Умница, красавица, отличница, староста класса… О 12-летней шымкентской школьнице Виктории Яцук учителя говорят только в превосходной степени. А ее способности в математике не раз заставляли их сожалеть о том, что девочка не может перейти в школу для одаренных детей. Не может, потому что вот уже три года прикована к инвалидной коляске.
Диагноз Вики — «спинально-мышечная атрофия третьего типа Кугельберга-Веландера». У девочки слабые мышцы, не позволяющие ей бегать с ровесниками, как это было раньше. Но Виктория с удовольствием посещает школу № 18 г. Шымкента, где в отдельном корпусе в коррекционных классах учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно. Туда на инва-такси ее каждый день привозит мама Евгения.
Посещение школы для Вики очень многое значит, — рассказывает Е. Яцук. — Ребята проводят там почти целый день.
С начала уроки, потом обед, прогулка, выполнение домашнего задания, занятия с дефектологом или логопедом. Для наших детей, не имеющих свободы передвижения, это возможность почувствовать себя частью общества. В школе дети не только общаются, но и участвуют в различных мероприятиях, которые для них постоянно организовывают педагоги. Им мы очень благодарны за заботу, терпение и душевное отношение. Одно беспокоит: в классе у Вики всего семь человек, и нас часто пугают, что коррекционные классы могут в любой момент закрыть из-за недоукомплектованности. Уверена, что для каждого, кто возит в школу своего ребенка, это будет ударом. Я уж не говорю о том, что при домашнем обучении наши дети лишатся необходимой им возможности постоянного общения со сверстниками. А перевести дочь в обычную школу не могу, так как в этих учебных заведениях технически не предусмотрено посещение тех, кто вынужден передвигаться с помощью инвалидной коляски».
На базе школы №44 имени Б. Момышулы в Шымкенте открыт кабинет психолого-педагогической коррекции (КППК), оснащенный современным оборудованием, дидактическими материалами и научно-методической литературой на сумму свыше 12 млн. тенге.
То, что отдельно стоящий корпус школы № 18 — единственное место в Шымкенте, где учтены особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, подтверждает и председатель городского общества инвалидов, советник акима г. Шымкента по вопросам инвалидов В. Торопов.
Тем, кто не может самостоятельно передвигаться, выше первого этажа, на котором занимаются первоклашки, в действующих школах не подняться, — говорит Вадим Александрович. — Нет ни лифтов, ни специальных санузлов. В некоторых школах в фойе начали ставить кабинки для инвалидов, но это не решение проблемы. Что касается строящихся школ, тут ничего сказать не могу. Ни при утверждении ПСД, ни на остальных этапах строительства с представителями общества инвалидов никто не советуется. Правда, когда я интересовался, учитывается ли при строительстве доступность здания для людей с ограниченными физическими возможностями, меня заверяли, что учитывается. Что ж, будут сданы в эксплуатацию, посмотрим. Вот только если что-то окажется не так, перестраивать, понятно, никто не будет».
Ничего перестраивать и не потребуется, уверяют в областном управлении образования. Все СНиПы при строительстве учреждений образования соблюдаются, и с доступом для людей с ограниченными физическими возможностями проблем не будет, а инклюзивное образование в Южном Казахстане внедряется вполне успешно.
В апреле этого года при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk Kazyna Trast» акимат ЮКО подписал меморандум с фондом «Дара» о расширении сети кабинетов психолого-педагогической коррекции в рамках проекта «Разные-Равные: создание в Казахстане инклюзивного общества». В рамках этого меморандума на базе школы №44 имени Б. Момышулы в Шымкенте открыт кабинет психолого-педагогической коррекции (КППК), оснащенный современным оборудованием, дидактическими материалами и научно-методической литературой на сумму свыше 12 миллионов тенге, — говорит заместитель руководителя управления образования ЮКО А. Садыкова. — Сейчас такая же работа идет в 12 специальных коррекционных школах. Главная наша проблема — нехватка психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК). До прошлого года их в ЮКО было всего две, хотя по численности детей должно функционировать 18. Поэтому в этом году психолого-медико-педагогические консультации уже открыты в Сарыагашском и Мактааральском районах и Туркестане. В 2018 году планируется открыть две ПМПК в Шымкенте, одну в Арыси (для детей Арыси и Шардары) и одну в Кентау (для Кентау и Сузакского района). Дело в том, что большее количество детей живет в сельской местности. Однако создание ПМПК в районных центрах законом не предусмотрено. Поэтому мы предлагали внести дополнение в закон, согласно которому разрешалось бы создавать подобные консультации в тех районных центрах, где детское население составляет порядка шестидесяти тысяч человек. На дому у нас сейчас обучаются 3776 детей. Но это не значит, что они полностью отстранены от общественной жизни. Ребята посещают школьные и общественные мероприятия. Что же касается инклюзивного образования, то на сегодня необходимые для этого условия созданы в 350 школах. Это 33,7 процента от общего числа школ. И, согласно государственной программе развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, за год мы должны довести этот показатель до 70 процентов. Пока же инклюзивное образование получают 7495 учащихся. В школах открыты 58 логопедических пунктов. В шымкентских и районных школах №№40, 69, 90, 39, 18, 53, 51 и 1 дети с особыми образовательными потребностями занимаются вместе с обычными детьми. К тому же есть постановление правительства, согласно которому в организациях образования могут открываться инклюзивные или специальные классы по видам нарушений. Для этого нужно только желание родителей и согласие местного органа управления образования. А по какой программе ребенку с особыми образовательными потребностями заниматься — общеобразовательной или индивидуальной, рекомендуют специалисты психолого-медико-педагогической консультации».
B ЮКО инклюзивное образование получают 7495 учащихся. В школах открыты 58 логопедических пунктов. В шымкентских и районных школах №№40, 69, 90, 39, 18, 53, 51 и 1 дети с особыми образовательными потребностями занимаются вместе с обычными детьми.
Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, инклюзивное образование внедряется очень активно. А согласно одному из опросов более 68 процентов казахстанцев считают, что ребята с ограниченными физическими возможностями должны учиться в обычной школе, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество, но есть и иное мнение.
Если бы моя дочь училась в обычной общеобразовательной школе, это, с одной стороны, было бы очень здорово, но, с другой, я бы постоянно тревожилась за ее психологическое состояние, — говорит Е. Яцук. — Боюсь, что обычные дети могли бы ее там обидеть. Ведь отношение общества к людям с ограниченными физическими возможностями у нас пока еще оставляет желать лучшего. Чтобы внедрение инклюзивного образования было безболезненным, необходимо начинать интеграцию с детских садов. Если в младших группах объяснять ребятишкам, что все они одинаково любимы и признаны обществом, несмотря ни на какие физические различия, и объяснять это постоянно, то к школьному возрасту они уже привыкнут видеть рядом с собой товарищей с особыми потребностями, научатся помогать им, относиться как к равным. Если мамы и папы обычных детей не будут возмущаться тем, что их дочки-сыночки учатся вместе с детьми, прикованными к инвалидным коляскам, а, напротив, станут приветствовать такую дружбу, то, думаю, никто из родителей детей с ограниченными физическими возможностями не откажется отправить ребенка в обычный класс, как это происходит во всех развитых странах».
В этом году психолого-медико-педагогические консультации уже открыты в Сарыагашском и Мактааральском районах и Туркестане. В 2018 году планируется открыть две ПМПК в Шымкенте, одну в Арыси (для детей Арыси и Шардары) и одну в Кентау (для Кентау и Сузақского района).
С тем, что на пути внедрения инклюзивного образования еще масса барьеров, согласен и В. Торопов. И главные из них, по мнению председателя Шымкентского общества инвалидов, — не только неготовность к этому как родителей детей-инвалидов, так и общества в целом, но и нехватка специально подготовленных педагогических кадров.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни в детских садах, ни в общеобразовательных школах нет пока специалистов, готовых обучать детей с особыми потребностями, — говорит Вадим Александрович. — А чтобы такие специалисты появились, их нужно готовить в вузах.
Не хватает пока и специальных методических пособий. Кроме того, у некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей, хотя специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса. Но все это нужно донести до каждого человека, а значит, нужна большая разъяснительная работа, которая пока, увы, не особо заметна».
Как видим, до повсеместного внедрения инклюзивного образования в полном объеме еще далеко. Но цель поставлена, и с каждым годом для ее достижения прилагается все больше усилий. А это значит, что придет день, когда дети с ограниченными возможностями будут уверенно чувствовать себя в классах рядом с обычными ребятами и, окончив школу, органично вольются в казахстанское общество.
Ирина Притула