Качество достигается практикой

31 мая 2024 14:18
Количество просмотров: 589

20 марта 2019 года был создан Международный университет туризма и гостеприимства. Первый в Казахстане профильный университет международного уровня открыл свои двери для тысяч студентов и специалистов в сферах туризма и гостеприимства. Университет расположился в одном из древнейших исторических городов Центральной Азии — в Туркестане.

Благодаря специально разработанным образовательным программам обучения, с учетом реальных потребностей туристского бизнеса, основываясь на лучшем международном опыте и имея совместные образовательные программы с ведущими вузами европейских и центральноазиатских стран, выпускники получат сразу два диплома международного образца — казахстанский и зарубежного вуза-партнера, что позволит им беспрепятственно работать по своей специальности в любой стране мира.

Сильный преподавательский состав из казахстанских и иностранных профессоров, докторов наук и ТОП-менеджеров передовых крупных компаний в сфере туризма и сервиса позволяет студентам получить высокий уровень теоретических знаний и подкрепить их практикой.

Как обозначено на сайте университета, миссия вуза заключается в подготовке профессионалов, четко осознающих уникальность Казахстана и готовых посвятить жизнь популяризации своей страны на мировом уровне.

Девиз университета — «Познай уникальность Казахстана сам и покажи ее миру!».

Основные ценности коллектива: добросовестность, постоянное совершенствование, равный доступ к образованию, командная работа, открытость и креативность.

В год пятилетия с момента создания вуза корреспондент «ЮК» поговорил с председателем правления — ректором НАО «Международный университет туризма и гостеприимства» А. Шокпаровым.

Будущие инструкторы горного туризма.

СПРАВКА «ЮК»

Алибек Жумабекович Шокпаров окончил в 2003 году Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова по специальности учитель истории и географии.

В 2011 году защитил ученую степень кандидата педагогических наук в Карагандинском государственном университете им. Е. Букетова.

С 2019 по 2021 год проходил обучение в Университете Южной Калифорнии (University of Southern California, US). Квалификация: магистр международной государственной политики и менеджмента (стипендиат программы «Болашақ»).

До назначения в феврале 2024 года на руководящую должность в университете работал советником министра, заместителем директора департамента в Министерстве науки и высшего образования РК.

А. Шокпаров.

— В одном из интервью вы отметили, что сегодня в стране 42 вуза обучают специалистов туристической сферы. Плюс в Туркестане пять лет назад открыт Международный университет туризма и гостеприимства. Но при этом в туризме нам все равно не хватает специалистов. В чем проблема?

— В качестве! Это во-первых. Нам не хватает качественных специалистов. Ежегодно вузы выпускают несколько тысяч специалистов. Но не факт, что все они идут работать в отрасль. Во-вторых, соответствуют ли они требованиям, которые сегодня предъявляет отрасль? Поэтому, когда я возглавил университет, для меня было важным понять, как правильно выстроить траекторию обучения, чтобы наши выпускники были востребованы на рынке труда.

Туристическая отрасль в Казахстане одна из тех, что развиваются быстрыми темпами. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, наша страна удостоилась 52-го места в отрасли туризма.

Большую работу провел уполномоченный орган в сфере науки и высшего образования. В прошлом году была опубликована последняя редакция атласа рабочих профессий по отраслям, в том числе в туризме. Мы отметили, какие из них будут востребованы в будущем, потому что необходимо держать руку на пульсе и понимать, тех ли специалистов мы готовим, с теми ли умениями и навыками, которые требует от нас современное развитие экономики. Например, мы прекрасно понимаем, что туристические агентства в том классическом виде, в котором они сейчас существуют, в скором времени прикажут долго жить. У нас уже есть масса цифровых платформ, чтобы самостоятельно организовать свой отдых. Начиная от покупки билетов и бронирования жилья до найма гида-экскурсовода. Цифровизация и автоматизация полностью исключают человеческий фактор и физическое присутствие специалистов в этой отрасли. Мы это должны отчетливо понимать.

В Казахстане прослеживается следующая динамика: кроме внутреннего туризма развивается внешний. А это значит, что у наших специалистов должны быть языковые навыки. Самый верный способ обучить хорошего специалиста — это обучение на практике.

Поэтому одним из первых моих шагов на должности ректора была встреча с нашими партнерами и потенциальными работодателями. Внутри страны, кстати сказать, все крупные партнеры представлены иностранными франшизами. Это необходимо было сделать для того, чтобы понять, какие стандарты должны быть у специалистов туротрасли. Что они должны уметь? Чего нам не хватает в учебной программе, а что уже устарело? Сегодня академическая свобода позволяет формировать на основе государственного стандарта свои модули обучения. То есть цифровизация, автоматизация бизнес-процессов полностью исключают человеческий фактор и какое-либо физическое присутствие специалистов в этой отрасли.

— Кстати, об академической свободе. В чем выражается академическая свобода преподавателей?

— Академическая свобода преподавателей выражается прежде всего в формировании учебных планов — силабусов.

— Есть ли авторские учебные программы у ваших преподавателей?

— Нет, это не называется авторскими программами. Это программа обучения по тому или иному направлению, которая составлена с учетом мнения работодателей. Есть государственный общеобязательный стандарт образования, который утвержден у нас приказами. Он дает, так скажем, основу. И вот там внутри уже весь контент и наполнение мы сами делаем. Несколько моих встреч с руководителями крупных сетевых отелей и ресторанов дали понимание того, что необходимо следовать международным стандартам. При этом с моей стороны был сделан следующий акцент: если наши партнеры в будущем хотят получить качественные кадры, отвечающие всем международным требованиям, то они должны участвовать в учебном процессе. И сейчас мы на это нацелены полностью. Дуальное обучение дает нам эту возможность. Я в 2022 году поехал в Финляндию и на протяжении нескольких недель изучал опыт дуального образования. Финляндия в этом лидер. Этот опыт я попытался транспонировать на те пункты, которые есть у наших работодателей. Если конкретизировать, то, например, в Туркестане имеется отель международного уровня Rixos. А у нас в университете создан лабораторный комплекс. Но он не соответствует стандартам. И я делаю отельерам предложение: «Если хотите, чтобы будущий выпускник, который придет к вам на работу, отвечал международным стандартам, поучаствуйте, давайте создадим вместе нужный лабораторный комплекс». Они с этим предложением с удовольствием согласились.

Еще пример: на практических занятиях наши студенты использовали цифровую платформу по бронированию номеров и заселению, распределению мест в гостинице. То есть ту платформу, которая была в наличии. Однако этот инструмент уже не используют сетевые отели. Я предложил нашим партнерам предоставить университету демоверсию современной платформы, чтобы завтра не получилось так, что мы студента обучили на одном цифровом продукте, а работать придется другом. Казалось бы, мелочи, но именно эти мелочи и формируют мастерство, умения и навыки каждого обучающегося. Плюс ко всему мы ввели в штатное расписание адъюнкт-профессора.

— Можно об этом подробнее?

— По квалификационным требованиям для работы в вузе нужно иметь определенное ученое звание, ученую степень, опыт работы и так далее. Адъюнкт-профессор — это международный опыт, когда на работу приглашают практиков. Представьте себе: человек успешно руководил, допустим, каким-то департаментом или был управляющим в отеле, в гостинично-ресторанном комплексе. У него нет ученого звания или ученой степени, он не делал научных изысканий и публикаций. Но у него есть колоссальный практический опыт. Вот эта позиция дает нам право пригласить его на работу как преподавателя-практика. И мы это внедрили. На сегодняшний день таковых у нас работают четыре человека. Они проводят практические занятия. И оценивание практики проходит на предприятии. И это очень важно, потому что при таком подходе с обоюдной долей ответственности к процессу подходят и обучающийся, и тот, кто ему этот предмет на практике преподает. Вот так мы этот вопрос закрыли.

Университет – территория современного студенческого единства.

— С вузом в этом плане понятно. А нуждается ли отрасль на сегодняшний день в специалистах со среднеспециальным образованием?

— Естественно.

— Есть ли в таком случае планы на своей базе колледж открыть?

— Я не думаю, что в этом есть необходимость. Во-первых, со следующего учебного года мы переходим на обучение в формате триместра и станем первым и единственным специализированным вузом туризма и гостеприимства, который будет готовить бакалавриат не за четыре года, а за три. И наши студенты за один академический год будут осваивать не 60 общепринятых обязательных кредитов, а 80. Такая практика существует. Тем более что у нас специализированный вуз. Хорошим примером я считаю «Astana IT University». Там готовят специалистов по программе «триместр за три года». В узкопрофильном вузе это возможно. То есть образование уровня профтех, можно сказать, уже лежит в основе нашей программы бакалавриата. Поэтому в создании колледжа нет необходимости. Наши выпускники способны работать на уровне как линейного персонала, это средний и ниже сервисный уровень, так и на уровне бакалавриата.

Но многое, конечно, зависит от самого человека. Как говорится, чего не дал Бог, того не даст и Сорбонна. Но система нашего обучения гарантирует, что на практике вы можете зайти рядовым сотрудником, а на следующем этапе уже занять руководящую должность как минимум какого-нибудь структурного подразделения. И у нас есть хорошие примеры. Порядка 80% сервисного персонала в Туркестане — это наши студенты. Старшие курсы уже сейчас занимают определенные управленческие позиции. Например, студентка четвертого курса в комплексе «Караван сарай» занимает позицию управленческого уровня. И она целенаправленно к этому шла. Мы не препятствуем тому, чтобы наши студенты работали, наоборот, способствуем этому.

— Кроме обретения навыков, у студентов есть еще какие-то стимулы?

— Все практики, которые на сегодняшний день у нас организованы с крупными нашими партнерами, оплачиваемые. Оплата идет каждому обучающемуся. И за это спасибо тем компаниям, которые предоставляют нам преференции.

— Где еще можно встретить ваших студентов, кроме Туркестана?

— На сегодняшний день 177 человек работают в сети Rixos по всей стране. Их транспортные расходы, пребывание, еженедельную оплату — все взяли на себя партнеры университета. И это большое достижение. Так, 18 наших ребят, работающих в Rixos в Актау, побывали на техническом открытии Rixos в Дубае. Поездку им обеспечила эта международная гостиничная сеть. Это была отличная практика для наших студентов.

Еще один момент, который хотелось бы отметить, и это моя позиция с точки зрения безопасности и правильной расстановки вещей, — не работать ни с какими рекрутинговыми агентствами, которые присутствуют в Казахстане. Мы напрямую держим связь с отелями. Так, в феврале текущего года подписали меморандум с одним семейным отелем в Турецкой Республике. Это небольшой отель на 200 гостей, статусный, имеющий четыре звезды. Буквально на прошлой неделе туда направились 32 наших студента. Повторю, перелет, проживание — все за счет базы практики. Более того, когда ко мне начали обращаться зарубежные партнеры, они настаивали на том, чтобы университет работал с ними в практическом русле. И здесь я понял одну интересную вещь: наш академический календарь не соответствует их запросам по практике. Смотрите, что происходит. В процессе обучения на практику, условно говоря, студенты выходят с июня по август. И мы говорим, что 1 сентября, к началу учебного года, им нужно вернуться. А партнеры мне говорят: «Алибек, ты пойми, в Турции туристический сезон начинается в апреле, а заканчивается в октябре. Ты к нам пытаешься отправить студентов уже тогда, когда у нас все позиции сформированы». Я сказал: «Без проблем». Академическая свобода, которая сейчас регулируется министерством, позволяет нам самим определять академический календарь. И теперь мы пусть не с апреля, но с мая уже заранее проводим все контрольные мероприятия для тех студентов, которые уезжают на производственную практику. И я не ставлю требования вернуться до конца августа. Мы пришли к тому, что процесс обучения должен быть удобным и гибким для студентов. Поэтому обучение в нашем университете ведется в смешанном формате — оффлайн и онлайн. Причем эти формы необходимо воспринимать без подмены понятий. Онлайн — это не Zoom. В таком формате теряется смысл обучения. Мы этот учебный процесс затачиваем под определенное время и определенные обстоятельства.

Все учебные программы разработаны с учетом современных изменений и требований.

Как мы это сделали? Благодаря компании Microsoft, с которой мы тоже сотрудничаем, создали собственную платформу обучения.

Microsoft нам буквально передал в дар три тысячи рабочих мест на своей платформе. Мы ни одного дня не потратили на это. Как это теперь работает? Представьте: вы работающий студент и, условно, за неделю должны выполнить определенный учебный объем. Просмотрели видеолекцию, прочли прикрепленный материал, ответили на тест, отправили выполненное задание в удобное для вас время. Все. Для этих нужд мы недавно приобрели шикарнейшую семимодульную мультимедийную студию. Она дает возможность выхода в подкаст и онлайн-трансляцию. Самое главное для нас сейчас — это запись видеоуроков. На сегодняшний день уже порядка 40 преподавателей записали уроки на семестр с 3D-визуализацией. Посредством студии также возможна демонстрация в режиме онлайн работы электронных сервисов. Я все время привожу пример университета Минервы — онлайн-университет со штаб-квартирой в Сан-Франциско, Калифорния. Это единственный в мире мета-университет. Его создали, если мне память не изменяет, в 2012 году. Сейчас там обучаются порядка восьми или девяти тысяч человек. Вы просто представьте, что университета-то физически не существует. У него нет здания. Но там вполне себе физически представленный по факту профессорско-преподавательский состав, в котором есть лауреаты всевозможных премий. В том числе, наверное, и Нобелевской. То же самое нам доказала Coursera.

СПРАВКА «ЮК»

Coursera — платформа для онлайн-обучения с платным и бесплатным контентом. Она доступна в веб-версии и в мобильных приложениях для iOS и Android. Платформу основали профессора информатики Стэнфордского университета Эндрю Ын и Дафна Коллер в 2012 году. По данным Coursera, на платформе зарегистрированы 124 миллиона человек. Coursera предлагает более 7 тысяч программ по разным темам: IT и технические науки, изучение языков, социальные науки, личностное развитие и здоровье, бизнес, гуманитарные науки и искусства.

В этом году Министерство науки и высшего образования передало нам 200 рабочих мест на этой международной платформе.

Смотрите, что происходило ранее: есть так называемое неформальное обучение. Мы вам даем возможность пройти какой-то курс неформальный, и вам эти кредиты зачтем. Если честно, все это непонятно. Брался какой-то сертификат, приносился в вуз. Вуз это почему-то молча, за неимением другого, верифицировал. А мы сейчас говорим: нет, не нужно этого делать. Вы можете пройти шикарный международный курс бесплатно. Курс, за который люди готовы отдавать 40, 50, 60, 100, 120 долларов США. Разные цены на эти курсы, и люди платят за то, чтобы их пройти. У нас же сейчас есть возможность предоставить 200 лицензий, чтобы получить качественный курс абсолютно бесплатно. И вот эти курсы мы берем в зачет того, чтобы неформальное обучение у студентов было качественным.

 

 

Владимир Привалов
(Продолжение беседы следует…)
фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *