Современная система образования Казахстана испытывает серьезные трудности.
Критике подвергаются методики, уровень образования учителей, переполненные классы, да и сам государственный образовательный стандарт. Одним из необдуманных шагов на заре независимости был отказ школы от функции воспитания. А вся работа свелась к так называемым образовательным услугам.
И в этом море образовательного безумия стали появляться островки,где не отказались и давать знания, и воспитывать.
У которых развязаны руки и есть возможность использовать свои авторские методики обучения, основанные на проверенном личном и международном опыте. Такими островками, где и ученикам, и учителям дышится легко, стали частные школы.
В Шымкенте первопроходцем в частном образовании является гимназия «Арман», которая на днях отметила свое 27-летие.
Автор этого материала недолго, но все же поработал в начале 2000-ых в этом учебном заведении. Поэтому то, о чем говорю, не со слов завучей и директора, а из личного опыта и мои ощущения.
Приоритетом в гимназии стало полиязычное образование. Задолго до того, как Первый Президент РК поставил цель, чтобы в будущем каждый казахстанец владел как минимум тремя языками, в гимназии «Арман» предметы начали преподавать на казахском, русском и английском языках. А чуть позже в расписании появился и французский.
Известная фраза «Школа – наш второй дом» в полной мере соотносится с гимназией «Арман». Ученики находятся в стенах школы с девяти утра до шести часов вечера. Учебная нагрузка распределена так, чтобы дети могли в гимназии не только получать знания, но здесь же закреплять их, выполняя домашние задания.
Если все начиналось с пяти учителей и 40 учеников, то сегодня около 600 учащихся с гордостью могут называть себя армановцами. А в педколлективе сейчас почти 70 учителей.
В период строгого карантина гимназия «Арман», как и все образовательные учреждения, испытывала трудности. Но процесс обучения не прерывался ни на минуту. Более того, за его успех нужно благодарить не только учителей, но и учащихся, для которых образование не пустой звук. Именно их ответственный подход к новым формам обучения дал возможность не снизить образовательный уровень.
Мне удалось побывать в гимназии «Арман» перед ее днем рождения и во время. За день до этого в гимназии протекала обычная жизнь. Уроки – перемены. Посчастливилось даже посидеть за партой и вновь почувствовать себя учеником.
Увлеченно, с огромным интересом ученики 10-го класса с учителем химии Сауле Булегеновной Касымбековой разбирали тему «Реакция полимеризации». В процессе использовались не только мел и доска, но и конструктор из моделей атомов, который позволяет организовать естественно-научный практикум по моделированию неорганических молекул. Из построенных десятиклассниками молекул этилена в общей связке получился полиэтилен. Такие самостоятельные задания дают представление о некоторых явлениях и помогают прояснить механизмы многих химических реакций. Закрепление знаний прошло с помощью учебного фильма, в котором был показан весь процесс полимеризации: начиная от нефтеперерабатывающих заводов и заканчивая фабриками по производству пластиковых изделий и пакетов. Но, помимо новой темы, в конце урока ученики и учитель поговорили об экологии, которая, к сожалению, сильно страдает от пластиковых изделий.
А на уроке литературы пятиклассники с учителем словесности Екатериной Александровной Музаппаровой разбирали пролог пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Все же помнят «У Лукоморья дуб зеленый…»? Трудность произведения в том, что оно все же написано взрослым языком и для взрослых. Но изучают его сразу после начальной школы. Поэтому без анализа вводной части в головах пятиклассников ничего не останется. А анализ – это разбор новых слов, понимание всего контекста. Но прежде чем разбирать произведение, необходимо у учеников восстановить и обновить знания об авторе. С этой целью учитель применяет метод групповой работы, когда дети на листах ватмана создают постеры о жизни и деятельности русского поэта на основе имеющихся и полученных на уроке знаний. А потом разгадывают пушкинский кроссворд.
И такой интересный творческий процесс обучения на всех уроках. Вспоминая свой опыт работы, могу сказать, что в гимназии «Арман» учитель – это друг и товарищ учеников, который в силу своего возраста и образования знает больше и готов поделиться знаниями со своими подопечными. Причем поделиться доходчивым простым языком, взяв за основу работу самих учащихся в парах и группах. Именно таким образом развивается критическое мышление, когда ученики самостоятельно, пусть даже через сомнения и ошибки, доходят до истины, при поддержке учителя.
Отдельно хочется остановиться на изучении английского языка. По окончании гимназии «Арман» все выпускники говорят на нем, как на родном. Но каким образом это достигается, знают только армановцы. Я побывал на уроке английского языка в первом классе и был приятно шокирован.
Во-первых, в классе встретил своего преподавателя английского в университете Лию Станиславовну Танабаеву, которая сейчас работает в гимназии. Во-вторых, если бы каждому казахстанцу преподавали английский так, как его преподает Лия Станиславовна, впрочем, как и все учителя английского в гимназии «Арман», задача Елбасы была бы давно уже выполнена.
Процесс обучения для малышни проходит в игровой форме. В начале урока учитель, используя дидактический материал, предложила первоклассникам из общей кучи овощей и фруктов переложить в кастрюлю и банку те ингредиенты, из которых можно сварить суп и варенье. При этом каждый ученик, выбирая овощ или фрукт, должен был вслух назвать его по-английски. Кстати, если во время урока английского языка кто-то из учащихся начинает говорить по-казахски или по-русски, то получает штрафные баллы, которые позже сказываются на индивидуальной или групповой оценке. И это для гимназистов серьезный стимул говорить только на английском.
А после приготовления супа и варенья первоклашки стали зрителями и участниками кукольного представления. Кукла, надетая на руку Лии Станиславовны, заговорила по-английски и предложила учащимся на ощупь попытаться угадать, что лежит в коробке. И словарный запас пополнили, и закрепили пройденный материал. В конце урока на экране появились мультяшные герои, которые пели английскую песенку, а первоклашки дружно и с удовольствием подпевали.
Кстати, не так давно гимназии «Арман» пришло приглашение из Санкт-Петербурга стать участником дистанционного конкурса ученических спектаклей на английском языке. Приглашение пришло за два дня до старта. Но даже очень сжатые сроки не стали причиной отказа для учителя английского языка и ее учеников. Спектакль был поставлен, показан в конкурсе и занял призовое место.
Если вам когда-нибудь посчастливится побывать хотя бы на одном уроке в гимназии «Арман», вы увидите, что ее учителя – это не только педагоги и психологи, но еще и хорошие, веселые артисты. Только так можно пробудить стремление к знаниям.
Про каждого учителя, работающего в гимназии, можно писать отдельные статьи. Для перечисления всех имен и фамилий не хватит газетной полосы, но хочется отметить тех, кто передает свои знания уже не первому поколению армановцев: Сауле Лесбековна
Сауытбекова, Венера Ергалиевна Абаева, Маргарита Валентиновна Залевская, которая начинала как воспитатель, а сегодня является ведущим учителем начальных классов. Нельзя не упомянуть и Ардак Сапаргалиевну Беисову, которая была простым учителем информатики, а сегодня она заместитель директора, от которой зависит весь учебный процесс.
В этом году в связи с карантинными мерами в день рождения гимназии директор Ардак Калымбековна Рысбекова не стала устраивать шумных праздников с традиционным выездом на природу. Все прошло скромно, но не без подарков. А самый лучший подарок — это тот, который ты сделал сам. В этом году осуществилась давняя мечта Ардак Калымбековны: у гимназии появилась новая спортплощадка. А точнее, два поля для игры в футбол, баскетбол, волейбол и беговые дорожки. Поэтому в день гимназии сразу после торжественного открытия состоялись товарищеские матчи между командами учеников и учителей по волейболу и футболу. Кроме этого, гимназисты состязались в турнирах по шахматам, тогызкумалаку, настольному теннису и армрестлингу. Мальчишки и девчонки смастерили сердце пожеланий родной гимназии на цветных стикерах и провели конкурс поздравительных открыток «С днем рождения, гимназия!». После всех конкурсов и спортивных соревнований, пока старшеклассники сажали деревья во дворе, в библиотеке директор отвечала на вопросы самых маленьких воспитанников. Не обошлось без популярного нынче квеста и подвижных игр, которые организовали классные руководители и учителя английского языка.
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что для гимназии «Арман» характерны повышенные требования к ученикам не только в успеваемости, но и в дисциплине. Благодаря этому практически все выпускники поступают в самые престижные вузы Казахстана и зарубежья. А во время учебы в гимназии становятся призерами различных олимпиад.
Учителя-армановцы делают все возможное и невозможное, чтобы каждый урок для детей стал небольшим открытием. Именно поэтому на уроках математики, химии, физики гимназисты не корпят над учебниками, а собственными силами, в том числе в лабораторных условиях, постигают сложные науки. Поэтому хорошие оценки они получают вовсе не за прилежание и старательность, а за реальный прогресс в знаниях.
И еще один очень важный момент. Обучение в гимназии «Арман» привлекает учеников и их родителей не только возможностью поступления в престижные вузы. Они готовы усердно учиться просто потому, что им это интересно. Радость интеллектуальных открытий, «взрослые» отношения между учителями и школьниками, подразумевающие взаимную ответственность — стимул помощнее, чем аттестат с отличием. Эту семейную традицию гимназия «Арман» сохраняет на протяжении 27 лет.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!