Главный санитарный врач РК Ж. Бекшин пообещал, что во всей стране все точки, торгующие разливным мороженым, будут проверены
Безусловно, ситуация с массовым отравлением 188 шымкентцев, госпитализированных за два дня в городскую инфекционную больницу, потрясла откровенным пренебрежением санитарными нормами.
Разливное фруктовое мороженое, начиненное кишечной палочкой, стафилококком и сальмонеллами, охотники до холодно-сладкого покупали, не задумываясь, что таким образом рискуют здоровьем. На их месте мог оказаться каждый из нас.
Месяц с небольшим назад «ЮК» поднимал проблему бесконтрольного шымкентского общепита («Осторожно: общепит!» № 24 от 23 февраля). Тогда мы выяснили буквально ошеломляющий факт: все эти пищеточки, торгующие мороженым, шаурмой, самсой, пирожками и прочей снедью, сегодня никто не проверяет. Вот и множатся они в геометрической прогрессии, не заморачиваясь ни меню, ни безопасностью приготовленной еды и уж тем более ее полезностью. Главное — выгода!
Вернуться к этой теме вынудило ЧП с мороженым. Признаться, ситуация возмутила, расстроила, но не удивила: где тонко, там и рвется. Тем не менее масштаб отравления шокировал, равно как и поразительное пренебрежение элементарными санитарными нормами производителем злосчастного мороженого — ИП «Ишмуратова».
Руководитель департамента охраны общественного здоровья Н. Нышанов озвучил итоги санэпидрасследования. По его словам, грубейшие нарушения зафиксированы на всех этапах производства. Только вдумайтесь: из пятерых сотрудников этого ИП медицинскую книжку имеет только один (и не факт, что получена она легальным путем со сдачей всех анализов). У двоих обнаружены бактерии сальмонеллы и кишечной палочки. Это показали результаты смывов.
Букет опасных микроорганизмов был найден практически во всех продуктах в ларьке «Южное»: в мороженом разных видов и сиропе. Закономерно, если учесть, что смесь для приготовления хозяин точки разводил у себя в частном доме. Кстати, часть ингредиентов была просроченной. Разводил все теплой водопроводной водой и вез в пластиковой таре в ларек «Южное». Правила перевозки такой продукции ему были так же неизвестны, как и требования санитарии. Уму непостижимо, как раньше покупатели не отравились этим?! Конечно, возник резонный вопрос: подвергался ли этот объект хоть раз проверке санэпидемиологов?
— В 2016 году кафе «Южное» (именно кафе, расположенное тут же, а не ларек с мороженым) проверяли наши специалисты, которые обнаружили нарушения. Владелец был оштрафован на 10 МРП и получил предписание об устранении недочетов, — сообщил Н. Нышанов.
Ларек с мороженым, как выяснилось, никто не проверял. Открыли его неизвестно когда: санэпидслужбу о том не уведомили. А на плановые проверки без жалобы, развел руками Н. Нышанов, права его ведомство не имеет.
Закон поставил заслон, огородив бизнес от проверяющих и возможного требования взяток. Мало того, три первых года любой объект МСБ – просто священная корова для контролирующих органов: не тронь! Многие предприниматели пользуются этим правом гораздо дольше положенного, переоформляя через каждые три года документы на якобы нового владельца. Все бы ничего, да права потребителя, рискующего собственным здоровьем, остались практически за бортом.
Еще раз напомним: объекты общепита, посадочные места в которых меньше 50-ти, по закону не подлежат плановым проверкам санэпидемиологов.
Это означает, что уповать нужно, как бы банально это ни звучало, лишь на добросовестность производителя. Такие, по утверждению директора Палаты предпринимателей ЮКО А. Абубакирова, среди наших бизнесменов есть. Он пообещал усилить разъяснительную работу и предложил наладить общественный контроль.
Краски не сгущаем, но реалии таковы, что собственную безопасность должны обеспечивать, в первую очередь, сами потребители. Не хотите оказаться на больничной койке – не ешьте в сомнительных местах. И детей этому научите. И еще несколько советов от руководителя отдела санитарно-гигиенического надзора за пищевыми объектами М. Серикбаевой:
— Покупку нужно фиксировать, чтобы в случае чего доказать, где и у кого вы купили некачественную еду. Конечно, во многих мелких закусочных чека не дают, но этот вопрос не в нашей компетенции. В конце концов, можно фотофиксацию сделать. Затем нужно доказать факт отравления. Вызвать скорую помощь, проехать в больницу, где врачи обязательно дадут справку с указанием диагноза. Если покупали лекарства, то следует сохранить рецепт врача и чек. С такими доказательствами можно и жалобу написать, в которой нужно непременно указать имя, фамилию, адрес, ИИН – анонимные заявления мы не рассматриваем. Ролики в интернете с жалобами на те или иные вопиющие нарушения, как, к примеру, недавний ролик с обнаруженным в пирожном окурке, мы тоже не рассматриваем – необходимо обращение пострадавшего к нам.
Комментируя ЧП с мороженым в Шымкенте, председатель Комитета охраны общественного здоровья Минздрава РК Ж. Бекшин пообещал, что во всей стране все точки, торгующие разливным мороженым, проверят, когда будет получено разрешение Генпрокуратуры. Н. Нышанов обратился с аналогичным письмом в областную прокуратуру. Надеемся, реакция не заставит себя ждать. Получит ли ситуация продолжение уже на законодательном уровне, неизвестно. Хотя было бы логично все же узаконить регулярные проверки тех объектов МСБ, которые потенциально могут нанести вред потребителю. А от коррумпированных проверяющих, охочих до взяток, бизнесменам поможет защититься Палата предпринимателей, раз уж такая мощная и независимая структура с филиалами в регионах успешно действует в Казахстане. В противном случае бесконтрольность так и будет порождать халатность.
Алиса Масалева
фото автора