В Казахстане расширили полномочия постов транспортного контроля (ПТК). Поправки в правила организации работы транспортников внесло Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК.
Согласно нововведениям, стационарные и передвижные ПТК теперь могут находиться не только в зонах грузообразующих точек, пересечений автомагистралей и в основных международных транспортных коридорах, но и на всех видах автодорог и улиц населенных пунктов.
СПРАВКА «ЮК»
Из Правил пассажирских перевозок в Республике Казахстан:
«До начала осуществления деятельности индивидуальный предприниматель или юридическое лицо подает в местный исполнительный орган района, города областного или республиканского значения, столицы уведомление о начале деятельности в качестве перевозчика такси в соответствии с Правилами приема уведомлений».
На постах транспортного контроля имеют право останавливать грузовые, специализированные и специальные автомобили, автобусы, микроавтобусы и легковые авто, работающие в качестве такси.
При этом у водителей проверяют наличие талона о приеме уведомления о начале деятельности в качестве перевозчика такси, а также соответствие автомобиля требованиям законодательства.
Как поясняют специалисты, все эти действия должны упорядочить перевозку пассажиров в стране.
Ранее в СМИ сообщалось, что в Казахстане усилили контроль деятельности такси. Это было сделано для того, чтобы таксисты незаконно не перевозили пассажиров во время карантина. Для пресечения действий таких перевозчиков инспекции транспортного контроля в усиленном режиме проводят работы совместно с компетентными органами.
Например, инспекция транспортного контроля по городу Шымкенту проводила работу по транспортному контролю деятельности такси по перевозке пассажиров и багажа. В результате только за один летний месяц было выявлено 130 правонарушений. Не имея уведомлений компетентных органов, водители предоставляли услуги перевозки пассажиров. В связи с этим было возбуждено и направлено в суд 20 административных дел по части 1 статьи 463 КоАП РК.
В редакцию «ЮК» стали поступать обращения от водителей такси, в которых они жаловались на действия инспекторов.
Для прояснения ситуации корреспондент «ЮК» встретился с и. о. руководителя инспекции транспортного контроля по городу Шымкенту О. Петуховым.
— Олег Юрьевич, какова основная задача работы транспортной инспекции?
— Безопасность пассажиров во время перевозок — одно из приоритетных направлений работы транспортной инспекции.
Наши сотрудники руководствуются Положением о транспортной инспекции, Законом «Об автомобильном транспорте», Правилами перевозок пассажиров.
Все наказания регламентируются Административным кодексом Республики Казахстан, который не подлежит расширенному толкованию.
— Несколько месяцев назад в СМИ появилась информация, что в целях предотвращения незаконных перевозок пассажиров такси на территории города планируется создать совместную рабочую группу с соответствующими компетентными органами и обсудить меры по прекращению незаконных перевозок.Что это за рабочая группа?
— В свое время акимом города была создана рабочая комиссия, в которую вошли сотрудники прокуратуры, управления транспорта, МПС, инспекции транспортного контроля, налоговой инспекции и все заинтересованные лица, то есть представители таксопарков, автопарков и мобильных приложений, на базе которых работают отдельные такси. Это позволяет избежать предвзятости.
— И как работает комиссия?
— Каждый вторник мы встречаемся в зале городской транспортной инспекции.
Никакой предвзятости, чтобы конкретно наказывать кого-то, у нас нет. Все стараемся решать в рабочем порядке.
Каждый день любой из вышеперечисленных представителей может участвовать в наших рейдах. Причем их график — это не государственная тайна. Все компании, которые занимаются пассажирскими перевозками, знают, когда и где будут проходить рейды.
— А вот водители, которые обратились в редакцию, говорят, что ваши инспекторы под видом пассажиров вызывают такси, а в ходе поездки начинают проверку.
— Существует принцип контрольной закупки. Он законодательно обоснован. Инспектор может сделать контрольный вызов любого такси. Не буду скрывать, что такой метод проверки понравился не всем. Были обращения в суд на наши действия. Но, согласно решению специализированного суда Шымкента, наши действия признаны законными.
— А что проверяют ваши инспекторы у водителей такси?
— Позиция транспортной инспекции однозначна — безопасность пассажиров. Что мы проверяем? Прежде всего — путевой лист. Путевой лист выдается только тогда, когда водитель прошел медицинское освидетельствование, техники проверили состояние автомобиля, а главное, путевой лист — это гарантия обязательного страхования пассажира в случае ДТП. К сожалению, те, кто занимается нелегальным частным извозом, не могут предоставить страховку.
Если у водителя нет путевого листа, штрафуем не только его, но и организацию, в которой он работает.
Кроме того, обращаем внимание на внешнее состояние машины. Она может быть на ходу, но, как говорят в народе, убитая. Это не соответствует Правилам пассажирских перевозок. Поэтому такие машины категорически нельзя выпускать на линию. Если мы говорим о такси, то автомобиль обязательно должен быть обклеен шашечками. Но почему-то не все следуют этим правилам. Исходя из этого мы еженедельно вынуждены применять штрафные санкции более чем к ста владельцам автомобилей. Если просмотрите список работодателей, то вы увидите в нем практически все таксопарки и компании, работающие на основе мобильных приложений.
— Некоторые партнеры онлайн-приложений отсутствие путевого листа аргументируют тем, что это бухгалтерский документ.
— Они могут говорить что угодно, но согласно Правилам, вышел на линию – имей путевой лист. За его отсутствие предусмотрено наказание. По правилам путевой лист выдается после прохождения медицинского и технического осмотра на один день или на одну поездку перед выходом на линию. Кроме того, он должен закрываться после осмотра водителя медиком и автомобиля техником. Пока, к сожалению, от наших перевозчиков мы не можем этого добиться.
— Что необходимо юридическому лицу для осуществления пассажирских перевозок?
— Кроме вышеупомянутых Правил, исполнения Закона, юридические или физические лица должны уведомить местные исполнительные органы, то есть акимат, о начале деятельности. Никаких иных разрешений, регистрации в каких-либо базах не существует. Если говорить конкретно о транспортной инспекции, то у нас есть одна база данных – технического осмотра. Все водители знают, что автомобиль попадает в нее автоматически после прохождения необходимых процедур. Причем база данных общая: пользуемся и мы, и сотрудники МПС.
— Какие еще требования предъявляются к перевозчикам, оказывающим услуги такси?
— Если следовать букве Закона, такси должны быть окрашены в один цвет. К примеру, подъезжает нью-йоркское такси. Сразу видно. Единый желтый цвет автомобилей. Да что далеко ходить? В Союзе все такси были окрашены в один цвет. В салоне обязательно была установлена табличка с наименованием таксопарка, фамилией и именем водителя. А также указан номер диспетчерской службы и транспортной инспекции. А что сейчас? Подъезжают машины всех цветов радуги. Шашечек нет, у водителя отсутствует бейдж. Про наличие путевых листов я уже говорил.
СПРАВКА «ЮК»
Из Правил пассажирских перевозок в Республике Казахстан:
«Статья 341. Такси внешне оформляется в единой цветовой гамме, путем нанесения по всей длине боковых сторон легкового автомобиля на одном уровне, цвет кузова которого определяется самим перевозчиком такси, пояса, состоящего из черных и (или) желтых квадратов, расположенных в шахматном порядке, высотой не менее 10 и не более 14 сантиметров.
Статья 343. В салоне такси в поле зрения пассажиров устанавливается визитная карточка водителя с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии), а также информационное табло с указанием официального наименования перевозчика, его адреса и номера телефона».
— Что можете сказать о недавно созданной городской ассоциации таксистов?
— Транспортная инспекция не лезет в дела общественной организации. Но побывав на их заседаниях, могу сказать одно: организация требует в первую очередь исполнения законных правил пассажирских перевозок. Если проще: участие в ассоциации — это знак качества оказываемых услуг.
В качестве примера возьму одного из агрегаторов, то есть такси, которое работает, используя мобильное приложение. Изначально они позиционировали себя на рынке исключительно как информационный центр — диспетчерская и игнорировали правила, обосновывая это тем, что они не являются таксопарком, а продают только информацию (заказы).
Первоначально у их водителей не было ни шашечек, ни путевых листов. Соответственно, в их штате не было ни медиков, ни механиков. И только благодаря усилиям сотрудников транспортной инспекции их деятельность удалось ввести в правовые рамки.
Не важно, содержишь ли ты автопарк или работаешь на основе приложения. Важно соблюдение закона, который един для всех. Транспортная инспекция никогда не вмешивается во внутренние корпоративные дрязги перевозчиков.
У нас постоянно одно и то же требование — участие в рейдах налоговой инспекции.
— Олег Юрьевич, а какие еще частые нарушения вы фиксируете у тех, кто занимается пассажирскими перевозками?
— Очень часто выявляются факты значительного перегруза микроавтобусов и автобусов. Про грузовики скромно умолчу.
— Чтобы Вы хотели сказать тем, кто сегодня смотрит на инспекторов транспортной инспекции с опаской или злобой?
— А тут особо говорить нечего. Уважаемые коллеги, соблюдайте законы и правила, и никто не будет иметь к вам никаких претензий. Город большой — работы хватит всем. Но исключительно в рамках ЗАКОНА!
СПРАВКА «ЮК»:
Из Правил пассажирских перевозок в Республике Казахстан:
«Статья 340. Такси оборудуется опознавательным знаком, расположенным на крыше и хорошо различимым с расстояния до 500 м. Опознавательный знак имеет надпись «Т» (такси) и/или характерный шашечный пояс и подсвечивается в темное время суток».
Владимир Привалов
фотоавтора и из открытых источников
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!