В Казахстане сформирована единая структура контроля качества автомобильных дорог, а в Туркестанской области скоро будут собственные инженеры-дорожники
Национальный центр качества дорожных активов (НЦКДА), созданный Постановлением Правительства РК № 131 20 марта 2019 года на базе РГП «КазЖолЛаборатория», займется экспертизой качества работ и материалов при строительстве, ремонте и содержании автодорог областного, районного значения и улиц населенных пунктов и их инструментальным обследованием, мониторингом безопасности инфраструктуры и мобилизационной подготовкой автодорог международного и республиканского значения, внедрением новых технологий и инженерным сопровождением опытных участков.
Туркестанским областным филиалом РГП НЦКДА уже проведена выборочная ревизия участков автодорог местного значения. Результаты показывают, что новая структура работой обеспечена на многие годы вперед, даже без учета ведущегося строительства новых автодорог. Проблем достаточно на уже действующих.
«Главная проблема, — говорит директор областного филиала НЦКДА М. Ахметов, — организационная, решена. Новая структура при Комитете автодорог сосредоточит все функции контроля за качеством дорожных работ и материалов. До сих пор этим занимались частные компании по тендеру и остаточному принципу финансирования. Для сравнения: работы на международной автодороге Западная Европа — Западный Китай велись под пятиуровневым контролем качества. Такой порядок был изначальным требованием международных банков, кредитующих строительство. Финансирование, и очень щедрое, всех контрольных органов было заложено в бюджет проекта. Даже при таком контроле строительный брак имел место. Хотя и в минимальном объеме. Чего же мы хотим от местных автодорог, которые приходится латать чуть ли не на следующий год после очередного ремонта, если на инженерный надзор выделяется минимум средств? За такие гонорары серьезная компания вряд ли возьмется за подряд. Подобных проблем, как правило, нет у крупных строительных фирм. Они дорожат своей репутацией и имеют возможность содержать собственные службы качества со всем необходимым диагностическим оборудованием. Небольшие компании отдают экспертизу и надзор на подряд таким же экспертным фирмам. В результате страдает качество, и мы из года в год переделываем одни и те же участки автодорог. Средства, вкладываемые государством в содержание, модернизацию и расширение автодорожной сети, с каждым годом растут. Чтобы они не уходили в песок, необходима единая для всей страны независимая служба контроля качества. Она создана».
С начала реализации госпрограммы «Нурлы жол» в Казахстане построено и реконструировано 2,4 тыс. км автодорог республиканского значения.
В 2018 году — 1,5 тыс. км (1 419 км — средний и 64 км — капитальный ремонт). По итогам года открыто движение на 528 км автодорог.
В 2019 году будет отремонтировано 4,4 тыс. км. Работы обеспечены отечественными материалами на 95 %.
В течение ближайших трех лет НЦКДА области предстоит провести ревизию и объективную оценку состояния и безопасности по EuroRAP на 18 тыс. км автодорог (включая улицы населенных пунктов) и обеспечить переход к концепции «Бюджет, ориентированный на результат» — от количественных показателей по километражу к оценке качества по IRI.
«Наша цель, — поясняет М. Ахметов, — не усложнить жизнь и работу подрядчикам, а обеспечить экономное и грамотное расходование огромных бюджетных средств, вкладываемых в дорожное строительство. Не только объективным контролем за качеством материалов и работ, но и внедрением новых экономичных технологий. Начинаем с самого элементарного. Выборочное изучение нескольких участков, уже введенных в эксплуатацию автодорог местного значения, показало, что, как говорится, делать это надо было еще вчера. Мы начали работы еще до создания новой структуры силами областного филиала «КазЖолЛаборатория». В ходе всего двадцати полевых выездов в этом году выявлено 53 нарушения: дефекты дорожного покрытия и оборудования обочин, отклонения от рабочего проекта и нормативов. Двадцать из этих нарушений до сих пор не устранены подрядчиками. Одиннадцать из ста восьми отобранных нашими специалистами проб дорожных материалов не соответствуют установленным стандартам.
Нет повседневного контроля за послойной отсыпкой и трамбовкой основания дороги, однородностью инертных материалов. Во многих местах даже без приборов видно, что песчано-гравийная смесь не соответствует стандарту. В процессе укладки дорожного покрытия нет контроля за температурой асфальтобетона. В результате сразу после остывания он начинает разрушаться. Обычным стало игнорирование водоотводящих устройств, как будто дождей и снегопадов у нас не бывает совсем.
Вдоль водоотводных канав — сплошные полосы бордюров, полностью перекрывающие сток. Куда должна деваться вода? Она скапливается на проезжей полосе и в силу обычных для нашего климата перепадов температур быстро разрушает асфальтовое покрытие. Все это встречается на многих участках со свежим еще ремонтом. И это придется переделывать уже очень скоро. То есть по второму-третьему кругу тратить деньги на то, что можно было грамотно и качественно сделать сразу.
По всем выявленным нарушениям направлены письма подрядчикам — непосредственным исполнителям работ — и заказчикам, которые, вообще-то, сами обязаны следить за качеством строительства».
Сеть автомобильных дорог местного значения Туркестанской области — 5 904,2 км.
Реконструкция и капитальный ремонт ведутся на 88 участках.
Кроме множества обязанностей, главная из которых обеспечить стране качественные и долговечные автомобильные дороги, НЦКДА наделен необходимыми полномочиями. Теперь все экспертные работы будут сосредоточены в региональных филиалах центра. У нас это Шымкентский городской и Туркестанский областной.
«В соответствии с Законом РК «Об автомобильных дорогах», — говорит М. Ахметов, — для проведения экспертиз качества работ и материалов на автодорогах областного и районного значения и улиц населенных пунктов местным исполнительным органам необходимо заключение договоров с Национальным центром качества дорожных активов».
В соответствии с поручением Н. Назарбаева по системному развитию межрегиональной инфраструктуры финансирование автодорог местной сети в 2018 году доведено до 156 млрд. тенге, что позволило охватить ремонтом более 4 тыс. км. С 2019 года от дорогих капитальных проектов отрасль переходит к экономичному среднему ремонту методом холодного ресайклинга. Объем финансирования ремонта сети автодорог местного значения по стране в этом году составит 200 млрд. тенге. Проблему обеспечения растущих объемов работ кадрами в нашей области пытаются решить собственными силами.
«Специалистов по дорожному строительству, — рассказал М. Ахметов, — готовят сегодня в двух вузах: в Алматы и Усть-Каменогорске. Дефицит кадров — проблема давняя. С каждым годом она только усугубляется. Юристы и экономисты, которых на юге в изобилии, в дорожном строительстве трудно применимы. Мы достигли предварительной договоренности с ЮКГУ имени М. Ауезова. Там прорабатывают вопрос открытия факультета дорожного строительства. НЦКДА, со своей стороны, обеспечит студентам производственную практику. Очень надеемся, что это — дело уже ближайшего будущего».
Игорь Лунин
фото автора