В канун Дня независимости состоялось открытие персональной выставки академика, скульптора и члена Союза художников Казахстана А. Назаркула.
Мероприятие совпало с 65-летием мастера и собрало в художественной галерее Шымкентской городской универсальной библиотеки им. А. Пушкина художников, в том числе из соседнего Кыргызстана, деятелей культуры, а также поклонников и ценителей изобразительного искусства.
Персональная выставка художника А. Назаркула — это не просто событие в мире искусства, а настоящее погружение в мир бесконечных возможностей и глубоких эмоций. В уникальном проекте под названием «Великий тюркский апогей» зритель становится свидетелем творческого пути мастера, который
изящно соединяет традиции и современность. Каждая работа, представленная на выставке, несет внутренний заряд, это своеобразный диалог между художником и зрителем.
Основная часть работ относится к сюрреализму, хотя автор использует разнообразные техники и материалы, что позволяет ему создавать многослойные композиции, в которых можно потеряться, изучая каждую деталь. Его картины, отражающие богатство природы и духовное наследие, открывают новые горизонты восприятия.
СПРАВКА «ЮК»
Сюрреализм — это направление в современной живописи, зародившееся во Франции в 1920-х годах. В центре направления — аллюзии и парадоксы. Сюрреалисты творят на основе фантазии, мечтаний и воображения, не признают никаких рамок. Все, что придумал художник, смело переносится на полотно.
Однако сюрреализм сюрреализму рознь. Сюрреализм А. Назаркула очень профессиональный: он выходит за рамки сознания, но ты его хорошо понимаешь. Каждый посетитель становится не только зрителем, но и участником уникального процесса осмысления искусства. Работы А. Назаркула заставляют размышлять о месте человека в мире, помогают каждому найти свою интерпретацию.
Художник родом из Джамбула (ныне Тараз), долгое время жил и творил в столице. А недавно переехал в Шымкент. На открытие выставки прибыли коллеги из Кыргызстана.
«Нас специально отправили от Союза художников и Академии художеств Кыргызстана, чтобы мы могли поздравить этого уникального мастера. Аманат Назаркул прошел великолепную школу — Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. По работам видно, что они выполнены мастерски. Но самый главный учитель нашего юбиляра — советский живописец-монументалист и педагог, заслуженный художник РСФСР, член Ленинградского союза художников Александр Королев», — рассказал о казахстанском коллеге народный художник КР, профессор, лауреат госпремии КР, действительный член академий художеств России, Кыргызстана, Китая и Узбекистана Ю. Шыгаев.
СПРАВКА «ЮК»
По эскизам А. Королева и его технологии в Ленинграде был создан витраж для вестибюля станции «Гостиный двор». Уникальность технологии была новаторством того времени. По его эскизам и при его участии был создан ряд монументальных работ в Ленинграде и других советских городах.
В работах А. Назаркула «Бабалар рухы», «Скифы-кентавры», «Томирис», «Айша биби», «Три источника Коркыта» (а на выставке было представлено более 65 работ — гелиевая ручка, графика, скульптуры, масло) перспектива, передача света и тени соседствуют с фантастическими абстракциями. Хотя содержание отдалено от материального мира, работы мастера подчиняются законам классической академической живописи.
«Парадоксы в сочетании форм, размеров и цветов. В работах встречаются животные с удлиненными конечностями, люди без лица — будто герои и предметы выпали из сна. Аллюзии и визуальный обман. Предмет может оказаться не тем, чем кажется сначала. Внешняя фантасмагория сюжетов. На первый взгляд, работа выглядит как визуальный бред, но на самом деле у каждого предмета есть объяснение», — поделилась своими впечатлениями шымкентская художница К. Кансеит.
В художественной выставке «Великий тюркский апогей» раскрывается многогранный мир тюркской культуры и ее яркое наследие. Каждое произведение экспозиции — это не просто полотна и скульптуры, а живые свидетельства эпох, которые сформировали уникальную тюркскую идентичность.
Посетители смогут погрузиться в атмосферу величия и старины, рассматривая работы, вдохновленные традициями древних кочевых племен, их мифологией и эпосом. Сквозь призму искусства передаются ценности, известные каждому: честь, мужество, братство и стремление к свободе.
«Будучи в гостях у Аманата Назаркула в его столичной мастерской, я увидел замечательную копию работы Пикассо «Девочка на шаре». Этот выбор не случаен. Испанский художник близок Аманату по духу, по характеру. Могу смело сказать, что частица таланта передалась моему коллеге от Пикассо. У них есть свой мир, своя философия. И то, что мастер переехал в Шымкент, — это не только радость, но и гордость для города», — рассказал Ю. Шыгаев.
«Великий тюркский апогей» — это не просто выставка, а космическое путешествие в мир, где каждое произведение является отражением духа народа. Оно приглашает зрителя вспомнить о корнях и стать частью великого культурного наследия.
«Это совершенно необычный, очень творческий человек. С давних советских времен, с момента окончания суриковского учебного заведения, Аманат несет массу интересного, заложенного в него учителями. Несмотря на симпатию к сюрреализму, мастер пробует себя в разных направлениях. Хотя это для нашего цеха редкость. У него есть все. Что касается живописи, то работы написаны в необычной цветовой палитре. Это и изысканность, и мультипликация, и история. Все стилизованно и декоративно. Потрясающие скульптуры! Для мужчины утонченность и пластичность в большинстве случаев неординарность. Тонкий вкус. Еще удивительно то, что у него свое видение исторических личностей, портреты или фото которых мы не имеем: Атилла, Чингисхан, Ясави. И это неподражаемые характеры», — поделилась своими впечатлениями о выставке художник-педагог шымкентского дворца школьников О. Головлева.
В мире, где границы реальности истончаются, художник-сюрреалист творит свои образы, подобно тому, как сны переплетаются с явью. Его палитра — это коллаж из эмоций и фантазий, каждая кисть — инструмент путешествия в бездну подсознания. В его картинах встречаются невидимые существа, парящие над изящными ландшафтами, созданными из обрывков воспоминаний и будущих надежд. На холсте, словно в лабиринте, умы и мечты сталкиваются в танце, где логика распадается, остается лишь поток ассоциаций.
А. Назаркул привносит в повседневность элементы ирреальности: часы, которые тают, и деревья, что растут вверх корнями. Эти образы — его язык, способный говорить с теми, кто готов погрузиться в мир неоднозначности.
Каждая работа Аманата — это вызов восприятию, приглашение исследовать глубины души, где скрываются страхи и желания, оформляясь в уникальные сюжеты. Сюрреализм нашего мастера становится мостом между чувственным и интуитивным, открывая двери в неизведанные дали воображения, где каждый зритель находит что-то свое — отражение, мечту или забытое чувство. Не пожалейте времени и загляните в Пушкинку на выставку А. Назаркула.
Сделайте себе великолепный душевный предновогодний подарок!
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!