В новом цикле материалов под рубрикой «Сказка — быль» мы попробуем проанализировать уникальный исторический опыт разных этносов, отразившийся в их народных сказках
Напомню, что в этом цикле материалов рассматриваем сказку как давнюю-предавнюю быль. В те доисторические времена народ не сочинял сказок для детей, они стали забавой спустя тысячелетия. За столь долгий период сказка проделала путь от ритуала, магического обряда, мистической церемонии до любимого литературного жанра детства. При этом эволюция сказки шла вектором индивидуализации героев по национальному признаку: герои обретали имена, приметные черты, особенности характера, бытовые подробности в полном соответствии с образом жизни конкретного этноса. Так что общий сказочный сюжет хоть и наличествует, но он всегда сугубо национален.
Взять самый расхожий, кочующий от народа к народу, сюжет про Колобка. Это вовсе не этнические варианты русской народной сказки, это уникальные собственные представления о взаимодействии с миром. Есть, конечно, и заимствования, но вот именно для Колобка они не характерны: тут каждый высказался по-своему. Исследователи насчитали 38 версий в фольклоре разных континентов! С чем связано такое разнообразие одного и того же? С тем, что хлеб — всему голова. Это главнейший из продуктов, ему везде и всегда оказывалось много почестей. Святыня! Он никогда не был просто едой. На хлебе клялись, с ним шли свататься, хлебом благодарили, встречали новорожденного и провожали в последний путь, им поминали, он присутствовал в гаданиях ворожей, его жертвовали богам. Везде — хлеб, хлеб, хлеб. Совершенно естественно, что он использовался и упоминался во множестве ритуалов и обрядов. Самые древние из них — заклинания. Колобок как раз и является таковым заговором, способным сохранить жизнь и имущество заклинателя. Славянский фольклор в глубинах своих сохранил немного этих закличек самых архаичных форм. В них подробно описываются мучения и страдания пшеницы: жатва, молотьба, перетирание в жерновах, выпекание в раскаленной печи, поедание человеком. Смысл в том, что все мучения, через которые проходит злак, делают его необычайно могучим, и человеку передается эта сила, она же защищает его от разного рода напастей. Именно такова изначальная древняя подоплека современных рассказов про Колобка, который прокатился по детству десятков поколений. Но только в виде сказки Колобок обрел дополнительные значения.
Какова же ее тайнопись, что в ней зашифровано и к чему ведет ее мораль? Но сначала разберемся в главном герое, поглядим, где и каким его выписали.
Русский вариант знаком всем, так что нет нужды напоминать сюжет. Тут разве что пояснить про саму выпечку. А именно, что считали на Руси колобком (вариант — колобушка). Это небольшой круглый хлебец из пресного или скоромного теста. Русский-то на масле пряжен, то есть жарен. Но вне сказки его вполне могли испечь. Баурсак — восточный собрат Колобка, попавший в татарскую сказку «Про Баурсака». Удивительное в ней то, что беглецом по дороге никто не закусил и он вернулся домой. Правда, черствым: «Прикатили сурки Баурсака к бабкиной юрте: найденное в степи по закону степи надлежит вернуть хозяину. И был у деда с бабкой на радостях большой той. Пятьдесят баранов резали, тридцать кобылиц доили. На Баурсак черствый никто и не посмотрел». Прямо возвращение блудного сына, не иначе.
Это не единственный случай, когда глютеновому герою удалось выжить. Так, в украинской сказке «Коржик», что с Полтавщины, одноименный продолжает бегать по свету, распевая: «Я по засiку метений, я на яйцях печений, я вiд баби утiк, я вiд дiда утiк…»
В других сказках сбежавшее изделие все же становится чьим-то перекусом. Как в шотландской сказке «Овсяная лепешечка» или немецкой «Жирный блин». У белорусов дает деру пирог, у англичан — пончик, у ирландцев — пудинг. Узбекский фольклор добавил в эту шкатулку свою сказку «Лиса и волк». Там тоже дед с бабой испекли лепешку, которой уготована встреча с лисой. Вот как это был.
«Лепешка подкатилась к лисе и закричала ей прямо в ухо: «Эй, лиса, я из муки пестрого мешка, из масла пестрой коровы, ешь меня, если не съешь меня, съешь тело отца и матери».
Чувствуете, как в этом случае проступают дремучие сакральные смыслы, нам уже не понятные.
Колобок ли это или баурсак, или блин с лепешкой, или пряничный человечек, испеченный в Америке, — все они убегают из отчего дома, преодолевают дорожные препятствия, чтобы в конце концов столкнуться с непреодолимым. Получается, бегут и катятся к собственной гибели. Причем весело и с песнями. Так в чем же смысл этого массового побега хлебобулочных изделий?
Тут надо разбираться детально. Что касается русского Колобка, то ему изначально прописывают фатальный исход самим способом передвижения — покатился. Известно ведь, какой смысл мы вкладываем в глагол «докатиться»: довести себя до чего-то плохого и крайнего. Это значение явно с подачи сказки, а откуда еще. Но это так, мимоходом. Гораздо занятней понять: почему от всех утёк, а с лисой попал? Сказковеды на этот вопрос отвечают по-разному. Их мысль обретает даже астрономическое звучание: Колобок-де не что иное, как луна или солнце, движение которых расписано месячными и годовыми циклами. Что-де не лиса проглатывает героя, а ночь и зима. Одним словом, не сказка, а коротенькая лекция по астрономии. Однако сочувствующих у этой трактовки мало. Гораздо больше тех, кто в приключениях Колобка (читай — баурсака, блина, коржика, лепешки, пирога, пудинга и иже с ними) видит аллегорию на человеческую жизнь. Они рассуждают так. Во всех сказках герой сделан желанием бабки с дедкой, другими словами, у него есть родители. Они вроде бы изначально обзавелись им для своих нужд. Но нет, дитя сидит-сидит возле мамкиной юбки, взрослеет (в сказке — остужается), да все же наступает момент, когда решает уйти в большую самостоятельную жизнь. И Колобок уходит. Его путешествие — это этапы становления личности, формирование системы ценностей, наработка опыта. В общем сказка о нравственном взрослении человека, его жизни, полной уроков и искушений.
Каждый, кто встречается Колобку на пути, способствует закаливанию его характера и чему-то учит. Заяц помогает преодолеть в себе трусость и страхи. Волк — устоять перед злобой и агрессией. Медведь дает понять герою, что не в силе счастье. Наконец, обогащенный этим опытом Колобок встречается с лисой. Та хитра, сладко поет, открыто льстит и тем добивается своего. Тщеславие и гордыня оказались для Колобка разрушительны. Вышло не по пословице: огонь и воду он прошел, а медные трубы — нет. Под фанфарами не устоял. Это и есть главный соблазн и главный враг для человека, наставляет сказка.
Безусловно, в том есть своя мораль. Но не единственная. У «Колобка» невероятно много смыслов. Вот примерный перечень ответов на вопрос, о чем эта сказка и чему она учит: следи за собой и будь осторожен; от судьбы не уйдешь; надо слушать старших; надо уметь останавливаться, когда жизнь подает тебе знаки; думай, прежде чем делать; не будь перекати-полем — где родился, там и сгодился; не становись легковерным; дерзость должна быть наказана; кто хитрее, тот и прав; не надо быть слишком самонадеянным; за хвастовство наступит расплата и так далее.
Разумеется, все перечисленное в сказке присутствует. Я добавила бы, пожалуй, вот еще что. Вполне может быть, Колобок наказан за то, что не получил родительского благословения. Он не покинул отчий дом, как положено: с крылечка, с напутствиями. Он сбежал через окно, украдкой. Да еще и хвастался этим. Испокон веков дети не могли ослушаться воли родителей, ей следовали безусловно. Страх пойти против был силен и живуч, и самовольный поступок не мог остаться безнаказанным. А Колобок переступает через этот, на ту пору непреложный, закон. В отличие от Баурсака, который таки вернулся блудным сыном. И Коржика совесть заела: он забегал проведать родителей, но после этого все равно пошел гулять по свету. Так что у этих двух сказок своя мораль, свои сакральные смыслы.
У каждого свое прочтение сказки о сбежавшем хлебе. Лично для меня драма Колобка заключается в том, что он круглый. Круглому тяжело зацепиться в этой жизни, ему даже нечем это сделать. Он не способен укорениться, крепко встать на ноги и стоять недвижимо и прочно. Его удел катиться по наклонной: куда крен — туда и он. Но есть выход: даже если тебя родили круглым, нельзя становиться Колобком. Надо обретать черты, обрастать углами и неровностями. Круглый — он ведь по сути обтекаемый. А еще точней — бесформенный. Колобок — это сырье, как комок глины для гончара, из которого еще надлежит вылепить форму. Я не люблю колобков. Как в целом не могут быть симпатичны люди, на флагах которых начертано: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя и подавно уйду». Ну и пусть себе катятся, не приближаясь.
Зинаида Савина
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!