Сотрудники департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Туркестанской области выявили хитрую коррупционную схему трудоустройства учителей.
На подразделения Агентства РК по противодействию коррупции возложено не только разоблачение взяточников, но и активная превенция, масштабное просвещение, конструктивное партнерство с обществом. Анализ и аналитика идут рядом с оперативной и следственной работой.
Что говорят цифры
Как прокомментировали в пресс-службе департамента, изучение уголовно-правовой статистики и обращений показало высокий уровень коррупции в системе образования южного региона.
Жалобы на нарушение прав в этой среде составляют 35% (441) всех обращений, касающихся социальной сферы (всего 1234), поступивших в Антикор в 2021 году.
Сравнили с 2020-ым. Тогда в круглосуточный call-центр агентства (1424) от туркестанцев поступила 21 жалоба в сфере образования. В 2021-ом таких жалоб было 19, и образовательная сфера стала лидером по количеству заявлений (всего 88 обращений). Они в основном были о поборах в школах, несправедливом распределении часов, незаконном получении дипломов и сертификатов, госзакупках, аттестации и олимпиадах, антисептиках.
Система образования печально выглядит по количеству зарегистрированных антикоррупционным департаментом уголовных дел. В 2018-2021 годах из завершенных антикоровцами, направленных в суд и прекращенных по нереабилитирующим основаниям 286 дел 28 касаются сферы образования.
Антигероями в социальных сетях и печатных СМИ стали фигуранты уголовных расследований, призванные по долгу службы сеять разумное, доброе, вечное. В их числе руководитель отдела развития человеческого потенциала Сайрамского района и директор школы №14, пообещавшие трудоустроить учителя за один миллион тенге. А также должностные лица управления образования Туркестанской области по факту хищения 36 млн. тенге, выделенных на питание школьников, и глава отдела лицензирования образовательной деятельности департамента по обеспечению качества в сфере образования, который попался на взятке в пять миллионов тенге, полученной от представителя частной школы за предоставление лицензии на образовательные услуги. И директора школ Ордабасинского и Сайрамского районов — по факту получения взятки за трудоустройство на должность педагогов.
Причины и условия
Антикоровцы пришли к выводу: одной из причин участившихся фактов коррупции в сфере образования является несовершенство действующей системы автоматизированного приема на работу — «Jumys Smart Nation/Sitcen». А также фиктивные данные об искоренении коррупции в этой сфере с помощью этого портала, предоставленные управлением образования области.
Мониторинг показал, что в 2018 году для автоматизации процесса найма и отбора в государственные организации в Туркестанской области была внедрена информационная система «Jumys Smart Nation/Sitcen», разработчиком и оператором которой является ТОО «InCraft».
В соответствии с протоколом решения акимата Туркестанской области от 16 апреля 2021 года №1-35 с учетом положительного опыта проекта «Jumys Smart Nation» для борьбы с коррупционными схемами в процессе отбора и найма был проработан вопрос подключения к порталу областных управлений общественного здоровья, культуры, физической культуры и спорта.
По приказу руководителя управления развития человеческого потенциала Туркестанской области №50 от 25 февраля 2021 года директора образовательных учреждений обязаны были принимать граждан, впервые поступавших на работу в организации дошкольного, среднего образования, а также технического и профессионального образования, через портал «Jumys Smart Nation».
Хитроумная лазейка
Однако, как показал мониторинг, в ряде школ Ордабасинского района директора нанимали работников частных детских садов учителями в школы, нарушая закон и поручения главы региона.
Здесь прием на работу в частные детские сады осуществлялся на основании пункта 8 статьи 139 Трудового кодекса, по которому гражданский служащий по его письменному заявлению может быть переведен на работу в другое государственное учреждение, казенное предприятие по согласованию между руководителями соответствующих организаций. Однако работники частных детских садов не относятся к гражданским служащим (пп.2 п.1 ПП РК от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств госбюджета, работников казенных предприятий»), и это противоречит положениям пункта 8 статьи 139 Трудового кодекса.
Во втором полугодии 2021 года в Ордабасинском районе установлены 30 человек, которые незаконно перевелись из частных детсадов на работу в школу. Все 30 подтвердили, что при переводе в школу не подавали заявку на прохождение тестирования через платформу «Jumys Smart Nation». Это подтверждается и отсутствием протоколов о прохождении тестирования. Однако районный отдел образования палец о палец не ударил, чтобы исправить нарушения.
Только в ходе антикоровского мониторинга в декабре 2021 года районный отдел, наконец, отреагировал на эти факты. К дисциплинарной ответственности были привлечены14 директоров школ района, семерым объявили выговоры, а еще семерым — строгие.
Схема незаконного перевода имела систематический характер. Что любопытно, новая учительская смена до перевода в школы работала в частных детских садах 18-30 дней. Лишь бы засветиться и отметиться, что свидетельствует о заранее спланированных действиях и использовании частных детских садов как трамплина и транзита в школьное учебное учреждение, где сегодня очень приличная зарплата. Именно в этой цепочке и прячутся причины, провоцирующие коррупционное правонарушение — вознаграждение за трудоустройство (в 2018-2021 годах в департаменте по противодействию коррупции расследовалось 8 уголовных дел о получении взяток за трудоустройство).
О коррупционных рисках
Мониторинг выявил коррупционные риски в работе платформы «Jumys Smart Nation». В соответствии с установленным порядком при трудоустройстве в школу через портал кандидату выдается протокол с уникальным номером, подтверждающий, что после сдачи документов через данный портал и прохождения специального теста можно перейти на этап собеседования.
Методист районного отдела образования вручает претенденту в руки протокол с уникальным номером о прохождении тестирования, не показывая его членам комиссии, проводящей собеседование. Таким образом, претендент лично представляет протокол о прохождении портала членам комиссии при собеседовании. А это, в свою очередь, создает риск подделки протокола с уникальным номером, присваиваемым порталом, поскольку действительность протокола подтверждается лишь расположенным на нем QR-кодом. А члены комиссии не могут перепроверить достоверность предоставленного протокола.
Кроме того, в специальных тестовых кабинетах в районных отделах образования установлена только одна камера видеонаблюдения. То есть налицо идеальные условия для фиктивной сдачи тестов.
Поэтому Антикор считает, что цель портала — исключение человеческого фактора и коррупционных рисков при процедуре трудоустройства — на сегодня не достигнута. Он требует дальнейшего совершенствования.
Для работы портала управление цифровизации области в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» оператору ТОО «InCraft» ежегодно выделяет 35 610 000 тенге из бюджетных средств. Известно, что подобные порталы действуют и в других регионах страны и финансируются в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан».
Неэффективный контроль
Печально, но факт — районные образовательные учреждения не знают, как работать с проектом «Jumys Smart Nation». Руководители не регистрируют воспитанников и учащихся при приеме в учреждение через данную платформу.
Регистрация детей производится через информационно-аналитический центр НОБД (Национальная образовательная база данных), который в настоящее время находится в эксплуатации. Соответственно, при предоставлении информации по количеству детей, принятых в районный отдел развития человеческого потенциала образовательных учреждений, фактическое количество детей не указывается, потому что зачисленные дети не зарегистрированы на платформе «Jumys Smart Nation». По выводам антикоровцев, именно поэтому на подушевое финансирование из областного бюджета выделяется меньше средств, чем необходимо образовательным учреждениям. Что влечет несвоевременную выплату заработной платы. В конце года она задерживается на 2-3 месяца. Это порождает административные барьеры и, как следствие, коррупционные правонарушения и коррупционные риски.
Антикор рекомендовал руководству управления образования поставить барьер незаконным переводам работников из частных детских садов в школы во всех районах области. А также рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей эксплуатации платформы «Jumys Smart Nation».
***
С выводами Антикора корреспондент газеты «Южный Казахстан» ознакомил руководителя ГУ «Управление цифровизации, оказания государственных услуг и архивов области» Е. Утебаева. Вот его комментарий:
«Для исполнения требований, изложенных в Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 5 октября 2018 года, внедрили информационную систему для автоматизации процесса найма и отбора в государственные организации «Портал Smart Nation/Sitcen» — автоматизация государственных услуг, приема контингента, найма персонала, автоматизация работы организаций образования для дошкольного, среднего образования, а также технического и профессионального образования (комплекс Smartnation.kz /Sitcen.kz — умные решения для образования, ИС «SmartNation/Sitсen»). Ее владельцем является товарищество с ограниченной ответственностью «InCraft».
ИС «SmartNation/Sitсen» внедрена в 2 469 государственных организациях Туркестанской области в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта и государственных архивов.
Процесс найма сотрудников в государственных организациях состоит из нескольких этапов: публикация объявления о конкурсе на вакантную должность; прием документов от кандидатов, срок — 10 календарных дней; проверка документов на соответствие требований, объявленных конкурсом, тестирование на портале, по завершении этапа сотрудник выгружает из системы протокол тестирования, свидетельствующий о том, что оно состоялось.
На этап видеоконференции проходят кандидаты, которые при тестировании набрали больше порогового балла. Этот этап проходит в режиме онлайн. На основании ответов члены конкурсной комиссии оценивают кандидата по трем параметрам: знание предмета, педагогика и педагогическая психология. По окончании этого этапа система формирует протокол конкурсной комиссии, где рекомендует кандидата для зачисления на опубликованную вакантную должность.
Завершающий этап — выбор и найм рекомендованного кандидата на работу в организацию образования.
В рамках реализации проекта были обучены цифровой грамотности 2 317 сотрудников организаций образования. Повышена прозрачность отбора персонала на 100%. Сокращены расходы на бумажный документооборот на 19 млн. тенге. Создано в сфере образования 9 437 рабочих мест.
Расходы на коммуникации с услугополучателями (смс, сотовая связь и e-mail) составили 0 тенге. Расходы на логистику бумажного документооборота — 0 тенге.
С 2018 года проведены интеграции с рядом государственных баз РК, таких как «Enbek.kz» — электронная биржа труда; Единая система учета трудовых договоров (ЕСУТД); Национальная образовательная база данных и другие.
Система предусматривает защиту от многих ключевых рисков, но руководители государственных организаций образования Туркестанской области находят лазейки, чтобы обойти систему «Jumys Smart Nation». В связи с этим команда «InCraft» оперативно реагирует и ведет доработку системы на новые возникающие риски.
Проблемы, выявленные в ходе мониторинга департаментом по противодействию коррупции Туркестанской области, будут приняты в работу незамедлительно, последуют самые эффективные меры».
Татьяна Корецкая
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!