Более тысячи километров автодорог будет отремонтировано в 2023 годув Туркестанской области
Это вместе с ремонтом внутрипоселковых улиц и автодорог местного значения.
Общая протяженность автомобильных дорог и улиц в области составляет 17 503,9 км.
«В 2023 году, — рассказал начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Р. Ибрагимов, — строительно-ремонтными работами охвачено 660 объектов, или 1594,2 км дорог и улиц. Работы начались ранней весной и ведутся интенсивно. До конца года планируется ввести в эксплуатацию дороги общей протяженностью 1238,3 км».
Хороших дорог стало больше
Большая работа была проделана автодорожниками области в 2022 году. Строительно-ремонтные работы велись на 2 094,9 км дорог и улиц. По итогам года в эксплуатацию ввели 645 объектов, или 1 247,5 км дорожного полотна. В результате доля автомобильных дорог областного и районного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 87% до 92%.
«По заказу управления, — рассказал Р. Ибрагимов, — в прошлом году основной приоритет при ремонте автомобильных дорог областного значения был отдан дорогам, соединяющим областной центр и крупные населенные пункты с транспортным коридором Западная Европа — Западный Китай и туристическими объектами. Полностью отремонтированы и сданы в эксплуатацию 18 км дорог, ведущих к туристическим объектам, в населенных пунктах Каскасу и Бирколик Толебийского района. В Отрарском районе отремонтировано 16,9 км дорог,, ведущих к городищу Отрар, которое входит в общенациональный список сакральных мест Казахстана. Проведен ремонт 52,6 км автодорог областного значения, соединяющих район Сауран с областным центром. Проведен капитальный и средний ремонт 37,6 км автодороги в направлении Келтемашат, Даубаба и Састобе Тюлькубасского района, средний ремонт 56,7 км автодорог, соединяющих населенные пункты Турбат, Какпақ, Каржан, Жанабазар в Казыгуртском районе с транспортным коридором Западная Европа — Западный Китай.
За 2022 год обновлено асфальтовое покрытие на 53,4 км автодорог, соединяющих населенные пункты Бадам, Шубар, Кайнар, Кунстыжар, Теспе в Ордабасинском районе с транспортным коридором Западная Европа — Западный Китай. На территории района Байдибек отремонтировано 71,4 км автодорог: Шаян — Жамбыл, Мынбулак — Нура, Шалдар — Саркырама- Бирлик.
Капитально отремонтировано и сдано в эксплуатацию 11,5 км автодорог, соединяющих населенные пункты Сулубулак, Утиртобе, Коктобе Жетысайского района. В Келесском районе проведен средний ремонт 15 км автодорог, соединяющих села Жанадауир, Ынтымақ, Дикан, Казакстан. Проведен капитальный и средний ремонт 38,2 км автодорог, соединяющих населенные пункты Колкент, Аксуабад, Айтеке би, Сайрам, Абдуллабад Сайрамского района. Проведен капитальный ремонт одного моста и текущий ремонт четырех мостов.
В настоящее время ведется ремонт автодороги республиканского значения А-15 Жызак — Гагарин — Жетысай — Кызыласкер — Сарыагаш — Жибек жолы. Ее общая протяженность 146 км. Входит в число дорог с самой высокой интенсивностью движения в нашей области. В сутки по ней проезжает около 15 000 автомобилей. Вдоль дороги расположено более 30 населенных пунктов.
Ремонтные работы ведутся на участках дороги от границы Узбекистана до города Жетысая, от поселка Енкес до поселка Жибек Жолы, от поселка Кызыласкер до поселка Узымдык. В этом году дорожники ремонтируют три аварийных участка протяженностью около 50 километров».
Без опасности
На всех автодорогах страны ведутся работы по повышению уровня безопасности движения. Тестируются новые технологии, устанавливается дополнительное оборудование.
«В целях повышения безопасности дорожного движения, — рассказал директор Туркестанского областного филиала Национального центра качества дорожных активов М. Ахметов, — в прошлом году на автодорогах республиканского значения установили около 40 000 специальных светоотражающих щитков: на автодороге М-32 Самара — Шымкент и А-2 Алматы — Ташкент — Термез, на перевалах Куйык и Кордай. Основное преимущество этих устройств в том, что фары встречных машин не мешают водителям. Это безопасно и удобно, особенно ночью. Такие щитки устанавливаются только на многополосных автодорогах с высокой интенсивностью движения, как в нашей области».
Для уменьшения опасности от свободно бродящего по нашим автодорогам скота «КазАвтоЖол» пошел по самому затратному и высокотехнологичному пути. Отчаявшись добиться от полиции выполнения ее обязанностей по обеспечению безопасности движения, а от владельцев скота соблюдения закона, дорожники решили использовать муляжи и новые технологии.
Автономный светосигнальный комплекс по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием животных «Коргау» уже проходит испытания на 102 км автодороги республиканского значения Оскемен — Семей. Этот участок выбрали потому, что по обеим сторонам дороги расположены животноводческие фермы. Испытательный комплекс состоит из нескольких устройств на базе интеллектуальной системы связи. Главное преимущество этой технологии в том, что водители получают предупреждающий сигнал, когда на дороге внезапно появляется животное. Устройство работает как днем, так и ночью. Технология разработана отечественной компанией «Нур-Сайлет». В случае успешной апробации технологии ее планируется установить на других автодорогах республиканского значения.
Для Туркестанской области беспризорный скот на автомобильных дорогах настоящее бедствие. Ежегодно регистрируются десятки ДТП с участием животных, оставленных владельцами без присмотра. Полиция ограничивается периодическими рейдами с разгоном бродящих по проезжей части коров, лошадей и верблюдов. Никаких серьезных мер к владельцам не принимается. Хотя ответственность за это предусмотрена законодательством. Но хлопотно это — искать, протоколы писать. Мы пошли другим путем.
АО НК «КазАвтоЖол» сообщает:
«Модели животных были установлены на участках республиканских автодорог, где часто регистрируются дорожно-транспортные происшествия с участием животных. В этом году работа была проведена впервые на республиканских автомобильных дорогах, расположенных в Павлодарской и Костанайской областях, на опасных участках размещено около 40 новых макетов. На предупредительные макеты крепятся специальные светоотражающие элементы, чтобы они были хорошо видны ночью и в непогоду. Это эффективный способ напомнить водителям об осторожности на дороге, необходимости снижения скорости на опасных участках. Модели животных были установлены вдоль республиканских дорог Акмолинской, Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Мангистауской и Туркестанской областей».
Весной этого года на автомобильной дороге А-2 Хоргос — Алматы — Тараз — Шымкент — Ташкент республиканского значения установили 114 светодиодных фонарей. 50 новых светодиодных фонарей установлены на опасных участках перевала Машат. На 5 км перевала установлены специальные антибликовые щитки.
Цифровые технологии
Продолжается доработка многофункционального приложения «САПАР», специально созданного для удобства пользователей автомобильных дорог республиканского значения IT-специалистами АО НК «КазАвтоЖол». В нем появилось шесть новых функций: загружена дополнительная информация о сервисных объектах, расположенных вдоль автодороги (контактные телефоны и фото, можно добавить понравившийся сервисный центр в избранное). Появилась возможность выбрать сразу несколько остановок на маршруте. Если раньше пользователи могли добраться только из пункта А в пункт Б, то теперь можно выбрать сразу несколько городов в рамках одного маршрута. Можно добавить маршрут в избранное. Для удобства пользователей закрытые участки автодорог теперь отображаются на главной странице приложения. Для всех разделов приложения созданы инструкции. Теперь оно доступно в Google Play и App Store.
Кто за дорогу не платит…
Тому грозят большие финансовые неприятности. Переложить бремя содержания отечественных автодорог на плечи пользователей — последовательная политика Минтранса, вне зависимости от смены министров. Пока платные у нас только автодороги республиканского значения. Можно не сомневаться, что это только начало большого пути. Дойдем и до сбора денег за проезд между поселками.
«КазАвтоЖол» распространил предупреждение всем ездящим по платным автодорогам:
«В соответствии с п. 5.3 Публичного договора, п. 5.3.11, Пользователь обязан оплатить задолженность по проезду на платных участках в течение 7 календарных дней после оказания услуги. В случае уклонения Пользователя от оплаты проезда по платным дорогам Компания вынуждена обратиться в судебные органы или к частному нотариусу для принудительного взыскания долга.
Приятно, что к Пользователям с таким уважением! С заглавной буквы пишут. Но и грозят серьезными неприятностями:
В случае неуплаты в указанный срок наступает административная ответственность в соответствии со статьей 628 КоАП РК (штрафы: на физических лиц — 5 МРП (15 315 тенге), на юридических лиц — 10 МРП (30 630 тенге) за каждое транспортное средство.
Консультации можно получить в контакт-центре: 1403, 8 (7172) 64-87-87, 8-705-927-1408, электронная почта dpad@qaj.kz.
Введение оплаты за проезд по автомобильным дорогам, помнится, мотивировалось в том числе и высоким уровнем сервиса, который будет на платных участках. С сервисом на автодорогах области пока как-то не очень. Но работа идет.
В 2023 году планируется открыть более 70 новых объектов. В Туркестанской области на 60 км платного участка автодороги республиканского значения Шымкент — Кызылорда за счет частных инвестиций построен модульный павильон с туалетами, душевыми и торговым залом. Пользоваться новым объектом придорожного сервиса, разумеется, можно будет тоже за плату. Бесплатными на наших автодорогах остаются только виды на бескрайние степи. Пока.
В РК 11 платных дорог общей протяженностью 2200 км
В этом году запущен пилотный проект сервиса SMS-сообщений для своевременного информирования пользователей платных дорог. При первом выезде на платную дорогу автовладелец получает SMS со ссылками на способы оплаты.
SMS поступает после проезда первых семи километров платной автодороги с активированной открытой системой оплаты. Такие системы установлены на автодорогах Шымкент — Кызылорда, Шымкент — Ташкент, Шымкент — Тараз.
Вокруг Туркестана
Аким Туркестанской области Д. Сатыбалды проинспектировал ход строительства значимых автодорог в окрестностях областного центра.
На автодороге областного значения КХ-59 Туркестан — Карнак ведется средний ремонт на 21 км. Ремонтные работы начались по заказу управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог в мае 2022 года. Строительство двухполосной дороги планируется завершить в сентябре этого года. Закончена укладка крупнозернистого слоя дорожного покрытия на 15,5 км и мелкозернистого асфальтобетонного слоя на 13 км. Построено 6,4 км тротуаров из запланированных 12 км.
«С каждым годом население Туркестана увеличивается, — отметил Д. Сатыбалды. — Дороги нужно строить с учетом этого фактора. Нужны проекты, положительно влияющие на социально-экономическое развитие города, предотвращающие пробки, повышающие транспортно-логистический потенциал. Качественные дороги имеют большое значение в развитии производства и туризма».
В Туркестане ведется реконструкция улицы А. Жангельдина на 3,8 км. Она станет четырехполосной. Строительные работы планируется завершить до конца года.
Наш долгострой
На тоннеле Шакпак баба ведутся строительные работы.
Общая стоимость проекта на сегодняшний день достигла 8,5 млрд. тенге, включая строительство 40 км автодороги между селами Жаскешу и Шакпак. Длина тоннеля — 2 по 840 метров, ширина — 13. В настоящее время строительство объездной дороги завершено, осталось завершить подъездные пути к тоннелю протяженностью 3,8 км. В направлении Тараз — Шымкент полностью завершены буровзрывные работы и отливка бетонных сводов. Ведутся подготовительные работы для укладки дорожного покрытия и устройства дренажной системы. В тоннеле по направлению Шымкент — Тараз ведутся бетонные работы. Завершение работ намечено на ноябрь 2023 года.
Игорь Лунин
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!