Ликбез для тех, кто готов идти до конца

7 Ноя 2018 13:23
Количество просмотров: 2040

В редакцию «ЮК» обратился житель Шымкента Р. Зарипов. Когда он начал рассказывать о том, что газовики приносили ему квитанции на оплату то с «нулевыми», то с не соответствующими счетчику показаниями потребленного газа, я приготовилась задать свой коронный вопрос: «Вы готовы с ними судиться?» Но Рифкат Хасанович опередил меня и поведал захватывающую историю, больше похожую на детектив, которую можно назвать так:

«Как один мужик весь филиал наказал»

 Сначала Р. Зарипов пытался бороться с представителями областного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» «народными средствами»: звонил контролеру и озвучивал ему действительные показания своего счетчика, ругался с работниками call-центра и даже ходил на заседание комиссии.

«Заседание стало последней каплей моего терпения, — рассказывает Рифкат Хасанович. — Такого равнодушия я еще нигде не встречал. Только побывав там, понял, почему люди выходили из кабинета сотрудников АО «КазТрансГаз Аймак» в слезах. Я сориентировался: нужно начать решение своих проблем с изучения законов, приказов министра энергетики РК, приложений к этим приказам и так далее. Изучил все пункты и подпункты Договора розничной реализации товарного газа бытовым потребителям, Закон РК «О газе и газоснабжении» от 09.01.2012 г. №532-IV, его изменения и дополнения по состоянию на 24.05.2018 г., приказы министра энергетики РК от 03.11.2014 г. №96 «Об утверждении Правил розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом», от 12.11.2014 г. №117 и от 15.12.2014 г. №9980 «Об утверждении типовых договоров розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также технического обслуживания газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей». Именно знание этих документов помогло мне справиться с монополистом».

Не бойтесь обвинений, у вас есть защита

 Согласно этим документам, поставщик газа, то есть «КазТрансГаз Аймак», должен контролировать и вести учет потребленного газа и своевременности оплаты за него, производить начисления, предпринимать меры по разрешению спорных вопросов в случае предъявления поставщику претензий. А что происходит на самом деле?

Р. Зарипов.

«Квитанции зачастую не соответствуют данным, которые потребитель сам (!) ежемесячно после 20-ых чисел передает call-центру по телефону 58-48-68. Или на сотовые, указанные в квитанциях, на которые невозможно дозвониться, — сетует Р. Зарипов. — В последнее время многим людям стали приходить штрафы за якобы нарушенные пломбы. На этот счет в изученных мною документах также есть разъяснение. Пломба или клеймо считаются поврежденными, если прочитать нанесенную на них информацию невозможно при помощи спецсредств или видны явные следы взлома, чтобы получить доступ к узлам регулировки. Также нарушением со стороны монополиста являются не соответствующие заявлению потребителя ответы. В Законе РК от 12.01.2007 г. №221-III (статья 7, пункт 6) говорится, что обращение, поступившее должностному лицу, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, он обязан в срок не позднее трех дней перенаправить тому, кто сумеет ответить. В моем случае ответы биллинговой компании ТОО «РЦКУ-Шымкент» не соответствовали сути моих заявлений.

Я писал им о том, что в квитанциях мне указывали несоответствующие данные, о чем неоднократно предупреждал контролера. Кроме того, меня обвинили в том, что мой счетчик был неисправен из-за «безответственного за техническое состояние прибора учета отношения».

Сразу оговорюсь, что в приложении №2 к приказу министра энергетики РК от 12.11.2014 года ответственность потребителя за техническое состояние прибора учета отсутствует. И это правильно. Ведь наши счетчики не имеют сигнальной лампочки, сигнализирующей, что прибор скоро выйдет из строя. Без спецсредств мы не можем этого знать».

 Судиться не изволите ли?

 Полученным в битвах за справедливость с монополистом опытом Рифкат Хасанович спешит поделиться со всеми потребителями:

«Хочу дать некоторые рекомендации, которые реально помогут поставить монополиста на место. О том, что необходимо изучить все законы и подзаконные акты, а также прочие документы, я уже говорил в самом начале. Это основа успеха. Кроме того, рекомендую завести тетрадь, где нужно фиксировать дату, время и показания счетчика, чтобы контролировать их соответствие с записями в квитанциях. Туда же желательно заносить имя и фамилию оператора или контролера, кому передаете показания. Эта информация потом поможет восстановить справедливость.

Если оказалось, что счетчик неисправен или вовсе остановился, норма потребления применяется в следующих случаях: вы не сообщили о неисправности и ее обнаружил контролер; при просрочке срока поверки прибора учета; при невозможности снятия показаний счетчика в течение двух расчетных периодов; при обнаружении у потребителя самовольного подключения или увеличения мощности установленного газового оборудования. Все нарушения, допущенные бытовым потребителем по настоящему договору, оформляются актом о нарушениях в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю».

Сам Рифкат Хасанович в итоге отправился за справедливостью в суд. Ему пришлось написать заявление, приложить к нему копии всех своих заявлений и ответов газовиков и… ждать судебного заседания. «Я больше трех месяцев потратил на выяснение отношений с газовиками, — говорит Р. Зарипов. — На первое заседание ответчик не явился. На втором ответчику дали время изучить исковое заявление. И только на третьем заседании суд вынес решение».

В решении Абайского районного суда города Шымкента под председательством судьи Ж. Рысалхан сказано, что исковые требования Р. Зарипова к АО «КазТранс-Газ Аймак» о признании незаконными действий сотрудников АО, об отмене наложенного долга и возмещении морального вреда в сумме 100 тысяч тенге удовлетворить частично. Р. Зарипову должны отменить долг и выплатить 80 тысяч тенге за нанесение морального вреда.

P. S. Филиал АО «КазТрансГаз Аймак» подал на апелляцию. А Рифкат Хасанович попросил через газету обратиться к сотрудникам антимонопольного комитета и отдела защиты прав потребителей с просьбой разъяснить схему перерасчета по нормам расхода природного газа при неисправности счетчика, повреждении пломб и так далее. Потому что в квитанциях пенсионерам и прочим потребителям в этих случаях начисляются астрономические суммы.

Наталья Хайкина
Фото Шамурата Файзиева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “Ликбез для тех, кто готов идти до конца

  1. Это если у вас есть счетчик, а если у нас его нет, то и проблем нет. Хорошо что у нас все счетчики позабирали !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *