Карта сокровищ Южного Казахстана

28 Июл 2017 13:01
Количество просмотров: 6661

По поручению Президента РК Н. Назарбаева в стране заработал проект «Сакральная география Казахстана». Южный Казахстан представил свою карту сакральных мест.

 «Увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности», — написал Президент Н. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». И предложил заняться формированием «сакральной географии» страны.

Должна быть составлена карта святых местах, «которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции». В сакральную карту войдут памятники истории и культуры международного значения, внесенные в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, природно-ландшафтные объекты, археологические и архитектурные памятники, особо почитаемые культовые объекты, сакральные места, связанные с историческими личностями и политическими событиями.

После публикации статьи Президента к республиканскому проекту подключилась и наша область.

Буквально на днях группа южноказахстанских историков, архитекторов, краеведов и ветеранов музейного дела презентовала перечень 100 особо почитаемых памятников, расположенных на территории ЮКО и имеющих ценность для казахстанского народа.

— В нашей области города и населенные пункты с очень древней историей, поэтому и памятников у нас много, — сказал главный специалист отдела сохранения историко-культурного наследия управления культуры ЮКО Н. Кабылбеккызы. — Сакральные объекты есть в каждом районе Южного Казахстана, но самое большое их количество в Туркестане — мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, музей-мавзолей Рабии Султан Бегим, подземная мечеть Хильвет, восточная баня XVI-XVIII веков, мавзолей Есим-хана и другие. Практически все они — места поклонения и паломничества.

Мавзолей Рабии Султан Бегим.
Мавзолей Есим хана.
Подземная мечеть.

Помимо архитектурных памятников, в карту сакральных мест включены археологические объекты — городища Сауран, Сайрам, Отырар, Шымкент, природно-ландшафтные — Байдибекская впадина Ак мечеть, места, связанные с политическими событиями, — мемориал «Касирет» в Лисьей балке, где в 1937-1938 годах проходили массовые расстрелы политических осужденных.

Городище Отырар.
Пещера Ак мечеть.

Но если с объектами Туркестана, Отрарского и Сайрамского районов все ясно, то в некоторых населенных пунктах области только разворачивается краеведческая работа.

Мактааральский район не может похвастать наличием святых мест. Однако здесь есть культовое, связанное с миссионером Асык-атой, пришедшим в средние века к нам из Бухары. Его именем назван бывший райцентр Кировского района поселок Асык ата. Его останки захоронены на территории нынешнего сельского округа Атамекен Мактааральского района. Сейчас это место называется Шора-молда, к нему приходят на поклонение издалека.

— А еще рассказывают, что вместе с Асык-атой пришел в наши края и советник Тимура Узун- ата. Его мазар находится в Шардаринском районе, он внесен в областной список памятников, — уточнил заведующий Шардаринским филиалом областного государственного историко-краеведческого музея Н. Смаилов. — Еще в советское время памятник был отреставрирован, что продлило ему жизнь. Но больше к нему реставраторы не прикасались.

Сотрудники музеев надеются, что их культовые объекты будут внесены в «Сакральную географию Казахстана». И это будет способствовать развитию нового туристического маршрута, что очень важно для экономки регионов.

Л. КОВАЛЕВА, В. ХАН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *