Хранительница традиций

26 Янв 2023 08:45
Количество просмотров: 535

В Сайрамском районе Т. Бурбекова личность известная.

И не только потому, что многие годы Тансык Кенжеевна проработала в школе им. Орджоникидзе (ныне им. М. Сапарбаева) села Карасу, но и потому, что она одна из тех, кого по праву можно назвать хранительницей народных традиций.

Т. Бурбекова с внучкой Айкоркем.

Родилась наша героиня в селе Чиркино Сайрамского района. Родители — мама Турымтай и отец Кенже — воспитывали свою дочку, родившуюся только через десять лет брака, в любви и безграничной заботе. Но постоянно находиться рядом с долгожданным ребенком они не могли, не позволяла работа: отец был управляющим, мама работала председателем Кызылсуйского сельсовета. Поэтому девочка часто чувствовала себя одинокой.

«Когда играла с соседскими детьми, мне было очень горько, что у всех есть старшие или младшие братья и сестры, а у меня никого нет. Из-за этого часто плакала, — вспоминает А. Бурбекова. — Так что в детстве со мной частенько бывала бабушка Зейнеп — мамина мама, которая жила у нас по несколько месяцев. Она была большой рукодельницей. И когда приезжала, к ней сразу же приходили сельчане с просьбой сшить что-то из казахской национальной одежды. То кафтан, то жилет, то шубу, то какой-нибудь головной убор. И пока она трудилась над очередным заказом, я тоже устраивалась рядом и шила одежду куклам. Если что-то не получалось, бабушка откладывала свою работу и помогала мне, подробно объясняя, как правильно кроить и сшивать. Тогда я, конечно, не думала, что через много лет буду вспоминать эти уроки с большой благодарностью».

С неменьшей благодарностью вспоминает Тансык Кенжеевна и двоюродного брата А. Ташенова.

«Абдумалик был гораздо старше меня, но мы с ним тогда очень сроднились. Он жил в Тюлькубасском районе и постоянно приезжал, чтобы пообщаться со мной, поддержать, понимал, как мне не хватает старшего брата. Он стал учителем казахского языка, писателем. Именно ему я обязана тем, что выбрала профессию педагога. Ну а когда у меня появился родной брат Серик, родившийся, когда мне было уже десять лет, я была очень счастлива! С ним мы были неразлучны, но занятий рукоделием с бабушкой и тогда не пропускала», — рассказывает Т. Бурбекова.

Жизнь шла, Тансык подрастала. В школе Орджоникидзе, где училась, она была в числе активистов и лучших учениц. В старших классах в награду за успехи вместе с такими же отличниками Тансык была премирована поездкой на две недели в Москву и Ленинград. Во время этой поездки она подружилась со своим будущим мужем Нурсеитом, учившемся в параллельном классе.

«После школы поступила на физико-математический факультет Чимкентского педагогического института, а Нурсеит — в Алматинский нархоз, — вспоминает Тансык Кенжеевна. — Мы переписывались, а после окончания вузов поженились. Работать начала в родной школе пионервожатой. Приняли меня как родную, работала с удовольствием и интересом. Потом мужа перевели на работу в Алгабасский район (ныне Байдибек). Я преподавала математику и физику в школе имени Гани Муратбаева. Через пять лет мужа перебросили в Чаян. Туда мы переезжали, имея уже троих детей. Там я стала работать в школе-гимназии имени Ленина. Через год мужа перевели в новый совхоз «Боролдай», где мы проработали семь лет».

Такая кочевая жизнь не помешала Т. Бурбековой добиться успехов в профессиональной деятельности. Она постоянно была в числе тех, кто активно внедрял в образовательный процесс новаторские разработки. Ее приглашали с докладами на районные и областные семинары. Тансык Кенжеевна выпустила брошюру, получила за свою работу государственные награды, стала отличником просвещения КазССР.

Заказы на корпеше и национальную одежду поступают из Жетысая, Туркестана, Сузакского района.

За несколько лет до пенсии Бурбековы вернулись в родное село Карасу, и Тансык Кенжеевна вновь оказалась в стенах родной школы, только теперь уже в должности завуча по учебной части.

Отсюда в положенный срок и вышла на пенсию.

Кимешек пользуется особой популярностью.

«Как оказалось, не такой я человек, чтобы без дела сидеть, — смеется Тансык Кенжеевна. — Поэтому стала заниматься коммерцией, открыла тойхану, магазин, кафе. Но и при этом свободного времени оставалось много, так что в один прекрасный день мне пришла идея собрать бывших коллег-пенсионерок и организовать клуб бабушек. В итоге собралось нас шестеро. Все такие же, как я непоседы. Стали думать, что мы можем полезное делать. И решили, что самым правильным будет передавать молодежи то, что нам в свое время передали наши бабушки: обычаи и традиции, обряды и национальные костюмы.

Я сшила всем кимешеки, жилеты, платья (вот когда пригодилось и вспомнилось все, чему учила в детстве бабушка). Каждый в деталях вспомнил и записал все, что передавалось в семье из поколения в поколение. Как-то сами собой у меня стали складываться песни под каждый обряд. Сначала долго репетировали, а потом решились выступить перед зрителями. Все получилось настолько удачно, что нас пригласили сначала стать участниками концерта в районном доме культуры, а потом посыпались приглашения от земляков: выступать на семейных торжествах, участвовать во всех важных мероприятиях. Постепенно мы набирали популярность.

Понимая взятую на себя огромную ответственность, я старалась постоянно совершенствовать и расширять репертуар, придумывать новые орнаменты для костюмов. В этом мне помогали книги о казахских народных промыслах, откуда брала эскизы. А потом появились заказы на кимешеки, жилеты, кафтаны. Я тут недавно подсчитала, оказывается, уже 37 кимешеков сшила на заказ! Обычно их молодые заказывают на юбилей своим бабушкам.

Были заказы из Жетысая, Туркестана, Сузакского района. Местные и шымкентские много заказывают. Но в основном шью не на заказ, а для себя. Например, для своей семьи сшила коврик-сырмак с шаныраком и родовым деревом — байтереком. Батакииз сшила — это коврик, на котором наши внуки получают благословение (бата) от своего деда. Получилось очень красиво».

На выставках Т. Бурбекова за свои работы не раз получала первые места. А ее творческий коллектив бабушек даже был приглашен в Астану на ЭКСПО.

«Может, это слишком громко звучит, но я в какой-то степени действительно ощущаю себя хранительницей обычаев и традиций своего народа, — говорит Т. Бурбекова. — Очень рада, что внучки интересуются моим делом, стараются вникнуть, как я когда-то пыталась постичь искусство своей бабушки Зейнеп, и вместе со мной занимаются творчеством. Да и мне есть еще чему научиться. Например, летом хочу попробовать свалять кошму, а потом попытаюсь сделать коврик из камыша. Все это — наше народное достояние, и мы не можем позволить ему быть утерянным».

 

 

Ирина Притула

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *