Блестящий, как гладь озера в безветренный день, тончайший, как бумага, звонкий, как колокольчик, — так отзывались современники о старинном белом китайском фарфоре.
В XVII веке во времена, пока этот вид керамики не был изобретен в России и Европе, он буквально считался на вес золота. При покупке фарфоровых изделий на одну чашу весов помещали фарфор, а на другую — желтый металл. При равновесии весов покупка объявлялась совершенной. На протяжении многих веков китайские мастера хранили секрет изобретения фарфора. И немудрено — это была государственная тайна, за разглашение которой полагалось тюремное заключение и даже смертная казнь.
Царские особы Европы и России обожали фарфоровую посуду, поэтому были огорчены тем, что изящные парцеляновые (так тогда называли фарфор) изделия приходится закупать на Востоке во время длительных экспедиций.
Тем не менее постепенно секреты технологии производства фарфоровых изделий распространились в Корее и Японии. И теперь в каждом доме есть вещи, выполненные из этого материала.
Как отличить фарфор от других керамических изделий
Столовый фарфор и декоративные фарфоровые изделия издавна считались удачным вложением средств, поэтому передавались по наследству и бережно хранились как ценные реликвии. Эта традиция актуальна и по сей день. Секрет фарфоровой посуды в легкости, прочности, красоте и изяществе. Качественные приборы при бережном отношении остаются неизменно прекрасными на протяжении многих лет.
Естественно, приобретать фарфоровую посуду следует в фирменных специализированных магазинах. Но в любом случае нелишне знать, чем отличается фарфор от фаянса и керамики. Особенности фарфора выявляются на вид, слух и ощупь.
Прозрачность. Нужно посмотреть на источник света через изделие. Фаянс и керамика не просвечивают, а через стенки фарфора можно рассмотреть логотип с противоположной стороны. Именно нежная полупрозрачность считается визитной карточкой материала.
Мелодичный звук, который издает фарфор после легкого постукивания деревянной палочкой, — еще одна отличительная особенность.
Керамика и фаянс при подобных манипуляциях издают низкий глухой звук.
Структура черепка. Конечно, не стоит для этого разбивать предмет сервиза, чтобы рассмотреть черепки. Тем не менее стоит знать, что керамический скол черепка имеет пористый шершавый вид. А фарфоровый — ровный и гладенький.
Гладкость и ровность глазури не должна вызывать сомнений. Никаких пузырьков, шероховатостей и неровностей на фарфоровом изделии быть не должно!
Непокрытый глазурью ободок (на донышке изделия) — еще одна особенность, по которой можно отличить фарфор от фаянса. Этот момент связан с тем, что фарфор дважды обжигается при более высокой температуре, чем керамика и фаянс. И последний раз обжиг происходит с глазурью. А если ободок донышка изделия покрыть глазурью, фарфор приклеится к поддону, на котором стоит в печи.
Моложавость фарфора. Если сравнить с фаянсом, фарфор «не стареет». При правильном уходе и бережном отношении он на столетия сохраняет первозданный вид, что с успехом демонстрируют старинные предметы искусства. В отличие от фаянса, который покрывается «паутинкой», даже без ударов и повреждений. Это происходит потому, что глазурь на фарфоре органично впитывается и сливается с ингредиентами изделия.
Восточная философия
Стоимость ручной росписи оригинального китайского фарфора может многократно превышать стоимость самой чашки, если над ней трудился известный художник. В особенности, если речь идет об антикварных предметах.
В каталогах фарфора можно встретить несколько жанров росписи чайных наборов.
Жэнь у хуа — изображения фигурок людей, участвующих в разных сценах из жизни, и знаменитых личностей. Роспись велась с использованием пяти цветов и особой тональной растяжки, которая в академической живописи носит название лессировки. Иногда к изображениям добавляются каллиграфические надписи.
Хуа няо — изображения растений и птиц в сочетании с каллиграфическими надписями.
Шань шуй — изображения пейзажей с горами и реками.
В магазинах фарфора можно также увидеть предметы с росписью в виде традиционных цветочных и растительно-плодовых орнаментов (цветки лотоса, орхидеи, слива мэйхуа, бамбуковые ростки, цветки персика, гранат), сервизы с изображением бамбука и животных, птиц — реальных (тигры, сороки, черепахи, рыбы, журавли) и мифических (драконы и фениксы). Популярны мотивы с участием двух карпов, пары уток, цветков лотоса, растущих на одном стебле, двух птиц.
То, что было изображено на фарфоровой посуде из Китая, не являлось простым украшением или первым, что приходило на ум художнику: обычно роспись делали символичной. Так, цветы символизировали красивых женщин, пионы — весну, цветки лотоса — лето, дикая слива — зиму, а цветущие хризантемы — осень. Нарисованная вечнозеленая сосна ассоциировалась с долголетием, праведным образом жизни и мужеством перед лицом невзгод. Бамбук рассказывал о жизнелюбии, прямоте и витальности, а гранат — о пожелании иметь много сыновей. Любопытно, что иероглиф «семя» в Китае рисуется точно так же, как иероглиф «сыновья».
Инь и ян
Один и тот же чай из двух белых тонкостенных фарфоровых чашек может быть разным по вкусу, и в Китае знали об этом лучше нас. Собственно, иньская и янская формы чайной посуды пришли именно оттуда.
Чашка-инь — невысокая, имеет пологие стенки и большую ширину. Из иньской чашки приятно пить в теплую погоду, когда от чая хочется не только яркого вкуса, но и быстрого остывания.
Чашка-ян — высокая и маленькая по диаметру. Пить из нее лучше зимой: чай дольше сохранит аромат и тепло.
Виды фарфора
Фарфор является разновидностью керамики. Секрет его производства заключается в обжиге смеси каолина (белой глины), кварца и специального камня (полевого шпата). Именно каолин в составе является отличительной особенностью фарфора от других видов керамики.
Твердый фарфор — это и есть тот самый первый фарфор, родиной которого является Китай. Он состоит из каолина и китайского камня, подвергающихся обжигу при высокой температуре. Такой фарфор имеет белый или сероватый оттенок, а поверхность материала напоминает пористую яичную скорлупу. Твердый фарфор тяжелый, крепкий, но в то же время очень хрупкий.
Мягкий фарфор был изобретен европейскими учеными, когда они пытались вывести формулу китайского фарфора. Из-за того что в Европе не было китайского камня, мастера экспериментировали с другими ингредиентами, смешивая глину, кварц и стекловидные вещества. Такой фарфор по сравнению с твердым более прозрачный и имеет теплый сливочно-кремовый оттенок. На мягком фарфоре особенно нежно и живописно смотрится роспись, поэтому именно его зачастую используют в производстве и росписи декоративных статуэток и других предметов искусства.
Костяной фарфор можно назвать усовершенствованным твердым фарфором, в который добавлены пережженные кости животных (до 50 %). Именно костяной фарфор считается лучшим, так как отличается белизной, прозрачностью и прочностью.
Дрезденские «кружевницы»
Любоваться ими можно бесконечно. Каждый, кто впервые видит подобные статуэтки, думает, что эти пышные кружева, к которым так хочется прикоснуться, просто надеты сверху на статуэтки. Но на самом деле это не так — они тоже фарфоровые и очень хрупкие. Так где и как делают такую красоту?
Этот удивительный фарфор, кажущийся таким легким и невесомым, называют также «Дрезденским фарфором», именно в этом городе в начале XVIII века был открыт секрет его изготовления.
В конце этого же столетия приступили к массовому изготовлению статуэток. В основном это были фигурки балерин, танцовщиц, прекрасных дам в пышных нарядах из тончайшего кружева, галантных кавалеров. Нежная цветовая гамма — бледно-розовая или голубая — еще более усиливала впечатление легкости и воздушности их нарядов. Сам процесс создания таких статуэток выглядел так. Кружева погружали в специальную фарфоровую массу, обволакивающую их, затем формировали из них одежду непосредственно на статуэтках и отправляли в печь для обжига. При этом текстильное кружево сгорало и оставалось только фарфоровое.
Вначале, из-за того что температура, при которой мастера проводили обжиг, была недостаточно высокой, кружева получались хрупкими и часто ломались даже от простого прикосновения. Поэтому фигурок той поры сохранилось очень мало.
В дальнейшем производители старались усовершенствовать этот процесс, чтобы получать более прочные кружева. Температура обжига превышала 1300 градусов.
Хотя немецкие «кружевницы» и прославились на весь мир, Германия не единственная страна, освоившая выпуск великолепных кружевных скульптур. Не отстает от нее и Италия.
В Неаполе еще в 1743 году была основана фарфоровая мануфактура Каподимонте. Итальянский фарфор отличался от немецкого необычайно теплым молочным цветом.
Фарфоровая свадьба
При всех своих положительных качествах фарфор можно разбить одним неловким движением. Вероятно, именно поэтому двадцатая годовщина получила название фарфоровой, как напоминание о том, что над отношениями в семье нужно постоянно работать, сколько бы лет не было прожито вместе.
Что подарить супружеской паре на фарфоровую свадьбу? Те, кто приглашен на празднование годовщины, должны выбирать подарки именно из фарфора.
Близким родственникам на фарфоровую годовщину можно подарить столовый сервиз из фарфора на 6 или 12 персон. Такой включает в себя плоские и глубокие тарелки, супницу, соусницы. Если семья большая и часто собирается за общим столом, то такой подарок будет весьма полезным. Можно подарить супругам напольную фарфоровую вазу с выгравированной поздравительной надписью или декоративные тарелки с совместным фото и красивым поздравительным текстом.
Прекрасным подарком для семейной пары будут статуэтки, которые символизируют семейное счастье и крепость чувств мужа и жены. Это могут быть фигурки голубков, лебедей, уточек или фигурки жениха и невесты, самое важное, чтобы они были парными.
Новоиспеченным «молодоженам» друзья могут вручить на 20-ую годовщину свадьбы подарочный сертификат, который предоставляет право посетить чайную церемонию.
Чтобы фарфоровые изделия сохраняли первозданный вид и радовали потомков, за ними нужен правильный уход. Он прост и несложен, а главная особенность — это бережное отношение к фарфору.
◄ Фарфоровую посуду, декорированную росписью и золотом, не рекомендуется мыть в посудомойке. Делать это лучше вручную, отдельно от металлических ложек-вилок-ножей, используя щадящие моющие средства. А вот фарфоровые изделия без декора можно смело погружать в посудомоечную машину.
◄ Декорированную фарфоровую посуду не рекомендуется мыть слишком горячей водой с помощью абразивных средств: может повредиться рисунок.
◄ Фарфоровую посуду нежелательно надолго замачивать в воде.
◄ Не стоит нагромождать чистую посуду друг на друга — это может повредить ручки чашек и другие хрупкие невесомые детали сервиза.
интересные факты
Посуда из фарфора стоит на первом месте по прочности, не считая металлические экземпляры. Из фарфора производят ступки для химических и медицинских лабораторий, поскольку он прочнее стекла и не вступает в реакции с другими веществами. Его также активно используют для создания инновационной микроэлектроники.
Родиной фарфора считается Китай. Интересным с исторической точки зрения является факт обнаружения древних осколков материала в ходе археологических раскопок. Благодаря необычной находке ученые сделали вывод о том, что материал использовался еще в период правления династии Тан. А первые китайские мастера по фарфору — женщины.
Знак «фарфор» ставят лишь на идеальных изделиях. Мельчайший дефект — и фарфор отбраковывается.
По всему миру фарфоровая посуда признана самой безопасной и экологически чистой.
В XV веке из фарфора создавались монументальные изделия: скамьи, беседки и даже Нанкинская, построенная в начале XV века в Китае.
Несмотря на то, что родина фарфора — Китай, древние китайцы долгое время не придавали ему особого значения, называя его «подражанием благородного нефрита», из которого до этого изготавливали посуду. Китайский фарфор не стареет, сохраняя первоначальную свежесть долгие годы.
Самая дорогая фарфоровая посуда — маленькая пиала Chicken Cup. Она была продана в Гонконге 8 апреля 2014 года на аукционе Sotheby’s за 36 млн. долларов. Она принадлежала восьмому императору Китая из династии Мин — Чжу Цзяньшэню. Всего существует 14 подобных экземпляров, но все они представляют историческую ценность и находятся в музеях или частных коллекциях.
Курфюрст Август Сильный — король польский и великий князь литовский — был очарован мастерством китайских мастеров фарфора. Ему очень хотелось купить несколько фарфоровых ваз, но денег для этого не было. И тогда он выменял полюбившиеся ему вазы на роту своих воинов.
В 1790 году по индивидуальному заказу последующего короля Дании Фредерика VI создали совершенно неповторимый сервиз из тончайшего фарфора «Флора Дании». Его еще называют фарфоровым гербарием, потому что на каждый предмет сервиза была нанесена медная гравировка всех растений ботанического атласа, изученных на то время. Их насчитывалось порядка 2600 видов, а работа длилась более шести лет.
По материалам интернет-сайтов страницу подготовила
Юлия Павлова