«Сейчас же мы видим, что вместо реального искоренения коррупции происходит бюрократизация процесса. Много месяцев уходит на процедуры выбора поставщика, но все равно нет ни качества, ни добропорядочности. Зачастую, несмотря на все имеющиеся нормативные фильтры, заведомо известно, кто выиграет тот или иной тендер».
Президент Казахстана К. Токаев
В редакцию с горой документов пришел директор шымкентского ТОО «Жылуэнерго ремонт» Ж. Дербисбеков: «Приходится доказывать, что нас снова подставили на тендере. Снизили баллы. Реальные показатели заменили на фикцию. Чем это объяснить? Некомпетентностью. Безответственностью чиновников из управлений государственных закупок — организаторов тендеров? Или это преднамеренные действия, чтобы дать зеленый свет «своему» победителю? Накипело! Сил нет! Бесполезно обращаться и в департаменты внутреннего государственного аудита Шымкента и Туркестанской области. Оттуда приходят ответы, что мои доводы подтвердились. И этим все заканчивается. Мер по восстановлению справедливости не предпринимается. Орган внутреннего госаудита привлекает к дисциплинарной ответственности чиновников из управления государственных закупок. А мы остаемся ни с чем. Ну нельзя же каждый раз ехать в Нур-Султан, чтобы в республиканском Комитете внутреннего государственного аудита доказывать, что у нас нечестно отобрали тендер?! И вот сейчас у меня снова аховая ситуация».
Все оцифровано
Госзакупки действительно непростая, забюрократизированная сфера. Если о ней журналисты начинают писать, то всплывают вопиющие факты. Или когда на заседаниях совета по этике рассматривают дисциплинарное дело чиновника, засветившегося на госзакупках. И такие случаи, к сожалению, продолжают превалировать.
«Недоступность информации о планах и условиях закупок, принятие кулуарных решений — все это должно уйти в прошлое. Я констатирую, что позитивные тенденции в этом важном вопросе начались. Цифровизация данной сферы позволит быстрее выявлять и отсеивать нелогичные решения, не допускать завышения цен, закупать более качественные товары и услуги» — такую задачу поставил Глава государства.
И подвижки действительно есть. Бумажные варианты в системе госзакупок прекратили свое существование. Сегодня все документы оформляются через веб-портал. Казалось, будут и прозрачность, и справедливость, и объективность, и эффективное использование бюджетных потоков, и высокие качественные показатели. Ведь в приоритете — участие в госзакупках производителей, имеющих репутацию, соответствующую технику, квалифицированных работников, и своевременно уплачивающих налоги.
За справедливостью — в Нур-Султан
«Уважаемый Ренад Калидулович! Я, директор ТОО «Жылуэнерго ремонт», был у Вас на приеме 15.07.2022 года по вопросу о грубых нарушениях при проведении открытых конкурсов, организаторами которых являются управления государственных закупок по Туркестанской области и по г. Шымкенту. Конкретно по госзакупкам работ №7544538-1 «Строительство канализационных сетей в жилом районе «Тараз» г. Арыси Туркестанской области». После опубликования на веб-портале государственных закупок протокола об итогах №7544538-ОК1 мы вынуждены были обратиться в департамент внутреннего государственного аудита по Туркестанской области с жалобой на организатора этого конкурса — ГУ «Управление государственных закупок по Туркестанской области». В протоколе об итогах конкурсная комиссия за опыт работы за последние десять лет, предшествующих текущему году, применила условную скидку в размере 9,6%, в том числе за опыт работы — 6,6%, за показатель уплаченных налогов — 3%.
Комиссионный орган, т. е. департамент внутреннего государственного аудита, должен был проверить конкурсные заявки потенциальных поставщиков и принять соответствующие меры реагирования.
Но департамент сам нарушает Закон РК при проведении открытых конкурсов. А именно п. 274 Правил проведения госзакупок: «При проведении государственных закупок работ в сфере строительства (строительно-монтажные работы и работы по проектированию) сведения и документы, подтверждающие опыт работы потенциального поставщика находящихся в электронном депозитарии со статусом «Подтверждено», учитываются конкурсной комиссией и обжалованию в порядке ст. 47 Закона «О государственных закупках» не подлежат своим уведомлением №611010000-4-7-180117 от 29.07.2022 года.
Департамент преднамеренно занижает нам условную скидку. На сегодня, согласно представленным и утвержденным документам в электронном депозитарии, условная скидка ТОО за опыт работы должна составлять 10,4%, но никак не 8,6%. Получается, что организатор проведения конкурса и компетентный орган — департамент внутреннего госаудита — договариваются и делают победителем ту фирму, которая им нужна. А моя жалоба, с которой я к Вам обращался, подтвердилась на 200%, что делалось и до этого.
На этом основании, по нашему мнению, необходимо менять не только руководство департамента внутреннего государственного аудита по Туркестанской области, но и передавать материалы таких проверок в органы прокуратуры».
Это письмо Ж. Дербисбеков направил заместителю председателя Комитета внутреннего государственного аудита Р. К. Ахметову 1 августа нынешнего года.
9 августа в ТОО «Жылуэнерго ремонт» из Нур-Султана пришел ответ: «Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК, рассмотрев Ваше обращение касательно госзакупки №7544538-1 «Строительство канализационных сетей в жилом районе «Тараз» г. Арыси Туркестанской области», сообщает следующее: «В соответствии с пунктом 35 Правил проведения камерального контроля, утвержденных приказом министра финансов РК от 30 ноября 2015 года №598, комитетом произведен контроль качества материалов камерального контроля по вышеуказанной закупке, в результате которого установлено: расчет опыта работы на рынке работ для потенциальных поставщиков регламентирован пунктами 246-252 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом министра финансов РК от 11 декабря 2015 года №648. С учетом этих норм условная скидка за наличие опыта работы ТОО «Жылуэнерго ремонт» составила 10%.
Расчет произведен с учетом объектов, подтвержденных (верифицированных) полномочным органом в электронном депозитарии. Таким образом, доводы, изложенные в Вашем обращении, нашли подтверждение.
В случае несогласия с решением органа, рассматривающего жалобу, Вы как участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт и административное действие (бездействие) в суде.
Р. Ахметов, заместитель председателя Комитета внутреннего государственного аудита».
Эти документы Ж. Дербисбеков принес в редакцию 17 августа. Возмущался, что решение Комитета внутреннего государственного аудита, восстановившего справедливость, не спешат выполнять в Туркестанской области.
И только 19 августа, наконец-то, на веб-сайте госзакупок появился долгожданный измененный протокол конкурсной комиссии: вместо прежнего победителя по лоту «Работы по возведению (сооружению) канализационных систем (водосточных сооружений) насосных станций в жилом районе «Тараз» в г. Арыси» названо ТОО «Жылуэнерго ремонт». Справедливость восторжествовала! Позор для организаторов конкурса и тех, кто его контролировал.
Куда смотрел камеральный контроль?
И это не единственный факт, когда ТОО «Жылуэнерго ремонт» целенаправленно отправили в аутсайдеры. Другие незаконно обиженные на тендерах в «Южанке» не появлялись. Это первое обращение в нашу газету.
ТОО «Жылуэнерго ремонт» участвовало в открытом конкурсе по госзакупкам работ по проекту «Строительство водозабора в микрорайоне «Нуртас» в г. Шымкенте, 2-ая очередь». Организатор — управление государственных закупок г. Шымкента. Документы по лоту «Работы по строительству объектов (систем) сетей водоснабжения и водопроводных сетей» предоставили 12 фирм.
24 мая 2022 года на веб-портале госзакупок был опубликован протокол об итогах.
«Нашу заявку конкурсная комиссия отклонила, — говорит Ж. Дербисбеков, — озвучив причину: «Не соответствует функциональному назначению и отраслевой принадлежности объектов строительства (аналогичность или схожесть ранее выполненных работ по видам строительства) либо не предоставлены в полном объеме соответствующие документы или не соответствует уровень ответственности».
И в то же время в итоговом протоколе нашу заявку допустили. Это свидетельствует о том, что сотрудники, готовившие документ, не компетентны, не грамотны, не внимательны, раз допускают такие грубые ошибки при составлении главного документа — протокола об итогах».
«А еще, — констатировал Жаппар Копжанович, — в этом документе конкурсная комиссия применила к нам условную скидку в размере 7,4%, в том числе за опыт работы — 4,4%, за показатель уплаченных налогов — 3%. Победу нам не дали. Мы с этим не согласились. Главный аргумент: в поданной нами заявке был указан опыт работы по закупкам в сфере строительства, зафиксированный в электронном депозитарии со статусом «Подтвержден» с приложением документов за 2012-2021 годы, соответствующие предмету закупаемого конкурса. И составляет он 10,4%. А нам его необоснованно снизили до 4,4%».
Электронный депозитарий — это электронная база данных, содержащая сведения и документы, подтверждающие наличие опыта работы потенциальных поставщиков, формируемая на веб-портале госзакупок. Потенциальные поставщики могут заполнить электронный депозитарий на портале «Госзакупки», указав необходимые данные и прикрепив электронные копии подтверждающих документов.
Ж. Дербисбеков направил жалобу руководителю департамента внутреннего государственного аудита (ДВГА) по г. Шымкенту А. Дуйсенбаеву с просьбой обязать организатора конкурса по строительству водозабора в микрорайоне «Нуртас» в Шымкенте пересмотреть протокол об итогах тендера.
«После получения материалов проверки, — сказано в жалобе, — мы будем вынуждены обратиться в межрайонный экономический суд для привлечения виновных лиц, допустивших искажение официальных документов, к административной ответственности за систематическое нарушение проведения государственных закупок на открытых конкурсах, что подтверждается ответами из Комитета внутреннего государственного аудита Минфина РК и его территориального департамента по г. Шымкенту».
Ж. Дербисбеков предоставил ответ на эту жалобу: объемный на трех страницах текст за подписью заместителя руководителя ДВГА по г. Шымкенту У. Тастемир. Главное в нем: «Конкурсной комиссией в нарушение Правил проведения госзакупок неправомерно применена условная скидка за наличие опыта работы к конкурсной заявке потенциального поставщика ТОО «Жылуэнерго ремонт» в размере 4,4%, тогда как должно быть 5%. Кроме того, в соответствии с п. 4 Правил проведения камерального контроля, утвержденных приказом министра финансов РК от 30.11.2015 года №598, целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление объекту госаудита права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, и снижение административной нагрузки на объекты государственного аудита».
Этот ответ пока остается только на бумаге. Действенных реальных мер не последовало.
Подножка конкуренту
И это еще не все. ТОО «Жылуэнерго ремонт» участвовало и в открытом конкурсе «Строительство подводящих систем инженерной инфраструктуры к многоэтажным жилым домам на земельном участке 74 га в микрорайоне «Бозарык» г. Шымкента (строительство магистральных сетей канализации и канализационной насосной станции)».
23 марта 2022 года на веб-портале госзакупок был размещен протокол об итогах, где значилось: «Вашу заявку конкурсная комиссия отклонила: объект не подтвержден в электронном депозитарии».
«По закону и Правилам проведения госзакупок, это не является основанием для отклонения нашей заявки, — говорит Жаппар Копжанович. — За опыт работы за последние 10 лет, предшествующих текущему году, нам присвоили на этом конкурсе 4,4 балла. Но конкурсной комиссии мы предоставили подтверждающие документы, которые ранее были направлены и утверждены Комитетом казначейства Минфина РК и имеют статус «Подтверждено». Почему конкурсная комиссия не увидела этого статуса или преднамеренно не заметила?»
ТОО обратилось в ДВГА по г. Шымкенту с просьбой обязать организатора открытого конкурса — управление государственных закупок Шымкента — пересмотреть итоговый протокол.
Заместитель руководителя ДВГА У. Тастемир ответил 13 июня текущего года: «Доводы, изложенные в Вашем обращении, подтвердились, в связи с чем департаментом приняты соответствующие меры реагирования».
Но обнародованный еще в мае протокол итогов остался в силе.
«Если не будет принято реальных действенных мер, — возмущается Ж. Дербисбеков, — придется снова лететь в Нур-Султан за правдой и справедливостью».
Кто есть кто
ТОО «Жылуэнерго ремонт» было создано в 2004 году. В 2015-м получило государственную лицензию первой категории на проведение строительно-монтажных работ.
На его счету 29 построенных и сданных в эксплуатацию объектов, в том числе очистные сооружения канализации в Арыси, канализационные очистные сооружения и канализационная насосная станция в селе Бакыбек Тюлькубасского района, модульная котельная для теплоснабжения многоэтажных жилых домов в микрорайоне «Туран» в Шымкенте и др.
ТОО имеет серьезную материально-техническую базу, его парк насчитывает 33 единицы специального оборудования, в том числе большегрузные КамАЗы, мощные прицепы, колесные и экскаваторы-погрузчики и т. д.
Стоит отметить немаловажный факт: в общем республиканском рейтинге ТОО «Жылуэнерго ремонт» занимает одно из ведущих мест по выплате налогов и других платежей в бюджет среди строительных организаций.
В 2020 году ТОО заплатило 93,4 млн. тенге, в том числе социально значимые — 39,1 млн. тенге.
В 2021-м — 92,1 млн. тенге, в том числе социально значимые — 40,6 млн. тенге.
В 2022-м на текущую дату — 59,1 млн. тенге, в том числе социально значимые — 37,7 млн. тенге.
В коллективе трудится 120 человек. Зарплату получают без задержек, в том числе и 13-ю, которую, к сожалению, сегодня платят не везде.
Возглавляет ТОО Ж. Дербисбеков, выпускник Казахского политехнического института по специальности «инженер-механик» с большим производственным стажем.
Одним словом, ТОО «Жылуэнерго ремонт» — серьезная, с достойной репутацией компания, у которой слово не расходится с делом. Умеет хорошо работать и за себя постоять.
Т. Корецкая
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!