И в тесноте, и в обиде

13 Сен 2019 10:52
Количество просмотров: 3592

Начало нового учебного года в Шымкенте ознаменовалось взрывом эмоций родителей учеников центральных школ города, вылившимся в гневные тирады в социальных сетях и письма с жалобами в различные СМИ.

Не стала исключением и редакция «ЮК», куда родители учеников разных школ обратились с просьбой разъяснить: доколе их дети будут учиться в переполненных классах, кто позволяет директорам набирать немыслимое количество учеников и есть ли шанс, что ситуация когда-нибудь изменится? Со всеми этими вопросами мы попытались разобраться. И вот что из этого вышло.

«Такая массовость директору не нужна»

По количеству детей в начальных классах непревзойденный лидер — школа-гимназия № 1 им. Пушкина. В некоторых классах «началки» количество учеников доходит до 45. Но директор школы Г. Абилдаева, вопреки расхожему мнению, этому лидерству совсем не рада.

В школе №38 пока тесновато.

По словам Гульназ Сайлауовны, она бы остановила нашествие детей, но отказать родителям не имеет права.

«Каждый родитель представил справку из ЦОНа, — говорит Г. Абилдаева. — Я даже в миграционное управление ходила выяснить, как такое возможно, чтобы, откуда ни возьмись, 28 августа появилось у нас столько детей. Ну не было их столько на нашем участке! В управлении ответили, что этот вопрос не в моей компетенции. А по закону я обязана принять всех, кто живет на нашей территории. Вот и получается, что у некоторых педагогов доходит до 45 детей в классе. Каждого родителя пыталась убедить пойти в другую школу. Но ведь не соглашаются. Знаю, что есть санитарные нормы и правила, которые запрещают такое количество детей в классах, знаю, что будут мне и предписания, и штрафы, но что могу поделать? В этом году для наших начальных классов местное руководство арендовало помещения уже в двух колледжах: в шестом и им. М. Утебаева. Нам предлагали здание школы № 85 в районе массива «Пахтакор», но родители отказались — далеко. А ближе аренда зданий — от двух до семи миллионов в месяц. В городском управлении образования говорят, что для бюджета это слишком высокая цена. Вот если бы нашлось недорогое помещение недалеко от школы, мы бы туда часть детей перевели. Это, видимо, единственное решение. Ведь с каждым годом учеников у нас все больше, и их нужно где-то размещать».

В управлении образования Шымкента говорят, что о проблеме знают и всеми силами пытаются ее решить. Вот только пока не очень успешно.

«По данным на пятое сентября, в школе-гимназии № 1 учатся 4244 ребенка, — говорит главный специалист Ж. Алтаева. — Ученики пятых-одиннадцатых классов обучаются в две смены, а начальная школа — в три. Причин тому несколько: во-первых, в близлежащих четырех школах нет классов с русским языком обучения, во-вторых — высокий рейтинг школы, и, конечно же, большой прирост детей за счет демографии. Нужно арендовать дополнительные помещения или построить еще одно новое здание для начальной школы на 1000 учащихся. Сейчас этот вопрос прорабатывается. На какое-то время это решит проблему».

А в школе №44 свободных парт хватает для новых учеников.

Более точно сказать, когда школа получит дополнительные помещения, Жанар Бекетовна не смогла. Зато очень правильно отметила, что проблему это решит только на время. Ведь если родители продолжат и дальше штурмовать гимназию, то и дополнительных помещений скоро станет недостаточно. Примерно такая же ситуация в 46 школе, там в средних классах насчитывается по 41-43 человека.

А вот в школе-гимназии № 38 им. Ондасынова, которая давно и прочно входит в пятерку лучших школ города, директор то ли заняла более принципиальную позицию, то ли имеет особый дар убеждения. Несмотря на большой наплыв детей, ей без всякого недовольства со стороны родителей удалось перенаправить часть из них в другие школы.

«Мы не можем отказать родителям, если они живут в пределах нашего участка. А родители на какие только ухищрения не идут ради места в школе. Прописывают малыша у знакомых, родственников. Но это уже вопрос не к нам, а к ЦОНу. У нас в этом году 88 класс-комплектов получилось, — говорит А. Жусупова. — То есть опять пошел перебор. В среднем в классе по 32-33 ученика. Есть два класса, в которых пока еще по 35 и 36 человек. Но, надеюсь, сможем убедить родителей нескольких из них перевести детей в другие школы, потому что, считаю, без ущерба для учебы в класс можно набирать максимум до 33 человек. К сожалению, есть родители, которые считают, что если они приведут ребенка в лучшую школу, то у него сразу случится прозрение и он станет хорошо учиться. Объясняю, что это не так. Что даже если в школе наисильнейший педагогический коллектив, но в классах яблоку негде упасть, не стоит рассчитывать на выдающиеся знания. Ну не может педагог в таких условиях дать детям все, что ему хотелось бы. И не правильно думать, что успех ребенка в образовании зависит только от педагога. Ребенок может учиться в любой школе: в малокомплектной, в сельской, в частной или в самой лучшей школе Шымкента — он обязательно добьется успеха, вырвется в лидеры, если родители будут ответственно относиться к процессу обучения. От них зависит, пожалуй, не меньше, чем от учителя, если не больше. Поэтому предлагаю всем, кто к нам приходит, рассмотреть вариант обучения в частных школах. Сейчас их в городе немало, и условия там лучше, чем в государственных. А так как они выполняют государственный заказ, то обучение там бесплатное. И кадры туда подбирают неплохие. Например, в новых школах «Арофат» и им. Абая работают прекрасные педагоги, которые с удовольствием пошли туда за директором — Розой Викторовной Пак. И детей она быстро собрала. Пошла, как говорится, в народ, пообщалась, и сегодня в «Арофате», где преподавание идет только на русском языке, одиннадцать первых классов. Сейчас за рынком «Евразия» открыли школу «Жалын» на 500 мест, в районе областного военкомата — школу «Риана». И учителя там хорошие, а где не хватает собственных предметников, помогают педагоги из государственных школ. Поэтому я спрашиваю родителей: вам лучше, чтобы ваш ребенок сидел там, где 20 учеников, или где 30 и более?

Понятно, каждый хочет выйти из дома и сразу передать ребенка учителю. Это удобно. Но уроки начинаются в 8.15. И можно выйти пораньше, отвезти подальше, зато быть уверенными, что твое чадо будет учиться в комфортных условиях».

«Приходите, будем рады»

Свободные места есть не только в частных школах, но и в государственных. И порой действительно очень сложно понять, почему родители предпочитают «утрамбовывать» своих детей туда, где от перенаселения уже трудно дышать.

В школе-лицее № 41 им. Макаренко, расположенной буквально в двух шагах от гимназии № 38, проблем с переполненными классами нет вообще. При проектной мощности в 1176 детей там обучаются 2009, хотя в две смены без ущерба для комфорта школьников свободно могут разместиться еще 350 ребят. К слову, эта школа тоже вырастила немало победителей различных международных и республиканских конкурсов. И в прошлом году по ЕНТ средний балл в ней превысил 94. Здесь в приоритете экономика и робототехника. Как следствие — призовые места, занятые ребятами в прошлом учебном году на республиканском конкурсе.

«В прошлом году у нас было всего 1960 детей. В этом — значительный прирост за счет первых классов, — говорит директор школы А. Сарымсакова. — В среднем получилось по 30 детей в классах с русским языком обучения и по 25 — с казахским. Есть и классы, куда еще вполне можем добавить желающих. Например, десять свободных мест для учащихся десятых классов. В седьмые можем принять столько же. В пятых и в четвертых полный комплект, так что, извините, больше 30 детей в класс не хотелось бы набирать. В третьих тоже нет мест, а вот во вторые десять малышей — добро пожаловать. Если будут желающие перейти к нам из переполненных школ, примем без проблем».

В школе есть два спортивных зала, очень вместительная столовая и мастерские. Вся территория школы находится под контролем видеокамер. От первой, восьмой и девятой школ на общественном транспорте всего три-четыре остановки, то есть 10-15 минут.

Готова принять к себе детей и школа № 44 им. Б. Момышулы на ул. Сайрамской. Правда, до нее из центра ехать чуть дольше: семь остановок на 26 автобусе. Рассчитана школа на 900 ученических мест.

«Сейчас у нас учатся в одну смену 814 учащихся, — говорит директор школы З. Серик. — Так что мест вполне достаточно. Если будет нужно, можем и в две смены работать. Обучение на двух языках. Есть продленка, кружки работают. Итоги ЕНТ прошлого года были вполне приличные, и на различных олимпиадах наши ученики показывают отличные результаты. В этом году у нас несколько младших классов обучаются на русском языке, и один будет обучаться до одиннадцатого. Но, если будут желающие, количество таких классов можем увеличить. В среднем в классе по 24-25 детей. В начальном звене по 21-22 ребенка».

«Эй, подвинься, я присяду»

Школе-гимназии №23, где детей тоже больше положенного, можно сказать, очень повезло с соседней 20 школой, где в последние годы заметный недобор учеников. Поэтому искать здание для аренды перенаселенной 23-ей школы не стали, а просто разместили не вмещающуюся в школу часть учеников в свободной 20-ой.

«Вместительность 20-ой школы — 1200 мест. То есть в две смены там могут учиться 2400 детей, а учатся всего 1800, — объясняет главный специалист управления образования Шымкента Е. Примкулов. — Поэтому, чтобы разгрузить 23-ю школу, мы перевели туда вместе с учителями около 600 детей. То есть перегруза там не возникло. Знаем, что родители учеников гимназии № 20 этим недовольны. Не хотят в две смены учиться и считают, что не обязаны принимать у себя «приживалок». Чтобы исчерпать конфликт, думаем полностью передать 20-ой школе из 23-ей и учеников, и учителей, которые сейчас в ней размещаются. Пусть они будут ее законной частью. Капитальный ремонт мы там сделали, возможности позволяют. Что же касается 23-ей школы, то там планируется строительство дополнительной пристройки на 300 мест. Такая же пристройка будет и у школы № 46. Пришлось на месяц переселить в другую школу и часть учеников из школы № 80 в микрорайоне «Нурсат». Дети там тоже уже не помещаются. Мы арендовали для них помещение. Да, там раньше была баня. Потом спортивный комплекс. Арендодатель обещал переоборудовать это помещение под учебный корпус, но не успел. Поэтому пока часть классов временно переселилась в 132-ую школу. Пристройку там делать негде. Нет земли. Мы и для девятой школы строили, пока место для этого было. В восьмой школе тоже построили новый корпус. Больше земли там нет, зато есть аварийное здание. Снесем его и построим пятиэтажный новый корпус. ПСД уже готовим. Но бесконечно это не может продолжаться. Ведь нужно оставить свободное пространство, чтобы детям было куда выйти, подышать свежим воздухом, размяться. По санитарным нормам на каждого ребенка должно быть по три с половиной квадратных метра пришкольной территории. В прошлом году 19 школ в три смены занимались, сколько в этом году таких будет, узнаем к середине сентября, когда отчеты примем. А вообще, в последние годы рост количества детей ежегодно составляет по 12-14 тысяч первоклассников. Чтобы всех их разместить, нужно каждый год строить по десять-двенадцать школ. Но внутри города столько места нет. Только на окраинах, там и будем строить».

На окраинах, это, конечно, хорошо. Но, оказывается, есть в городе районы, где школ нет вообще.

«Мы живем в районе ремзоны, недалеко от магазина «Фиркан», — рассказывает мама пятиклассника Г. Волкотюк. — И в нашей части Шымкента вообще нет ни одной школы. Мало того, в ближайшие школы — в 36-ую, где учится мой ребенок, в 35, 38, 41, 14 — не доехать ни одним автобусом. Поэтому и в снег, и в дождь сын вынужден по полчаса добираться до школы пешком. При этом в нашем районе есть заброшенные дома. Неужели руководство города не может выкупить один из них, снести и построить, наконец, школу для наших детей?»
Выкупить и построить могут частники, которые захотят стать партнерами государства в сфере образования, говорят в управлении образования. Именно им в центре теперь все карты в руки. Так решили проблему с детскими садами. И со школами тоже должно помочь государственно-частное партнерство. Главное — найти желающих, чем сейчас районные акиматы и занимаются. Вот только в том, что после открытия новых школ родители откажутся от притязаний на все те же первую, восьмую, девятую, 23, 46, 38 и еще на несколько давно снискавших славу лидеров, ни в управлении образования, ни директора упомянутых школ не уверены.

Руководитель отдела департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по г. Шымкенту Роза Аханова:

— За 2018 год было проверено 79 школ города. За нарушения санитарных правил составлено 79 протоколов, наложено 79 штрафов на должностных и ответственных лиц на 1948050 тенге, было дано также 79 санитарных предписаний об устранении нарушений. В школе-гимназии №1 в мае 2018 года после проверки оштрафован и. о. директора за нарушение санитарных правил, в том числе и за перегрузку школы. В 2019 году проверка школы запланирована на ноябрь. На имя акима города и в управление образования города были написаны письма по поводу перегрузки школ.

P.S.
Пока материал готовился к печати, в сети появилось эмоциональное обращение в адрес главного редактора «ЮК» М. Лимаренко от одного из многочисленных горожан, высказавшихся на эту тему, с просьбой донести мнение общественности до городских властей.

Болатбек Алиев, предприниматель:

— К сожалению, за несколько лет ни один чиновник не озаботился данной проблемой, финансирование направлялось на развитие других отраслей и проектов, порой неэффективных или даже бесполезных… Знали ли о надвигающейся проблеме управление образования, как администратор бюджетной программы, и первый замакима города, курирующий образование?! Конечно, знали, причем еще года 3-4 назад… Необходимо срочно принять новый стратегический план по выходу из критической ситуации с ресурсами из центра и возможностями ГЧП. Своими силами город не решит ни эту, ни другие похожие проблемы жизнедеятельности города. Любое промедление, даже с месяц, недопустимо, так как следующий учебный сезон наступит очень быстро. Пишу об этом не как диванный критик, а как человек, имеющий опыт, который знает структуру формирования бюджета, реализации госпрограмм, и как человек, который участвовал в решении этих проблем в 2010-2012 годах в этом же городе. И пожалуйста, выгоните быстрее с работы тех, кто довел город до такой критической ситуации своим бездействием. Они и дальше будут мешать…

Справка «ЮК»:

Прежде чем выбрать школу, есть смысл посмотреть ее место в рейтинге школ Шымкента, который представлен на официальном сайте управления образования. Пройти туда можно по ссылке school.shymkent.edu.kz/ru/list

Ирина Притула
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *