Этим вопросом всерьез задались шымкентские пассажироперевозчики, ученые и практики. Аховую ситуацию на пассажирском транспорте города обсуждают на кухнях и в Палате предпринимателей. Водители и кондукторы плодящихся в геометрической прогрессии маршрутов перешли к рукопашному выяснению кто кого. Дикая вольница, ставшая нормой отношений в этой сфере несколько десятков лет назад, грозит полным хаосом миллионному городу.
Хотели как лучше
«Яркий пример, — говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Д. Каюпов, — так называемая центральная диспетчерская служба (ЦДС). Кому эта контора принадлежит и чем занимается, кроме поборов с водителей, — тайна великая. ЦДС взимает «за обслуживание» 4 тысячи тенге в месяц с каждого графика (машины). Мы вышли напрямую на компанию «КазАйтиСервис», занимающуюся техническим обеспечением работы диспетчерской службы. Они берут тысячу тенге в месяц. Выгода налицо. Управление транспорта выкрутило компаниям-перевозчикам руки и заставило заключать договоры именно с ЦДС. Куда, точнее кому, идут три тысячи тенге с каждого графика?».
Новый автобусный парк, который коллеги-журналисты почему-то сходу назвали «муниципальным», вместо решения проблемы пассажирских перевозок ожидаемо ее усугубил. Из обширного наследия, оставленного Г. Абдрахимовым любимому городу, эта проблема — одна из самых серьезных. Решить ее пытаются в СПК «Shymkent», на которую навесили все долги по этой сделке века. Немалые.
«По условиям договора, — рассказал председатель правления АО «СПК «Shymkent» А. Рабаев, — тысяча автобусов приобретается в лизинг несколькими партиями. Триста закуплены. Акимат оплатил первый транш — 1,8 млн. тенге. По остальным семистам решаем. Во-первых, однозначно не нужны дизельные автобусы. Прорабатываем с поставщиками вопрос установки газового оборудования. Во-вторых, необходимо сначала разобраться с маршрутами: куда ставить новые машины. Это вопрос к отделу пассажирского транспорта акимата города. Пока не будет ясности, завозить новые машины нет смысла».
Пресс-служба АО «СПК «Shymkent» разъяснила путаницу с принадлежностью нового автобусного парка.
«30.08.2019 г. — говорится в официальном завлении, — местным телеканалом опубликован сюжет о том, что автобусный парк Shymkent Bus теперь не муниципальный. В связи с этим АО «СПК «Shymkent» сообщает следующее: «АО «СПК «Shymkent» в рамках проекта «Обновление автобусного парка города Шымкента» в июне-июле этого года посредством лизинга приобрело 276 единиц общественного транспорта (автобусов) марки ANKAI.
14 мая 2019 года было создано ТОО «Управляющая компания «Shymkent Bus». Участниками Shymkent Bus с момента образования автобусного парка являются АО «СПК «Shymkent» с долей уставного капитала 42,36 % и частные предприниматели — 57,64 %».
Заявление, что «шымкентский автобусный парк теперь не муниципальный», является ложной информацией. Этот автобусный парк никогда не был муниципальным, с момента основания ТОО «УК «Shymkent Bus» основная доля уставного капитала принадлежит предпринимателям».
Дешево и некачественно
Сравнительный анализ цен на внутригородские пассажирские перевозки провело ТОО «Асар-технологии». Таблица наглядно демонстрирует, что проезд в Шымкенте дешевый. Но кому от этого лучше?
Город тенге к Шымкенту
Нур-Султан 90 + 29 %
Алматы 80 + 15 %
Уральск 80 + 15 %
Караганда 80 + 15 %
Актобе 80 + 15 %
«Средняя длина и продолжительность поездки, — комментирует автор исследования М. Русаков, — средняя длина маршрута перевозчика в Шымкенте в разы больше, чем в любом из этих городов. Но ведь структура себестоимости одинакова для всех: одно и то же топливо, так же изнашивается резина, столько же нужно платить за автобус, страховку, запчасти и прочее, и прочее. Выходит, что себестоимость перевозки пассажира в Шымкенте значительно больше.
Что сделает любой перевозчик? В первую очередь минимизирует издержки, иными словами, будет экономить. Реже мыть, ремонтировать автобус, заниматься приписками, отказывать пассажирам в законно положенных льготах, стараться пропускать рейсы, не доезжать до крайних пунктов маршрута, экономить топливо, пропуская остановки, наполнять салон больше паспортной нормы транспортного средства, экономить на зарплате, нанимая менее добросовестных и квалифицированных водителей и кондукторов. Список можно продолжить. Будет ли перевозчик в таких условиях внедрять новые стандарты обслуживания, будет ли заинтересован в исправном функционировании системы контроля качества перевозок (GPS)? Ответ очевиден. Думаете, перевозчик хочет эксплуатировать раздолбанный автобус и по-шымкентски решать вопросы, чтобы на это закрывали глаза?
Рад ли этому тарифу пассажир? Не очень. Экономия 20 тенге на поездке выходит ему боком. Люди ощущают неуважение к себе, своим проблемам, испытывают моральные страдания, теряют уважение к власти, озлобляются.
Рад ли этому акимат? Видимо, тоже нет. За низкий тариф никто не хвалит. Зато проблем полон воз.
Перевозчик недоволен. Пассажир недоволен. Внедрение новых технологий и высоких стандартов обслуживания упирается в непреодолимую стену – в себестоимость!
Выходит, что страдают все лишь потому, что так заведено. Что нет у кого-то политической воли, личной смелости сказать: эти тарифы устарели, их нужно повышать».
Не про нас
В 2018 году Правительство утвердило пятилетнюю комплексную программу развития пассажирского транспорта. В ней предусмотрено субсидирование социально значимых маршрутов и масса других полезных вещей. Но все это как будто не про нас. Шымкентский транспорт застрял в конце 90-ых. И если куда и сдвигается, то в сторону дальнейшей деградации.
«Одни и те же проблемы, — говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Д. Каюпов, — озвучиваются из года в год уже лет тридцать на моей памяти. Ни одна не решается. Отдел транспорта не владеет обстановкой, не знает, как их решать. Или знает, но тщательно скрывает. Что думают в отделе о ситуации, узнать невозможно. На контакт с нами сотрудники не идут. Казалось бы, логично — сообща решать наболевшие вопросы, но совместной работы не получается. И не по вине компаний-перевозчиков.
За два года в городе добавилось 500 новых автобусов. А на линии ежедневно по-прежнему выходит максимум 1200. Где остальные? В отстое. Посмотрите в час пик на площадку того же «Гринбас». Сколько там простаивающих автобусов?!
Для сравнения: в Алматы ежедневно работают на линии 1400 автобусов при двухмиллионном населении!
Который год говорим об оптимизации городского транспорта, разгрузке Шымкента от явно избыточного количества машин, изучении рынка, прогнозировании развития — все впустую. Простой пример: на «Акжар» запустили отдельный 135-ый маршрут. От конечной 35-го этот поселок всего в четырех километрах. Почему просто не продлить действующий маршрут?
О «прозрачности» тендеров в отделе транспорта даже говорить не хочется. Те, кто проходил эту процедуру, знают, что открытостью там и не пахнет. Результат налицо — чудовищная неразбериха с маршрутами, графиками. И продолжается это не первый десяток лет.
Ответственно заявляю: сегодня ни один перевозчик не окупает своих затрат. Выкручиваются кто как умеет. Долго это продолжаться не может. Посмотрите, какие машины обслуживают окраинные маршруты? Этот автохлам давно должен быть на пунктах утилизации! На новые у компаний денег нет и при существующей системе не будет.
Когда поднимается вопрос дотаций, городские власти традиционно отвечают, если вообще отвечают, что транспортные компании представляют неубедительные расчеты себестоимости, а проверить их при отсутствии системы учета перевозок, невозможно. Этот пинг-понг продолжается много лет.
По нашим расчетам, уровень минимальной рентабельности сегодня будет достигнут при цене проезда 170 тенге. Если городской акимат вместо закупки дорогих и недолговечных игрушек китайского дизайна будет дотировать транспортным компаниям разницу в 100 тенге, можно будет требовать от них и повышения качества обслуживания, и выхода на маршруты в вечернее время, и многого другого, что предусмотрено договорами, но по умолчанию не соблюдается».
Игорь Лунин
фото автора