Качество в пути

19 Авг 2022 12:18
Количество просмотров: 2339

14 июля 2022 года на расширенном заседании Правительства Президент Казахстана К. Токаев подверг критике сферу строительства дорог, поручив тщательно расследовать нарушения, которые были допущены за 10 лет в дорожном строительстве страны.

«Ни для кого не секрет, что дороги в стране плохие, а в дорожно-строительной отрасли процветает коррупция… Всех виновных в плохом качестве дорог следует привлечь к ответственности согласно закону», — сказал Глава государства.

Состояние автодорог в Казахстане справедливо критикует и общественность. Плохое качество дорог не только усложняет жизнь водителям, увеличивает число ДТП с человеческими жертвами, но и отрицательно влияет на экономическое развитие страны.

В докладе World Economic Forum (Всемирный экономический форум) в рамках оценки экономики стран мира ежегодно публикуется рейтинг стран по состоянию автодорог. В 2022 году Казахстан занял 93-е место из 141 страны мира (для справки: в этом рейтинге такие страны, как Кения и Танзания, расположены значительно выше, чем Казахстан).

Я тебя слепила из того, что было

В Туркестанской области в 2021 году на автодороги было выделено 81 029 262 984 тенге. Из них 23,5 миллиарда — на строительство, 34, 2 миллиарда — на ремонт и 23,2 миллиарда тенге — на обслуживание дорог.

Тем не менее водители и общественность остаются недовольными состоянием дорожного полотна. А с введением в регионе платных дорог это недовольство только усилилось.

Чтобы не быть голословным, приведу пример. В прошлом году в Туркестане было заасфальтировано 11 улиц общей протяженностью 15 километров.

«Жительница микрорайона «Отырар» прислала видеозапись текущего состояния улицы Нур Отау. Дорога проложена в ноябре прошлого года, на самом деле сложно сказать, что еще и года не прошло. Жители не раз обращались в управление автодорог городского акимата, сетуя на качество дороги. Однако по сей день результата нет», — написал на своей странице в Фейсбуке бывший заместитель акима и руководитель аппарата акима Туркестана С. Хандиллаев.

Или взять улицу Курбан-ата. Как сообщили местные жители, рабочие и техника разровняли грунт и без укладки щебнем покрыли дорогу тонким слоем асфальта.

Общественники сообщили об этом заместителю акима Туркестана, ответственному за дорожное хозяйство. По словам С. Хандиллаева, чиновник вместе с руководителем городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог отправился на улицу Курбан-ата и в результате доложил, что работы по строительству дороги идут очень хорошо и качественно.

И как тут не вспомнить шутку: «Я же вам рассказывал, как КЛАСТЬ асфальт. Зачем же вы его ЛОЖИЛИ?»

Не радует и состояние улицы Шаян в многострадальном микрорайоне «Отырар».

И таких улиц в областном центре десятки. Появились ямы на перекрестке улицы Жибек Жолы и проспекта Саттарханова.

А на пересечении улиц Жибек Жолы и Ясави состояние дорог такое, что сразу приходит на ум фраза из известной песни: «Я тебя слепила из того, что было».

Но это цветочки! Ягодки — это усталость туркестанцев от обещаний местной исполнительной власти города.

Кроме строительства и ремонта дорог, в Туркестане одним из приоритетов является строительство канализации. И здесь, чтобы не нарушать традиции нашей действительности, сначала укладывают новый асфальт, а затем набегают те, кому этот асфальт мешает заниматься своей деятельностью. В результате засыпанные траншеи стоят месяцами, и никто их не покрывает заново асфальтом.

Приходится взрослым и детям передвигаться по пыли. А водителям крутить вправо-влево баранку, чтобы не въехать колесом в траншею.

И что вы думаете, просьбы и жалобы подействовали на тех, кто должен по долгу службы нести ответственность? Увы!

По словам жителей улицы З. Абдрахманова, канализацию провели еще в марте этого года. Подрядчик решил не тратить на утрамбовку грунта дополнительные средства и слегка засыпал трубы. Устав от обещаний акимата города и подрядчиков, туркестанцы решили не ждать у моря погоды: они собрали деньги и за свой счет начали ремонт.

Вопросы, ответы и мнения

При этом общественники недоумевают: почему при наличии в договорах гарантийных сроков подрядчик по закону не устраняет свои, мягко говоря, недоделки? И почему из года в год конкурсы из одного источника выигрывают одни и те же компании, новенький асфальт которых проваливается в грунт не то что от автомобилей — от ног пешеходов. Впрочем, эти вопросы можно отнести к категории риторических.

Ранее в Казахстане никакой госорган не отвечал за ямы на дорогах. Культура такая чиновничья — откреститься. Но после того, как на проблему обратил внимание Глава государства, произошла реструктуризация госорганов, отвечающих за дороги, и нашли главных ответственных.

На заседании Правительства Премьер-министр А. Смаилов напомнил о персональной ответственности акимов за состояние дорог в регионах.

«Несмотря на принимаемые меры по развитию дорожной отрасли, имеется ряд проблемных вопросов. Главный из них — некачественное состояние дорог, особенно местных. Глава государства неоднократно отмечал неудовлетворительное состояние автодорог. Хочу подчеркнуть, что каждый аким несет персональную ответственность за состояние дорог региона», — сказал Премьер-министр.

Хотя есть и другие мнения. Один из народных избранников высказал предложение не вмешиваться активистам в дела подрядчика и не создавать им проблем. По его мнению, о некачественной работе можно говорить лишь по истечении гарантийного срока после приемки, который составляет от трех до пяти лет. Ну и что, если асфальт разъезжается под ногами? Годы должны пройти, чтобы он застыл, а под ним, как «положено по технологии», сам собой появился щебень.

В профильном министерстве нашли еще одно объяснение некачественным дорогам. На качестве дорог, сроках их ремонта и строительства сказываются дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень использования новых строительных материалов и современных технологий. Тогда для чего нам Казахский автодорожный институт им. Л. Гончарова и автодорожные колледжи в нескольких крупных городах, в том числе в Шымкенте?

Вернемся к майскому заседанию Правительства. А. Смаилов отметил, что для развития дорожно-транспортного сообщения страны было много сделано. Реализован проект по строительству транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Внедрен передовой международный опыт по самообеспечению дорожной инфраструктуры через систему взимания платы на более чем двух тысячах км дорог.

При этом, отметил Премьер-министр, у населения имеются жалобы на состояние дорог, которые переводятся на платную основу.

В связи с этим НК «КазАвтоЖол» поручено усилить работу по качеству содержания и безопасности дорог.

И ведь как в воду глядел А. Смаилов. Только в Туркестанской области за это лето бетонное покрытие международной транспортной артерии поднималось дважды.

А мост через реку Арысь в районе села Тамерлановка после недавнего ремонта вновь ходит ходуном на стыках под колесами автомобилей.

Сказано — сделано

Методику определения рейтинга акиматов по качеству дорог планируется утвердить до конца года, сообщает пресс-служба ведомства.
В соответствии с поручением Главы государства по улучшению качества автомобильных дорог Мининдустрии подготовило ряд системных мер, направленных на усиление контроля в отрасли, а также актуализацию профильных нормативных актов.

«В частности, подготовлен законопроект по вопросам транспорта, который предусматривает введение обязательной экспертизы качества ремонта дорог в населенных пунктах через Национальный центр качества дорожных активов, который будет выдавать заключение на соответствие нормативам, а также солидарной ответственности технического надзора и проектных организаций за образование дефектов в гарантийный период. На сегодняшний день после сдачи дорог в эксплуатацию технадзор и проектные организации не несут ответственность в случае некачественных проектных решений и выявления дефектов», — аргументировали в ведомстве.

В данный момент проект закона находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Помимо вышеперечисленного, будут проводиться работы по внедрению новых технологий и подготовке новых кадров.

Кроме этого, для обеспечения качества и исключения финансовой зависимости от местных исполнительных органов будет проработан в рамках проекта Закона «О транспорте» механизм подписания единого договора с уполномоченным органом и Центром качества. Это позволит независимо от договора давать замечания в адрес акиматов и требовать их обязательного исполнения.

В рамках действующего законодательства компетенция по дорогам республиканского значения закреплена за Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с АО «НК «ҚазАвтоЖол», по дорогам местного значения и улицам населенных пунктов ответственными определены местные исполнительные органы.

В свою очередь местная исполнительная власть тоже не осталась в стороне и выдала свою версию.

Руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Туркестанской области Р. Ибрагимов сообщил, что в текущем году доля автодорог в хорошем и удовлетворительном состоянии достигла 92%.

А 200 км дорог областного значения преждевременно пришли в негодность из-за перевозки грузов сверх установленных требований.
Еще 865 километров дорог находятся под угрозой преждевременной неисправности. Большая часть их расположена в Сайрамском, Ордабасинском, Казыгуртском, районе Сауран и Арыси. Именно в этих регионах находится много карьеров по добыче полезных ископаемых и инертных материалов.

В этих словах есть доля правды. Например, дорогу Туркестан — Шаульдер, которую сейчас фактически отстраивают заново, угробили именно самосвалы, вывозящие песчано-гравийную смесь с карьеров на реке Сырдарье.

В связи с этим аким Туркестанской области У. Шукеев на аппаратном совещании указал на необходимость усиления надзора за крупногабаритными грузовыми автомобилями, которые не соблюдают предельную нагрузку на ось.

На совещании принято решение о проведении массового осмотра большегрузных автомобилей, перевозящих песчано-гравийную смесь. Под строгий контроль возьмут и установку весов в карьерах. Материалы на владельцев объектов, допустивших нарушения, будут передаваться в компетентные органы для принятия предусмотренных законодательством мер наказания.

Васька слушает, да ест

По данным министерства, несмотря на имеющиеся замечания, заказчики продолжают принимать объекты в эксплуатацию. По таким фактам в отдельных регионах уже возбуждены уголовные дела.

В связи с этим Республиканское общественное объединение «Әділдік жолы» и Агентство по противодействию коррупции РК начинают акцию «Әділдікті талап ет!». Ее цель — сформировать культуру нетерпимости к коррупции и привлечь больше граждан к данной инициативе. В рамках акции будут подниматься вопросы, где коррупционные риски наиболее вероятны и справедливо волнуют общественность.

Первый этап акции направлен на определение коррупционных рисков в сфере строительства, ремонта и обслуживания автодорог. С 15 августа граждане могут принять участие, сообщив о фактах коррупции по номеру сall-center 1463 или на сайте adildik.kz. Собранная информация будет обсуждаться на заседаниях областных и республиканских советов «Әділдік кеңесі».

В дальнейшем для усовершенствования нормативно-правовых актов итоги анализа и выводы будут направлены уполномоченным органам.

Неплохо было бы еще для каждого региона открыть номер в WhatsApp, куда казахстанцы могли бы не только писать жалобы, но и сопровождать их фото- и видеоматериалами.

Справедливости ради надо сказать вот еще о чем. В 2022 году была проведена проверка качества местных дорог по всей республике. Результаты показывают, что лишь 28 процентов из девяти тысяч проб соответствуют требованиям. Лидером по несоответствию автодорог стандартам качества стал Шымкент — 71 процент!

А вот состоянию дорог в Туркестанской области, несмотря ни на что, приятно удивляются приезжие из других регионов Казахстана. Но этот факт не ликвидирует проблемы.

В. Привалов

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *