Сегодня последний день первого месяца лета. А в нем громадье профессиональных праздников. Во второе воскресенье — День животноводов, в третье — медицинского работника. 23 июня принимали поздравления сразу и полицейские, и госслужащие — сотрудники двух мощных структур. 24 июня — День судьи и судебного работника.
Июнь — сплошные праздники
28 июня наш журналистский праздник — День работников связи и информации. Нас вспоминают, звонят, шлют послания на ватцап те, о ком писали добрые слова, кому словом и делом помогали в трудной жизненной ситуации, — наши благодарные читатели.
Не знаю, как у коллег, а у меня в профессиональный праздник в голове обязательно вспыхивает калейдоскоп прожитых вместе с родной «Южанкой» событий. И, конечно, людей, с кем пересекались журналистские пути-дорожки: газетных героев и антигероев.
Журналистская работа — это вечный поиск. И бесконечные командировки: «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути…» Канули в Лету времена, когда мотаться по области приходилось по дорогам с разбитым асфальтом, колдобинами и рытвинами.
Сегодня отправляться в командировки по области по нашим дорогам одно удовольствие. Героиня моей майской публикации в «ЮК» петербурженка А. Бонч-Осмоловская — путешественница, для которой Казахстан стал 48 страной, где она побывала. Экскурсовод по профессии, Анна выразила восхищение автотрассой Шымкент — Туркестан: «Замечательная дорога. Международные стандарты, 160 километров абсолютно не в тягость».
Экономист стал таксистом
Из Шымкента в Туркестан беспрерывным потоком идут 11-14-местные автобусы с автовокзалов «Бекжан» и «Самал». Один загружается, следующий на подходе. Стоимость проезда — 1 500 тенге. Там же особняком кучкуются таксисты. Их тариф — 2 500 тенге. Но нужно ждать, когда заполнится весь салон.
Если очень спешишь, оплати все пассажирские места и тут же мчись к заветной цели.
Но в последнее время популярность набирает сервер пассажирских перевозок inDriver именно по этому маршруту. Одной моей коллеге нужно было в 9:00 присутствовать на важной встрече в областном центре.
Своей машины у нее нет. И она решила воспользоваться услугами inDriver, чтобы в 6 утра выехать из Шымкента. Сделала заявку в мобильном приложении, обозначила стоимость 2 500 тенге. «И мне никто не ответил, — рассказывала она. — И только на 5 000 тенге посыпались предложения».
Коллега прибыла вовремя на официальную встречу для ее освещения.
А меня на этой неделе очаровал водитель «Тойоты Камри», вызванной по inDriver в Туркестане. У него в салоне уже было двое пассажиров, судя по всему, супруги. Заняла место рядом с водителем.
«Здравствуйте, — поприветствовал он меня. – Пожалуйста, пристегните ремень». А потом громко с вдохновением поздоровался еще и с четвертой пассажиркой, усевшейся сзади.
А еще молодой водитель удивил отглаженной белой рубашкой, крутой бейсболкой, прямо как в кино. В общем супертаксист.
В общем, пока мы ехали, состоялось интервью. Водитель оказался интересным человеком во всех отношениях. Журналистская находка. Пример для сверстников, как строить жизнь, искать и не сдаваться. Ему 30 лет. Высшее экономическое образование. Окончил Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова. Работал в банке. Мечтал о серьезной карьере. Но во время ковида появились сложности, в том числе финансовые. И он в 2020 году ушел из банка. Купил в кредит «Тойоту Камри» и по примеру друга сел за руль. Работал на трассе Шымкент — Алматы. Выполнял срочные заказы.
«Сложность, — объяснил он, — заключалась в том, что после долгой дороги нужно было оставаться в южной столице на ночь, чтобы набраться сил, поспать. Меня это не устраивало. Дома жена, дети. Все взвесил. Проанализировал, просчитал и перешел на Туркестан. При рациональном подходе доходы, в принципе, такие же, как и от поездки в Алматы, где требуются расходы на ночлег и питание».
— Сколько перевозчиков в inDriver сейчас задействовано на трассе Шымкент — Туркестан?
— Более 100. Конкуренция приличная. И это не только работающие с сервисными «попутчиками». Основная масса занята на круглосуточных перевозках: в любое время суток по желанию пассажира и договорной цене.
— И кто пассажиры? Туристы?
— Поначалу было много госслужащих, бюджетников, живущих в Шымкенте, а работающих в Туркестане. Сейчас их поубавилось, получили жилье. Теперь в основном, судя по клиентам, это деловые и связанные с родственниками поездки в областной центр и обратно домой.
Крепче за баранку держись, шофер!
Участок трассы между двумя городами платный. «В один конец 160 тенге, — сказал Даурен. И показал в пути комплекс-арку над трассой, под которой мы промчались. — Видеокамеры на ней фиксируют номера автомобилей и автоматически начисляют владельцам плату за проезд. Такой же комплекс стоит и возле Шымкента. Контроль жесткий».
Рассказал он и о видеокамерах «Сергек» на трассе. Объяснил: «Сергек» переводится как «бодрый». Видеокамеры отслеживают «бодрячков» — нарушителей правил дорожного движения. Вот я вроде дисциплинированный водитель. Но ежемесячно мне приходят извещения об оплате штрафов за несоблюдение ПДД, в основном скоростного режима, на 30 тысяч тенге».
Что касается дорожных происшествий, то их у Даурена на водительской работе не было: береженого Бог бережет.
Поинтересовалась заработками. Оказалось, молодой человек весь в долгах, как в шелках. В 2020 году, оформив банковские кредиты сроком на пять лет, он купил дом в шымкентском микрорайоне и автомашину «Тойота Камри». И теперь рассчитывается с долгами: ежемесячно платит почти 400 тысяч тенге. По его словам, дебит с кредитом не просто сходится. Остается еще и на жизнь. Он — многодетный отец. У него в 30 лет четверо детей. Самому маленькому — несколько месяцев.
«Осталось еще два года, чтобы погасить кредиты и свободно выдохнуть. Приходится напрягаться», — констатировал водитель.
И поведал, что обычно в день он делает две поездки из Шымкента в Туркестан. В первую отправляется в восемь утра. Возвращается домой. Обедает. И отправляется снова в рейс. Вечером — обратно.
Сказал, что у него есть еще один японский легковой автомобиль, тоже приобретенный в кредит. Прокомментировал, что «японцы», по его мнению, идеально приспособлены к покрытию на международной трассе Западная Европа — Западный Китай. На этой машине работает его близкий родственник. Тем не менее за ним нужен глаз да глаз. Поэтому он оборудовал авто навигатором и прочими «жучками», фиксирующими ее маршруты и передвижение.
Вот такие есть представители молодежи: продвинутые и деловые, которые не зацикливаются, идут на риски, ищут, где можно заработать больше. Откладывают про запас дипломы о высшем образовании, если они не приносят достойных доходов. Вот такие нынче рыночные времена.
Времена меняются
Таксист с высшим образованием удивил своим видением родственных отношений. Он считает, что родители должны жить не с младшим, а со старшим сыном, который обязан заботиться о них в старости.
Привел свои аргументы. Они поднимают на ноги старшего наследника. Учат его. Женят. Покупают дом. Потом берутся за следующих сыновей. Когда доходит очередь до самого младшего, у них физические силы и финансовые возможности уже на пределе. Поэтому, по его словам, они должны перебираться в дом к старшему сыну, которому обеспечили достойную жизнь. И все вместе с другими сыновьями помогать, ставить на ноги самого младшего.
«Мои родители живут с моей семьей в моем доме. И так будет всегда», — заявил он.
Вот такой оказался в моей последней поездке в Туркестан водитель — новой формации и современными взглядами на жизнь.
Уверена, что таксистом он работает временно. Непременно вырулит и еще покажет себя.
А что касается транспортной услуги inDriver, то у нее много плюсов. Пассажира заберут там, где он находится. Доставят к месту назначения. Быстро, удобно, комфортно. Но, соответственно, за все про все нужно заплатить. Поэтому простой люд и не только предпочитают ездить в микроавтобусах, где самый демократичный тариф. В тесноте, как говорится, да не в обиде.
Татьяна Корецкая
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!