В минувшие выходные в образовательном центре NE V SHKOLe в Шымкенте состоялось необычное и увлекательное мероприятие для детей от 8 до 13 лет — арт-терапия.
Это занятие, направленное на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей, объединило ребят в коллективном творческом процессе, который помог каждому из них раскрыться и лучше понять себя.
Арт-терапия — это один из интересных методов психотерапии, где используются искусство и творчество для работы с эмоциями и внутренним состоянием человека. В ходе таких арт-терапевтических сессий участники создают рисунки, коллажи, занимаются другими видами творчества, которое помогает им выразить свои чувства и мысли без слов — через искусство. Этот метод прост и доступен для людей всех возрастов, а его главная цель — помочь человеку снять эмоциональное напряжение, научиться понимать свои чувства и других людей, избавиться от зажатости и комплексов, а также найти способы самовыражения.
На мероприятии дети работали в группе и за два часа выполнили пять различных практик: «Дерево», «Цветочная поляна»,
«Собираемся в путь», «Секретный остров» и снова «Дерево». Каждая из этих практик позволила не только погрузиться в творческий процесс, но и проанализировать индивидуальные особенности и сильные стороны каждого ребенка.
К примеру, «Дерево» символизирует внутренний мир ребенка, его представление о себе и окружающей реальности. Выполнение этой практики в начале и в конце занятия помогло увидеть изменения, которые произошли с ребенком в ходе арт-терапии.
«Дети проделали огромную работу! Они фантазировали, рисовали детали, придумывали свои миры, занимались свободным и радостным творчеством. Каков бы ни был итог — похвалите их! Задайте им вопросы о рисунках, потому что это не просто картины, это то, о чем они думают, о чем мечтают, что их радует, чего им не хватает», — делится своим опытом педагог по рисованию и арт-терапевт с десятилетним стажем Алина Кипчакбаева.
Важной деталью в арт-терапии является то, как ребенок использует карандаш или кисть. Нажим, с которым рисует малыш, может многое сказать о его эмоциональном состоянии: сильный нажим указывает на внутреннюю напряженность или желание выразить накопившиеся эмоции, в то время как слабый — на неуверенность. Наличие или отсутствие глаз на рисунке тоже играет важную роль. Если ребенок не рисует глаза, это свидетельствует о трудностях в коммуникации или нежелании «видеть» что-то в своей жизни. Ребенок, который изображает себя в центре листа, часто ощущает себя уверенно и комфортно в своем окружении, тогда как фигура на краю указывает на чувство изоляции или дискомфорт.
Выбор цветов тоже имеет значение. Например, зеленый часто ассоциируется со спокойствием, гармонией и стремлением к самопознанию, тогда как красный указывает на активность, энергию или эмоциональную напряженность.
Через эти простые, но глубокие элементы арт-терапия помогает детям понять себя и свои эмоции лучше, а специалистам — заметить и интерпретировать тонкие сигналы, которые ребята могут не выражать словами.
Юлия Житник
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!