Сейчас модно сваливать многие проблемы и недоработки на ковид и карантин. Как вышел «Арман» из карантина?»

«Во время карантина мы сделали большой рывок в дистанционном обучении. А минус, наверное, в том, что многим детям очень долго пришлось привыкать к социуму. К тому же за счет скачка технологий дети перестали читать и заниматься. Расслабились. Например, малыши отвыкли писать. Испортился почерк. К сожалению, каллиграфию мы не смогли восстановить, так как за время карантина не смогли привить навык системного письма. Пришлось восстанавливать и уровень знаний», — ответила А. Беисова.

Здесь нельзя не согласиться с учителем с большим опытом. Минус онлайн-обучения еще и в том, что оно возлагает ответственность исключительно на ученика. И эта привычка осталась. Детям проще отскринить что-то в интернете, чем нарисовать самим. Взять решение в сети, чем самим к нему прийти. Мама-папа не видят, учитель тоже. Но в гимназии «Арман» искореняют такую привычку.

Еще один вопрос, который задал заместителю директора школы, о сотовых телефонах. Буквально на днях в Мажилисе Парламента депутаты обсуждали эту проблему. И большинство пришли к мнению, что ученикам необходимо ограничить использование сотовых телефонов в школах.

Есть мамочки, которые могут звонить через каждые пять минут, не думая о том, что у ребенка контрольная или что он отвечает у доски. Да и вообще, идет урок.

«Не знаю, почему вдруг вновь вернулись к этому вопросу. Дело в том, что лет шесть назад был совместный приказ Министерства образования и науки и МВД на использование сотовых телефонов в образовательных учреждениях. И был запрет.

Библиотекарь С. Стельмашенко бережно хранит не только учебники и книги, но и летопись «Армана».

В «Армане» утром перед началом занятий ученики сдают свои сотовые телефоны классному руководителю. Эту практику мы применяем не первый год. Но период дистанционки «подсадил» многих учителей на онлайн-программки: тестирование, учебные приложения по отработке навыков. Тогда учитель идет к классному руководителю, берет телефоны и раздает их ученикам как учебное пособие. Сейчас глупо категорично запрещать. Но есть моменты, когда, как я уже сказала, для учебного процесса телефоны — это реальная необходимость», — поделилась своим мнением заместитель директора гимназии «Арман».

От себя еще хочу добавить, что абсолютно согласен с мерой по ограничению использования сотовых телефонов во время учебного процесса. Мы очень много говорим о буллинге детей, но забываем о травле взрослых. В том числе учителей. Сколько непотребных видео, зачастую провокационных, снято детьми и выложено в сеть?!

СПРАВКА «ЮК»

В 2021 году в Казахстане законодательно ограничили использование смартфонов и планшетов в школе. Соответствующий приказ подписал министр образования и науки. В нем, помимо полного запрета на пронесение в учебное заведение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, колющих и режущих предметов, введено ограничение на использование смартфонов и планшетов. Однако в ведомстве уточнили, что никто не запрещает приносить телефоны в школу, речь идет о частичном ограничении.

Если помните, в начале статьи было сказано, что в фойе гимназии висят театральные афиши. И это неспроста.

Армановцы стали театроманами. Учитель английского языка Л. Танабаева делает с учениками начальной школы театральные постановки на английском языке. В этом ее поддерживают родители. В том числе в участии во всевозможных школьных театральных онлайн-конкурсах, которые проходят в Америке, Италии, Испании, России.

В первый день учебного года и на последний звонок на почетном месте в фойе выставляются все награды гимназии, среди которых и награды за театральные работы гимназистов.

Учитель русского языка в казахских классах В. Абаева так же с учениками ставит театральные постановки. В первую очередь — это классика на русском языке.

В городе ежегодно проходят два театральных конкурса среди школ -в НИШ «Тебе Шымкент мы посвящаем» и во Дворце школьников «Театральное искусство». Это стало толчком и для других учителей. В том числе казаховедов. Г. Босунова ставит театральные постановки на казахском языке. Причем ученики классов с казахским языком обучения стали завсегдатаями Шымкентского городского академического казахского драматического театра им. Ж. Шанина.

«В прошлом году приезжал на гастроли театр из Алматы. Единственная постановка была в 11 часов. И дети со слезами на глазах упросили меня отпустить их с обещанием, что пропущенные уроки будут наверстаны. Детям нравится театр», — вспомнила А. Беисова.

Кстати, развитие театрального направления в школе сегодня анонсировано Министерством просвещения. Причем многие вещи, прописанные в министерском документе, практикуются в «Армане» с первых дней работы гимназии. Это и школьное самоуправление, и то же театральное искусство.

На голодный желудок знания в голову не лезут. Поэтому мы заходим в просторную, светлую и чистую школьную столовую.

Молодой организм развивается, и поэтому ему требуется много калорий. Но беда в том, что у многих детей отсутствует культура питания. Дети питаются, как говорится, на ходу. Залил в себя суп, чай, схватил кусок хлеба и с этим хлебушком побежал.

Раньше родители объясняли своим детям, что еда на ходу плохо влияет на пищеварение, желудок. Сейчас все несколько иначе.

«Приходится заниматься обучением правилам правильного питания. И у некоторых действительно наступает просветление: если поесть сидя, с чувством, с толком, то чувствуешь себя сытым.

Мы проводили анкетирование среди родителей. Были такие, кто написал, что им не нравится школьное питание. И детям тоже не нравится, потому что они хотят пиццу, суши, чипсы. Но любой повар, работающий в школьной столовой, скажет, что он и рад бы приготовить что-то супервкусное и калорийное, но опять же есть стандарты, нарушение которых строго наказывается», — пояснила заместитель директора.

Немаловажное значение в обучении имеет библиотека. Воздух библиотеки гимназии «Арман» пропитан особым запахом бумаги, который заставляет взять в руки книгу.

Как рассказала школьный библиотекарь С. Стельмашенко, старшеклассники пользуются библиотекой по мере необходимости. А вот малышня с удовольствием приходит и читает.

В соседнем с книгохранилищем помещении расположен шахматный зал. А чуть подальше — хореографический.

Я не мог не спросить у А. Беисовой, было ли у нее желание уйти навсегда из гимназии? И есть ли разница между учениками, которые были первыми ласточками гимназии, и нынешним поколением?

«Если и было такое желание, то сиюминутное. В первый год работы. Но за 25 лет работы серьезного желания уйти не было.

В чем разница между «Арманом» 30-летней давности и сегодняшним? В «Армане» никогда не запрещали экспериментировать. Есть госстандарт, есть утвержденная программа, есть стандартный набор учебников. Но если учитель хочет улучшить образовательный процесс, за это никогда не бьют по рукам. Наоборот, оказывают всемерную поддержку. Главное — хороший результат.

Дети, конечно, поменялись. Благодаря развитию интернета у них больше идей. Как нынче модно говорить, креатива.

Для отдыха учеников созданы все условия — игровые площадки, цветник, беседки.

Минус — перестали читать нужные книги, воспринимать объемную информацию. Соцсети, интернет приучили к кратким выжимкам информации. Проблема — не все дети могут выразить до конца свою мысль.

Не воспринимают большие объемы текста. Отсутствует критическое мышление, хотя новые образовательные программы рассчитаны на развитие этого типа мышления.

Нынешние дети больше стали воспринимать информацию через картинки. Другие приоритеты, другое мышление. Хотя дружить и общаться — это незыблемые вещи для любого поколения. Достаточно отобрать у ученика сотовый телефон, и он становится обычным ребенком. Будет с удовольствием гонять в футбол, сидеть в библиотеке», — таков ответ учителя с 25-летним беспрерывным стажем работы в гимназии «Арман».

А еще А. Беисова сказала, что для празднования предстоящего юбилея есть грандиозные планы. Но они пока в голове у директора и в строжайшей тайне. То, что можно сказать: на праздник будут приглашены армановцы всех 25 выпусков (первые годы в гимназии «Арман» была только начальная школа – Авт.). Директор очень любит устраивать сюрпризы коллективу и детям. И таких сюрпризов будет множество.

Со своей стороны хотелось бы отметить не только учеников, но и преподавателей «Армана», которые создали костяк педагогического коллектива и преданы своей профессии: В. Абаева, С. Сауытбекова, М. Залевская, С. Рысбекова, Ж. Мурзина… Всех не перечислить.

По прошествии почти 30 лет работы гимназии «Арман» можно утверждать, что это не просто образовательное учреждение, а целый мир. Это — семья. Это радость детства и широкое поле для педагогического творчества и воспитательных маневров.

А проблемы были, есть и будут. Главное, уметь их решать своевременно. И решать проблемы сообща учатся не только учителя, но и дети. В жизни это хороший навык. Пожелаем педагогическому коллективу гимназии «Арман» во главе с кандидатом педагогических наук Ардак Калымбековной Рысбековой успехов и новых достижений в грядущем юбилейном году.

Кстати, кто еще из школ и гимназий может похвалиться руководителем с ученой степенью?

 

Владимир Привалов

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *