Как вернули Ил-76 из Голландии

2 Апр 2020 11:55
Количество просмотров: 3333

Шымкентец Б. Аринов — авиатор с полувековым стажем. Родился и вырос Бимахан Кемелбекович в сельской глубинке.

Родители мечтали, чтобы сын стал агрономом. А он, благодаря счастливым обстоятельствам, поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации.

Окончил механический факультет и получил направление в Чимкентский авиаотряд. Прошел там все ступени — от авиатехника до руководителя авиационной технической базы (АТБ).

Профи, каких сегодня в миллионном Шымкенте единицы.

Сколько лет чимкентской гражданской авиации?

Б. Аринов сейчас на пенсии. Ветеран чимкентского авиаотряда, отличник «Аэрофлота», он написал «Историю развития гражданской авиации в Южном Казахстане». Любопытный и объемный труд. Множество интересных фактов, перечень фамилий тех, кто стоял у истоков, развивал и продвигал южноказахстанскую авиацию. Автор добросовестно изучил архивы. Скрупулезно все разложил по полочкам. В 2022 году чимкентская гражданская авиация отметит 90-летие. День ее рождения — 28 марта 1932 года. И называлась она тогда авиабаза сельхозавиации.

Первый аэродром, цитирую Б. Аринова, «размещался на территории, ставшей центром города, где сейчас площадь им. аль-Фараби, бывший кинотеатр имени Сейфуллина, русский драмтеатр, технопарк. Тогда это был пустырь».

В «Истории развития гражданской авиации в Южном Казахстане» присутствуют эпизоды, участником которых был сам автор и о которых он ведет речь от первого лица. Например, как в чимкентском филиале ЗАО «Эйр Казахстан» — преемнике чимкентского авиаотряда — появились первые самолеты Ил-76 и как переплелась с ними его судьба. В 90-ые годы прошлого столетия Бимахана Кемелбековича отправили на двухмесячные курсы в учебно-тренировочный отряд в столицу Узбекистана изучать новинку — тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76, который выпускало Ташкентское авиационно-транспортное объединение им. Чкалова. «От» и «до», как говорят авиаторы, освоил его техническое сопровождение. И в том же году, а времена были сложные, разрывались интеграционные связи, «вставали на прикол» промышленные предприятия, неожиданно открылось финансирование на покупку Ил-76 для чимкентского филиала «Эйр Казахстана», который тогда возглавлял А. Лебедев. В Ташкент откомандировали Б. Аринова. Он встретился с директором АТО им. Чкалова Журавлевым, который несказанно обрадовался заказу, потому что авиагигант с четырехтысячным трудовым коллективом был на мели.

Первый Ил-76 поступил в распоряжение чимкентцев. И стал летать по всему свету с челноками за товарами первой необходимости. На заработанные деньги чимкентский филиал в 1993 году приобрел в ташкентском АТО еще два Ил-76, причем за наличные. «Деньги в мешках мы перевозили в Ташкент на УАЗе под большим секретом. Границы тогда были открытыми. Нас никто не останавливал», — вспоминает Бимахан Кемелбекович.

В течение десяти лет Б. Аринов был инженером по техническому сопровождению самолетов этой серии. Его не раз включали в состав команды, сопровождавшей перевозку секретных грузов, в том числе и национальной валюты.

«Не приказ — просьба»

Осенью 1996 года Б. Аринова вызвал в Алма-Ату тогдашний конкурсный управляющий НААК «Казахстан ауе жолы» И. Назмутдинов. «Знаем тебя только с положительной стороны, — обратился он к Бимахану Кемелбековичу. — Поэтому и остановились на твоей кандидатуре. Не воспринимай это как приказ, скорее, это просьба. Нужно вытащить из Голландии арестованный наш Ил-76. Он нужен нам как воздух. Если мы сейчас этого не сделаем, можем потерять его навсегда. Ты — опытный руководитель и главный инженер, отлично разбирающийся в этой модели, тем более что уже четыре года в Шымкенте эксплуатируются такие самолеты».

Шеф КУГА рассказал, что уже больше года в голландском городе Маастрихте стоит на приколе Ил-76 № 76810 карагандинского авиаотряда. Голландия арестовала воздушное судно за неуплату аэронавигационных и аэропортовых расходов.

Б. Аринов согласился отправиться в Европу. В свою команду он включил инженеров Р. Магометова, В. Ахмедова, Г. Малахова, специалиста из Караганды И. Кима, авиатехников В. Сошникова, С. Багаева, Н. Духницкого.

Подвиг Бимахана Аринова и его команды

Казахстанцев пустили в аэропорт Масстрихта. «При осмотре арестованного Ил-76, — рассказывает ветеран авиации, — мы обнаружили течь топлива из дренажных труб. Это означало, что его баки заправлены под завязку. По западным технологиям, если самолет стоит на приколе более шести месяцев, нужно заменить в нем топливо, по нашему регламенту — через два месяца».

Шымкентцы стали искать емкости для слива керосина. Но таких в аэропорту Маастрихта не оказалось.

Выехали в Амстердам. Там в аэропорту за машины для слива запросили огромную сумму. Д. Аринов позвонил в Алма-Ату И. Назмутдинову, тот ответил: «Таких денег нет».

Д. Аринов посоветовался с коллегами. «Мы решили не менять керосин. У нас оставался только один вариант: слить отстой горючего для анализа из каждого бака в отдельные бутылки (всего 12 баков) и отправить пробы в лабораторию ГСМ аэропорта Алма-Аты. В то время казахстанские пассажирские самолеты выполняли рейсы Алма-Ата — Амстердам и обратно. Назмутдинов одобрил наше решение. Сказал, что сам проконтролирует проведение анализа в минимальные сроки. Уже на второй день я получил радиограмму: результаты анализа положительные», — продолжил рассказ ветеран авиации.

Д. Аринов ознакомил с ними авиационных инспекторов Голландии. Предоставил документы и регламенты по Ил-76 и смог убедить, что в соответствии с ними нет запрета этой модели на полет после более годичной стоянки. Согласно регламенту самолета Ил-76, требовалась переконсервация воздушного судна и его двигателей. И это было выполнено карагандинцем И. Кимом.

Но когда в СМИ просочилась информация о предстоящем полете простоявшего на длительном приколе казахстанского самолета, начались волнения среди местного населения: «Эта махина рухнет при взлете и разрушит наши дома». Началась шумиха. Казахстанские авиаторы достойно держали оборону. Общались с журналистами, отстаивали свою позицию. Объясняли, что воздушное судно в полном порядке, его техническое состояние надежное, полет пройдет без эксцессов. В итоге убедили голландцев дать разрешение на вылет. Но те потребовали с Б. Аринова расписку о том, что полет будет безопасным.

Он ее написал: «Я, руководитель технической бригады Национальной авиакомпании «Казахстан ауе жолы» Республики Казахстан, считаю, что самолет Ил-76 № 76810 обслужен технической бригадой после длительной стоянки (1 год 3 месяца) в достаточном объеме и готов совершить полет по маршруту Маастрихт — Шымкент согласно программе подготовки, облета и перегонки, утвержденной управляющим НААК «Казахстан ауе жолы» господином Назмутдиновым. Руководитель технической бригады Б. Аринов, 04.11.1996 г.)».

Здравствуй, Родина!

Наступил ответственный момент. Казахстанцы еще раз проверили работу двигателей и всех систем самолета на земле. Сбоя не обнаружили. 13 ноября 1996 года экипаж Ил-76 в составе командира Ю. Ефремова, второго пилота Е. Крутова, бортинженера Ж. Ускенбаева, штурмана В. Абдуллаева и бортрадиста А. Хана поднялся в небо из аэропорта города Маастрихта. Управляемая гигантская птица сделала два круга над аэропортом. Все параметры двигателей показывали норму. В тот же день казахстанцы отправились на Родину. Через пять часов 40 минут Ил-76 произвел посадку в шымкентском аэропорту. Его не отправили в Караганду, оставили в авиакомпании ЗАО «Эйр Казахстан» в Шымкенте.

За блестящее выполнение этого непростого задания никто из технической бригады Б. Аринова, к сожалению, не удостоился наград.

12 ноября 1996 года в небе над Индией потерпел крушение шымкентский Ил-76. Трагические события заслонили славную историю о вызволении из Голландии арестованного отечественного лайнера. Операцию, проведенную по высшему классу!

Татьяна Корецкая
Фото из архива Б. Аринова

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3 комментария в “Как вернули Ил-76 из Голландии

  1. Что-то какая-то не стыковка. В расписке указано число 04.01.1996г. о проведении технического обслуживания после длительной стоянки, а перелёт состоялся спустя 10 месяцев 13.11.1996г.

    1. Николай 10.04.2020г в комментариях правильно заметил в разногласий в числах, в публикаций»Как вернули Ил-76 из Голландии».
      Там опечатка не январь а ноябрь месяц. 04.11.1996г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *