Лето уже наступило, а значит, долгожданным каникулам быть! Чтобы не просиживать штаны дома после дистанционного обучения перед компьютером, нужны активность и движенияв свободные от уроков часы.
Каждой эпохе — своя специфика, но то, что социализация нынешних детей происходит в компьютерном кресле, неправильно. Поколение 2010-ых терпимо воспринимает квесты и футбол, то есть групповые игры. А небольшими компаниями по три-четыре человека сегодня подростки не играют. Но в живом общении двух людей есть огромное количество нюансов, которые ЖК-дисплей не способен передать. Когда дети хлопают ладонью по плечу в догонялках, бросают мяч или пишут крошащимся мелом на асфальте, в мозгу задействуются такие нейронные связи, какие и не снились самой навороченной геймерской мышке. И это не говоря об очевидной пользе активных игр на природе: свежем воздухе, тренировке ловкости, выработке выносливости, укреплению здоровья.
Так появляются лидеры
Значение подвижных игр для детей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровнях.
Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.
Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребенку избавиться от тревог и быть более общительным. Важно, что в игре любой подросток получает шанс раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое, особенно, если взрослый уделяет равное внимание каждому участнику игры.
Педагоги не сомневаются, что подвижные игры позволяют детям отлично разрядиться и быть более спокойными и благоразумными.
Поэтому у ребят, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выраженно проявляются способности к традиционному обучению за партой. Очень важно, что любые подвижные игры имеют набор правил и проводятся в группе. Каждый ребенок волей-неволей общается с компаньонами, приучаясь подчиняться законам. Он с раннего возраста понимает, как важно быть честным и дисциплинированным, как хорошо уметь находить общий язык с товарищами и испытывать чувство локтя.
Не стоит забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребенка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволит ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха кроется в том, что ребенок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, не только осваивая общепринятые приемы, но и придумывая свои. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, светлые головы и инициаторы.
Эх, молодежь!
Многие помнят, как им нравилось играть в старые добрые догонялки или салки, прятки или «Казаки-разбойники». А во что играют современные дети во дворе? Многое ли изменилось или какие-то игры до сих пор не теряют своей актуальности?
«Бананы»
Все игроки повисают на деталях игровых площадок, турниках и т. д. Вода ходит рядом с ними, приговаривая: «Бананы висели-висели-висели… и созрели!» В этот момент «бананы» падают и разбегаются, а вода их ловит.
«Бамбашки»
На дороге расставляются «бамбашки» — любые подходящие предметы-препятствия. Игрок должен проехать на чем-то (самокат, велосипед и т. п.), не задев эти самые бамбашки и, конечно же, не упав.
«Черная роза»
Играющие выбирают «домик», некое слово-основу (например, «черная роза») и воду. Вода ходит по двору, за ним гуськом — все игроки. Потом он начинает сочинять рассказ на базе слова-основы. На словах «черная роза» игроки разбегаются, а вода их ловит. Кто добежал до домика — спасен. Кого поймали — становится водой.
«Паучок и муха»
Играют на любых сооружениях детской площадки, по которым можно безопасно лазить. Это сооружение считается паутиной. В середине сидит паук-вода, остальные — мухи. Мухи убегают от паука по паутине, а паук их ловит.
«Выше земли»
Классические догонялки, но с особыми правилами. Нельзя пятнать игрока, ноги которого не касаются земли.
«Салочки-прилипалочки»
Вода догоняет остальных игроков. Если игрок дотронулся до какого-то предмета, кроме земли, то его нельзя трогать.
«Вампирчик»
Днем «вампирчик» (вода) спит, а все игроки скачут. Когда ведущий объявляет, что «наступила ночь», все должны замереть, а «вампирчик» ловит тех, кто шелохнется.
«Светофор»
На асфальте или песке двумя чертами размечается дорога. Все игроки встают на одной из сторон, вода — спиной к ним в центре. Вода называет какой-нибудь цвет и быстро поворачивается. У кого этот цвет есть в одежде, показывает его и спокойно проходит, остальные должны перебежать дорогу, не попавшись воде. Кого поймали, становится водой.
«Семейка» («Сам же»)
Вода кидает мячик любому игроку и произносит имя (любое слово), игрок ловит мяч, если имя ему понравилось, или отбрасывает, если не понравилось. Если вода произносит слово «семейка» (или «сам же») и игрок поймал мяч, то он сам может выбирать имя.
Помню как сейчас!
«Время бежит быстро» — эта фраза казалась абстракцией, пока взрослые были детьми, но стала правдивой, когда дети незаметно для себя выросли. А ведь только недавно, кажется, было долгое, никогда не кончавшееся лето: встречи за гаражами, «а Вовка выйдет?» на весь двор, обстрел ранетками, полустертые «классики» на асфальте у подъезда, стук мяча о землю, забытая на скамье скакалка…
«Прятки»
Очень простая игра, можно играть как в помещении, так и на улице. С помощью считалки выбирают водящего — того, кто будет искать прячущихся. Водящий поворачивается к остальным игрокам спиной и считает вслух до 20, 50, 100 — согласно уговору. Кодовая фраза: «Кто не спрятался, я не виноват». Задача игроков спрятаться так, чтобы водящий не нашел, а задача водящего — найти спрятавшихся.
Когда водящий находит игрока, ему нужно как можно быстрее добежать до стены, чтобы «застукать» его. Если найденному игроку удастся опередить водящего, то со словами «стук-стук, это я» он выводит себя из игры. Первый «застуканный» становится ведущим в следующем раунде. Чем больше людей участвует в игре, тем интереснее.
«Казаки-разбойники»
Очень веселая игра, сочетающая элементы салок и пряток. Есть мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.
По правилам игроки делятся на две команды — казаки и разбойники. Выбираются атаманы, определяются границы поля боя, за пределами которого не играют. Задача разбойников — захватить штаб казаков. Задача казаков — поймать всех разбойников и узнать у них правильный пароль.
По определенному сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте подсказки в виде стрелок, чтобы казаки начали искать. В игре должно участвовать не меньше шести человек, иначе она становится неинтересной.
«Вышибалы»
Двое детей — водящие — встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. Вышибаемые участники встают в центре между ними. Задача водящих: перебрасывая мяч, попасть им в вышибаемых игроков. А те должны пытаться увернуться от мяча. Игрок, которого вышибли, выбывает из игры. Однако его могут спасти товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить его можно только на лету, но ни в коем случае не от земли.
«Классики»
Очень древняя игра, в средние века в нее играли мальчики. На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом. Существуют разные варианты прыжков и разметки площадки. Но обычно игроки по очереди кидают камушек или кусочек пластмассы (битку) в первый квадрат. Первый игрок, перепрыгивая из квадрата в квадрат, толкает за собой битку. Затем игрок разворачивается на 180 % и обратно допрыгивает точно так же. Если он наступил на черту, на нее попала битка или встал на обе ноги, то ход переходит к следующему игроку.
«Резиночка»
Культовая дворовая игра. Невозможно найти девочку эпохи СССР, которая бы ни прыгала в резиночку. Обладательница новой резиночки — обыкновенной бельевой, нередко связанной из нескольких кусков (в те годы это был дефицит), во дворе считалась счастливицей. Резиночку «запрыгивали» буквально до состояния веревки. Сегодня резиночку можно купить в магазине детских товаров.
Существовало несколько уровней резиночки: чем выше она была натянута, тем сложнее было выполнить определенный набор упражнений. Часто девочки дома натягивали резиночку на стулья и тренировались в прыжках, чтобы утереть нос подружкам на улице.
Юлия ПАВЛОВА
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!