История в дереве

26 Июн 2019 14:20
Количество просмотров: 3506

Легкие удары молотком по стамеске, ароматное кружево стружки на полу — и вот под умелыми руками мастера
на ровной деревянной глади появляется лодка у причала, дом посредине озера, горы на горизонте…

В мастерской М. Мырзаева есть чем полюбоваться.

На стеллажах — посуда из дерева и глины, украшенная казахским орнаментом. На полу — изящные шкатулки и тумбочки, украшенные затейливой резьбой.

В семье Мухтара Мырзаева не было мастеров, прославившихся резьбой по дереву. В своем роду он первый, кто решил возрождать и культивировать традиционную казахскую деревянную утварь.

«Работой с деревом я увлекся, когда учился в школе, — рассказывает мастер. — За то, что привил мне любовь к резьбе, заинтересовал исконно казахским ремеслом, всегда буду благодарен школьному учителю труда Куанышу Сулейменову. Он и художник, и скульптор, и ювелир.

Мечтаю со временем стать таким же профессионалом, как он».

Родился М. Мырзаев в с. Асык-ата Мактааральского района.

Там же пошел в школу, где внимательный учитель труда разглядел в мальчике талант резчика по дереву и желание разобраться в тонкостях этого непростого ремесла.

Именно он посоветовал ученику поступить после школы в колледж им. Кастеева. Годы учебы не прошли даром. В свои неполные тридцать лет Мухтар уже известен далеко за пределами области. Его работы раскупаются ценителями, а желающих поучиться у него искусству работы с деревом с каждым годом становится все больше.

«Я уже десять лет преподаю в колледже художественную обработку дерева и постоянно говорю своим ученикам, что они не должны ограничиваться только теми знаниями, которые я могу им дать, — говорит М. Мырзаев. — Мастер всегда должен находиться в поиске. Потому что есть огромное количество техник обработки и резьбы, которые, возможно, и я еще не освоил. Поэтому сам постоянно учусь и тем, кто приходит ко мне на занятия, говорю: ученик должен превзойти своего учителя, так что дерзайте, ищите, пробуйте и удивляйте людей своими прекрасными работами.

А удивляться есть чему, ведь казахская культура разнообразна и прекрасна. Есть чем восхищаться, есть что познавать. Например, я сам большую часть информации беру из интернета. Оттуда узнаю, какие были деревянные предметы быта, для чего они предназначались, каким орнаментом украшались, что он означал. Ведь резьба по дереву считается у казахов одним из древнейших видов прикладного искусства.

Все нужные для хозяйства, для повседневной жизни предметы казахи делали вручную. Мастера по резьбе изготавливали из корней деревьев пиалы с различным орнаментом, черпаки для кумыса, обрамленные драгоценными камнями, красочные подносы и деревянные футляры для посуды из стекла, домбры, кобызы и другие музыкальные инструменты. Казахские мастера-деревоотделочники делали каркасы и другие детали юрты, домашнюю утварь, такую как абдыра (сундук), кебеже (сундук для хозяйства), асадал (шкафчик для продуктов), бесік (люлька), жүк аяқ (подставка под вещи), есік ағаш (деревянная дверь юрты) и многое другое. То есть само жилище кочевника — юрта — немыслимо без участия дерева. Вообще, наш народ издревле почитал дерево. На одиноко растущее дерево или кустарник привязывали кусочек ткани или ленту. Дерево, как совершенное создание природы, было источником вдохновения поэтов, художников и писателей. Контрастная природа наших гор, степей и лесных массивов была не только источником творческого вдохновения, но и давала материал для народных умельцев (ағашұста).

Работа мастера ценилась дорого, поэтому не каждый мог позволить себе сложные заказы. К примеру, орнаментированную и инкрустированную мебель покупали только зажиточные кочевники. Мастера старались создавать вещи не только красивыми, но и удобными для использования. Например, половники для разливания кумыса (ожау) с изогнутыми фигурными ручками, с подвесными колечками выдалбливали из цельного куска дерева. Самое сложное кольцевое переплетение я еще не освоил в полной мере. Есть еще над чем поработать. Это такая техника, когда у вещи нет составных частей. Сложная тонкая работа. Эта техника называлась шығыршық ою, что в переводе значит «вырезать кольцами», еще говорят бұрама сапты – крученый на ручках. Надеюсь, со временем я эту технику тоже освою.

А казахские национальные кровати — это вообще тема для отдельного рассказа! В ее основе – плоская прямоугольная пластина, насаженная с боков на изогнутые под углом стойки, переходящие в опорные ножки. В композиции казахского интерьера төсеқағаш в комплексе с настенным ковром тускиизом занимает самое почетное место – төр, образуя единый ансамбль с остальными предметами. Все это я уже сам не раз пробовал сделать. Практически все перечисленные вещи есть и у меня дома, и у родителей. Часто просят сделать казахскую национальную мебель друзья и знакомые. Немало и незнакомых заказчиков».

Дерево для разных предметов быта мастер подбирает разное.

В основном, как объясняет Мухтар, это орех, дуб, вишня или красное дерево. Они легко режутся и окрашиваются, хорошо поддаются обработке. Для посуды, шкатулок и панно также используют яблоню, чинару, акацию и джиду.

«Для каждой работы подбираю особое дерево в зависимости от эскиза. Например, мелкие линии на твердой породе лучше вырезать.

Предпочтение отдаю красному дереву, ореху и вишне. Это твердые породы. Очень люблю использовать вишневое дерево, — продолжает мастер. — У него красивый узор на древесине, как у малахита. После обработки она смотрится словно драгоценный камень. Вообще, существует несколько видов резьбы: контурная, трехгранно-выемчатая, плоско-рельефная, и при каждой технике дерево «играет» по-разному».

Интерес к национальной резьбе по дереву растет с каждым годом. Это видно не только по количеству желающих освоить этот вид казахского народного искусства, но и по количеству покупателей, в которых у Мухтара Мырзаева недостатка нет.

«Я постоянно выставляю свои работы на различных выставках, как в Казахстане, так и за рубежом, — говорит М. Мырзаев. — И обратил внимание, что пока еще спрос опережает предложение. Например, на выставке в Дубае только я представил подобные работы. И очень успешно продал практически все, что привез. Работы мастеров в национальном стиле вообще пользуются большим спросом, а работы по дереву и гончарные изделия — особо. И не только у иностранцев. Например, не так давно я делал заказ для одного человека из Нур-Султана. Это панно размером два метра на метр, над которым я работал два месяца, предназначалось в подарок другу заказчика. Не буду называть сумму, но скажу, что за те деньги, которые я за него получил, стоило потрудиться. Так что за свои работы я получаю неплохую прибавку к зарплате».

Чтобы работать с деревом и создавать из него самые различные изделия, нужны не только навыки, но и художественный вкус, умение грамотно подчеркнуть фактуру материала.

Особенно, если дело касается панно, которые в последние годы стали пользоваться повышенным спросом. Сейчас их заказывают не только для дома, но и для оформления солидных учреждений и компаний. Это направление Мухтар уже освоил. Теперь у мастера другие цели.

«Хочу чаще выезжать со своими работами за границу, показывать, как красива традиционная казахская резьба по дереву, — говорит М. Мырзаев. — А еще хотелось бы заняться изготовлением музыкальных инструментов. Говорят, что они у меня неплохо получаются, но я чувствую, что в этом еще недостаточно мастерства. Есть большое желание попробовать себя в ювелирном искусстве. Ведь деревянные украшения тоже могут быть очень красивыми. Особенно в сочетании с кожей и металлами. И глина меня притягивает. Хотелось бы попробовать себя в роли скульптора. Так что впереди еще долгий путь познания национальных ремесел, и очень надеюсь, что мне хватит жизни, чтобы проявить себя в каждом из этих направлений».

В мастерской Мухтар проводит каждый день. После занятий с учениками может еще по пять-шесть часов корпеть над своими работами. Там же проводит и выходные, считая, что нет лучшего занятия, чем создание очередного произведения.

Ирина Притула
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “История в дереве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *