Как золовка сноху покалечила

19 Мар 2021 11:24
Количество просмотров: 1490

Автомобилей в миллионном Шымкенте видимо-невидимо. 

В часы пик, и не только, на улицах образуются километровые пробки. 

Образцовой дисциплиной шымкентские водители не блещут. Свидетельство тому — поток материалов в специализированный административный суд. Нет и заметного сокращения уголовных дел о погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, рассматриваемых в районных судах. 

Не вдохновляет и официальная статистика.

В 2019-ом в Шымкенте было зарегистрировано 324 ДТП, в которых пострадали 486 человек,погибли 77.

В 2020-ом — практически то же самое: 322 ДТП, пострадавших 482 человека, погибших — 76. 

Правоохранительным органам и городским властям мегаполиса думать и принимать меры, как сделать Шымкент безаварийным и безопасным, как решить эту серьезную, не терпящую отлагательств проблему.

В Енбекшинском районе Шымкента с начала года по сравнению с 2020-ым сократилось количество дорожно-транспортных происшествий. Почти наполовину — с 21 до 11 — уменьшилось число пострадавших.

Есть положительные сдвиги и в Аль-Фарабийском районе, где за два месяца текущего года произошло 11 ДТП, в прошлом году за это время — 15.

Рост количества аварий и пострадавших отмечен только в Абайском районе, где в январе-феврале было зарегистрировано 16 ДТП и 24 пострадавших.

В 2020 году — соответственно 11 и 21.

А меня заинтересовало уголовное дело о ДТП, на первый взгляд, несложное, незапутанное. Без человеческих жертв. Но точку в нем поставил лишь Верховный суд.

Заинтересовало тем, как велось расследование. Как дорожные полицейские лихо запустили маховик обвинения, уверенные, что все пойдет как по маслу в заданном направлении.

И действительно, в подавляющем большинстве уголовных дел о дорожных происшествиях суды поддерживают позицию досудебного следствия и выносят обвинительный приговор. Скорее всего, в данном случае пострадавшая сторона была уверена в таком же исходе. Не буду называть фамилии участников. Только тех, кто расследовал это правонарушение и вершил правосудие.

ДТП на перекрестке

25 февраля 2019 года в 13:40 Toyota Highlander под управлением гражданки К. столкнулась с автомобилем Hyundai Tiburon, за рулем которой находилась Ш., на перекрестке улиц Желтоксан и Байтурсынова в Шымкенте.

Женщина везла в школу детей. В салоне Hyundai находилась пассажирка — молодая женщина с семимесячным младенцем, сидевшая на заднем сидении. Она-то и получила серьезные повреждения: черепно-мозговую травму, ушиб и отек головного мозга, которые в заключении медицинской экспертизы квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Раненую в бессознательном состоянии увезли в реанимацию. На второй машине «скорой» водителя Hyundai Ш. с семимесячным ребенком пострадавшей женщины, как выяснилось, ее снохи, доставили в городскую клиническую больницу № 1. Для них, к счастью, все обошлось: им оказали медицинскую помощь и отпустили домой.

Никто не пострадал из тех, кто находился в автомобиле Toyota Highlander, они отделались легким испугом.

По факту аварии началось досудебное расследование. Виновной стороной признали водителя Toyota Highlander К. Ей было предъявлено обвинение в совершении преступления по ст. 345, ч. 2 УК РК «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатация транспортного средства лицами, управляющими транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». Она предусматривает в качестве наказания штраф до двух тысяч МРП либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам до 600 часов, либо ограничение свободы до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В 2019 году в Шымкенте было зарегистрировано 324 дорожно-транспортных происшествия, пострадали в них 486 человек. Ранения получили 409, в том числе 124 несовершеннолетних. Погибли 77 человек, в том числе 15 несовершеннолетних.

На алкоголь не проверяли

Осенью того же 2019 года материалы уголовного дела с обвинительным заключением, поддержанным прокуратурой, ушли в Аль-Фарабийский районный суд. Рассматривал его судья с 18-летним стажем М. Абдирасулов.

И пострадавшая, и следователи, и прокуроры однозначно ждали обвинительного приговора. Однако у суда возникли вопросы. Например, почему водитель Hyundai Tiburon Ш., проходившая свидетелем, сразу после ДТП не сообщила прибывшим полицейским своей фамилии. Не предъявила им документ, удостоверяющий личность, или водительское удостоверение. Дорожным полицейским она отдала водительское удостоверение пострадавшей пассажирки(!).

В день аварии, когда ее отпустили из больницы, не вернулась к месту ДТП, не появилась у дознавателя. То есть сделала все, чтобы не пройти освидетельствование на содержание в крови алкоголя. В итоге так и осталось тайной, в каком состоянии женщина управляла автомобилем.

Авария случилась 25 февраля, а в клинику «ДауМед» Ш. обратилась только 28 февраля. Там ей поставили диагноз «доброкачественная внутричерепная гипертензия, вегетососудистая дистония» — соматические заболевания, полученные явно не в результате ДТП. Заостряю внимание на уклонение госпожи Ш. от обязательной процедуры освидетельствования на алкоголь, хотя она являлась участницей дорожно-транспортного происшествия. Это зафиксировано в приговоре суда.

А дознаватель кто?

У суда возникли вопросы и к дознавателю Б. Ескараеву, расследовавшему эту аварию. 26 февраля 2019 года он вынес постановление о назначении экспертизы, где черным по белому написано, что автомобилем Hyundai Tiburon управляла вовсе не гражданка Ш., а госпитализированная в реанимацию ее пассажирка Н. Это при том, что водитель Toyota Highlander К. на первом допросе заявила дознавателю, что за рулем Hyundai Tiburon находилась женщина, которая видимых телесных повреждений не получила. А 27 февраля в полицию с заявлением обратился шымкентец Ж., cообщивший, что его сестра Ш., управляя автомобилем Hyundai Tiburon, допустила столкновение с Toyota Highlander, в результате чего его супруга Н. попала в больницу. В тот же день на допросе, как представитель потерпевшей, он снова подтвердил это.

Дознаватель Б. Ескараев допросил его сестру, управлявшую попавшим в ДТП автомобилем, только 9 марта — через 12 дней после аварии. И даже не спросил, кто вручил полицейским водительское удостоверение ее снохи, которая ехала в машине в качестве пассажира и получила тяжелые травмы. В ходе следствия остался без ответа принципиальный вопрос: кому и зачем нужно было выгородить реального водителя — участника ДТП?

Б. Ескараев не выяснил, почему Ш. не вернулась на место аварии и не дала показаний органам дознания. И таким образом, избежала освидетельствования на наличие алкоголя в крови.

И это не все. Во время видео-фотосъемки места происшествия

Б. Ескараев не зафиксировал дорожные разметки и знаки по правому крайнему ряду на улице Байтурсынова, по которому двигался Hyundai Tiburon под управлением Ш., хотя по долгу службы обязан был это сделать для выяснения истины.

Вместо него это сделал председательствовавший на процессе судья М. Абдирасилов. В ходе судебного следствия он лично выехал на место ДТП и исследовал территорию.

Еще один любопытный момент. Удовлетворяя ходатайство защиты от 25.05.2019 года о назначении повторной экспертизы, дознаватель Б. Ескараев назначил дополнительное комплексное судебно-экспертно-фототехническое и судебно-экспертное исследования ДТП, но убрал из текста основной вопрос защиты: имел ли автомобиль марки Hyundai Tiburon техническую возможность избежать столкновения?

«И все это, — цитирую приговор, — свидетельствует о том, что дознание по данному делу велось односторонне, с обвинительным уклоном, с нарушением требований УПК. Дознавателем Б. Ескараевым нарушен основополагающий принцип уголовного судопроизводства — презумпция невиновности».

Кто виноват?

Несомненно, помог женщине-водителю автомобиля Toyota Highlander К. видеорегистратор, установленный в салоне. Он зафиксировал, что машина тронулась с места после того, как загорелся зеленый свет. А через пять секунд произошло столкновение с иномаркой Hyundai Tiburon, двигавшейся по улице Байтурсынова.

«Внезапно передо мной появился автомобиль ярко-желтого цвета. От неожиданности я нажала на тормоз и повела руль вправо, чтобы избежать столкновения. Но произошел удар. Моя машина остановилась, а Hyundai Tiburon развернуло посередине дороги. С водительского места вышла женщина и вытащила из салона ребенка. Собравшиеся вокруг люди извлекли с заднего сиденья женщину в платке и положили на скамейку рядом с Ледовым дворцом», — показания на суде подсудимой К.

У пострадавшей своя версия: «Из-за затора я ехала со скоростью 20-30 км в час. Стоп-линию по улице Байтурсынова пересекла на разрешающий зеленый сигнал светофора, но… впереди возникла пробка, на противоположной стороне дороги загорелся запрещающий сигнал. Продолжила движение, чтобы завершить маневр. Проезжая разделительную полосу, увидела, что автомобили справа начали движение, в том числе автомашина марки Toyota Highlander, которая находилась в крайнем правом ряду. Так как три ряда машин притормозили и дали мне проехать, подумала, что и она меня пропустит, поэтому продолжила движение. Toyota Highlander ударила меня в правый бок».

Эксперт В. Ларшина в суде показала: «На видеозаписи с места ДТП нет визуализации момента пересечения стоп-линии автомашиной Hyundai Tiburon, двигавшейся по улице Байтурсынова. …Согласно этой видеозаписи и справке о работе светофоров на данном перекрестке, в момент въезда автомашины марки Hyundai Tiburon горел красный запрещающий сигнал светофора. Автомашина Toyota Highlander тронулась с места вперед после включения зеленого разрешающего сигнала светофора. Стоп-линия перекрестком не является. От нее до перекрестка 9 метров».

Сторона обвинения не смогла опровергнуть выводы судебной фототехнической экспертизы. Не были предоставлены суду и другие неоспоримые доказательства, что машина пострадавшей въехала на перекресток на разрешающий зеленый или мигающий сигнал светофора.

Суд отклонил ходатайство пострадавшей стороны о назначении повторной экспертизы.

Во время разбирательства был детально изучен режим работы светофора на перекрестке Желтоксан-Байтурсынова. Запрос был сделан руководству филиала ТОО «СМЭУ Астана» в Шымкенте. Ответ подтвердил выводы эксперта В. Ларшиной.

Оправдательный приговор

4 октября 2019 года Аль-Фарабийский районный суд вынес по этому уголовному делу оправдательный приговор. Признал водителя автомобиля Toyota Highlander невиновной за отсутствием в ее действиях состава преступления. Установил за ней право возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс.

С приговором не согласились потерпевшая и гражданский истец — водитель Hyundai Tiburon. Они подали жалобы в суд Шымкента.

Апелляционное ходатайство представила и Аль-Фарабийская районная прокуратура.

26 ноября 2019 года коллегия по уголовным делам суда г. Шымкента оставила приговор Аль-Фарабийского районного суда без изменения, апелляционное ходатайство Аль-Фарабийской районной прокуратуры и апелляционные жалобы — без удовлетворения. И постановила: уголовное дело направить прокурору города Шымкента для решения вопроса о привлечения виновного лица, причастного к совершению указанного уголовного правонарушения, к уголовной ответственности. Приговор вступил в законную силу.

Но на этом судебные перипетии не закончились.

Водитель Hyundai Tiburon направила жалобу в Верховный суд, считая вынесенные местными инстанциями приговоры незаконными и несправедливыми.

Осенью 2020 года Верховный суд постановил: отказать в передаче ходатайства гражданского истца Ш. для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции в связи с отсутствием оснований для пересмотра судебных актов.

Эти основания изложены на пяти страницах компьютерного текста.

***

Удалось выяснить, что уголовное дело о ДТП на перекрестке Желтоксан и Байтурсынова 25 февраля 2019 года, направленное коллегией суда Шымкента прокурору города для привлечения к ответственности виновного лица, было расследовано снова. Обвинение предъявили водителю автомашины Hyundai Tiburon. Но! Все обошлось без суда и вынесения приговора. Женщина, получившая в результате аварии серьезные травмы, не пожелала судиться с родной сестрой мужа — заключила с золовкой мировое соглашение.

 

Татьяна Корецкая

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *