Открыть филиалы во всех районах области и увеличить количество студентов с четырех тысяч до десяти — такую задачу ставит перед собой Южно-Казахстанский государственный педагогический университет. К реализации этой амбициозной задачи руководство вуза уже приступило. О том, что это даст нашей области, как будут решаться жилищные проблемы студентов и какие планы у руководства вуза по реализации социальных инициатив Главы государства, рассказал ректор университета доктор педагогических наук, профессор О. Аяшев.
Проблему решат местные кадры
Вот уже несколько лет в нашей области ощущается нехватка учителей русского языка и литературы, предметников для школ и классов с русским языком обучения, учителей начальных классов и английского языка. Эта проблема все острее встает не только в отдаленных селах, но и в областном центре. Чтобы, например, набрать необходимое количество учителей для шымкентских школ, приглашались даже педагоги из северных регионов. Местные власти обещали им жилье и повышенную зарплату, но желающих не оказалось, и директора продолжают вывешивать вакансии в надежде найти нужных специалистов, всякими правдами и неправдами уговаривая до этого времени не уходить на пенсию тех, кому уже давно пора на заслуженный отдых.
После выделения дополнительных 20 тысяч грантов, о которых в своих пяти социальных инициативах сказал Президент РК Н. Назарбаев, ситуация, по мнению О. Аяшева, лет через пять может измениться в лучшую сторону.
«Из 20 тысяч грантов добавляемых к 54 тысячам, выделяемым ежегодно, девять будут направлены для гуманитариев. Это хороший шанс для тех юношей и девушек, кто мечтает стать преподавателями, но не имеет финансовых возможностей оплачивать учебу, — уверен О. Аяшев.
— Чтобы помочь таким выпускникам, мы сейчас открываем свои консультативные центры во всех районах области. Проведем беседы с учителями и школьниками, будем приглашать в наш вуз. Этих ребят мы сами будем два месяца готовить к ЕНТ, чтобы у них было больше шансов получить эти гранты. Таким образом, в этом году мы планируем принять 10 тысяч абитуриентов. Это один из путей решения проблемы дефицита педагогических кадров. Возможностей обеспечить школы учителями предостаточно. Например, можно создать дополнительные гранты за счет местных бюджетных средств для школ, где ощущается нехватка педагогов, с условием, что получивший этот грант студент будет работать именно в той школе.
Особняком стоит проблема русского языка. До недавнего времени мы владели им хорошо. К сожалению, даже люди старшего поколения говорят на нем все хуже и хуже. Вот и я сам из-за недостатка общения начал его забывать. Это плохо. А ведь, когда учился в аспирантуре и докторантуре, знал «великий и могучий» настолько хорошо, что даже, бывало, подсказывал русским, как писать и говорить, учил их культуре речи. Уверен: будут гранты — появится немало желающих стать учителем русского языка и литературы. А если дать возможность местным кадрам поехать на учебу, например, в Москву или другой российский город, то такие специалисты потом будут нарасхват. Ведь кто лучше самих русских может научить русскому языку?
Вернутся эти молодые специалисты в свои аулы, будут создавать там методические центры, будут помогать остальным педагогам, станут центром притяжения. Что может быть лучше? И не надо никого приглашать, заманивая квартирами и зарплатами. Разве местные менее талантливы? Меньше заслуживают благ и уважения? Вообще же, проблемы в школьном образовании будут всегда. Не потому, что люди плохо работают, а потому, что мы живем в век высоких технологий, когда все стремительно меняется. Это не значит, что встающие из-за этого перед обществом задачи не надо решать. Делать это нужно постоянно и планомерно. То же и с педагогическими кадрами.
Например, вот проблема: далеко не все дети, даже одаренные, могут себе позволить учиться в государственных вузах без грантов. Не секрет, что оплата у нас очень высокая, поэтому такие дети уходят в частные вузы, где оплата за учебу составляет 140-160 тысяч в год. Но надо смотреть правде в глаза: за такие деньги невозможно дать качественное образование. Потому в частных вузах, где такая невысокая стоимость обучения, и кадры работают соответствующие. Родители должны хорошо понимать, что их главная обязанность — обеспечить своим детям условия для получения качественного образования. А остальное — потом. Ради этого, как и ради обретения собственной крыши над головой, считаю, можно многим пожертвовать. Ведь знания эти останутся с их ребенком на всю жизнь, дадут ему шанс в дальнейшем стать востребованным специалистом, занять достойное место в обществе.
Хочу обратить внимание, что ни в одном европейском государстве, с которыми отдельные граждане так любят сравнивать Казахстан, стопроцентные гранты на получение высшего образования государством не выделяются. Каким бы вундеркиндом ни был абитуриент, ему оплачивается не больше половины стоимости обучения, остальное он платит сам. Принимая это во внимание, понимаешь насколько заботится Глава государства о молодежи, как стремится дать шанс каждому способному человеку стать востребованным высококлассным специалистом».
Дом, который построил… вуз
Чтобы студенты учились с удовольствием, а преподаватели с удовольствием их учили, и тем и другим нужны комфортные условия не только для учебы, но и для жизни. В этом ректор государственного педагогического университета твердо уверен. Поэтому, когда несколько лет назад Президент страны сказал о том, что необходимо улучшать условия жизни студентов, заявка О. Аяшева в министерство на строительство общежития оказалась одной из первых. Так на месте аварийного учебного корпуса постройки 1951 года выросло новое двенадцатиэтажное современное здание. 17 сентября 2015 года в его торжественном открытии принял участие тогдашний министр образования и науки РК А. Саринжипов. Сейчас здесь разместились 500 девушек-студенток. Они живут по двое. В каждой комнате имеются душевая и санузел. Помещения обставлены добротной мебелью, есть холодильник. На каждом этаже — общие кухни с электроплитками, прачечные со стиральными машинами, гладильные, комнаты для сушки белья. В здании есть медицинский комплекс, комната для самостоятельных занятий и библиотека. Действует компьютерный класс на 50 мест. На каждом этаже бесперебойный wi-fi. Подобные уютные общежития, а может, даже целые студенческие городки к 2022 году планируется построить и для тех студентов, которые появятся в вузе благодаря дополнительным государственным грантам. Земля для этих целей у университета имеется: три гектара в районе выезда в направлении Ташкента, недалеко от военного полигона «Актас», и еще тридцать гектаров в районе жилого массива «Теспе».
«В третьей социальной инициативе Елбасы говорится о необходимости строительства до конца 2022 года общежитий вузами, колледжами, девелоперскими компаниями на принципах государственно-частного партнерства.
То есть государство, со своей стороны, через Министерство образования и науки будет гарантировать постепенное возмещение части инвестиций, направляемых на строительство. Это произвело на коллектив нашего вуза огромное впечатление, — говорит О. Аяшев. — Мы уже активно приступили к реализации этой инициативы Президента. Думаю, к указанному сроку построим уютный студенческий городок, в котором молодежь будет жить с удовольствием.
Увы, когда мы говорим об общежитиях, обычно представляем грязное, унылое помещение с пожелтевшими обоями и тараканами, душем один раз в неделю и общей непривлекательной кухней. Но я думаю, что от этого стереотипа пора отходить. Общежития ни в коем случае не должны быть такими. Они должны быть уютными, светлыми, чистыми и комфортными. Поэтому жилье, которое мы построим для студентов, будет именно таким.
Вообще, надо сказать, Глава государства в очередной раз показал нам путь, по которому необходимо двигаться. Тем более что почти все озвученные Президентом социальные инициативы напрямую касаются нас. Например, облегчение ипотечного кредита. Собственная крыша над головой — счастье каждого человека. Я знаю, как тяжело жить на квартире, потому что сам прошел через это. Будучи молодым учителем этого института, я несколько лет вместе со своей семьей снимал квартиру. Это было сложное время. Жена не работала, поскольку на руках был маленький ребенок. Я получал зарплату 92 рубля 48 копеек. Из них 35 рублей отдавал за квартиру. Оставшихся денег едва хватало на молоко для сына, чай и хлеб для нас с женой. Из-за нехватки средств на работу и с работы ходил пешком. Жили мы достаточно далеко, поэтому, чтобы не опаздывать, выходил из дома в шесть часов утра. Конечно, было тяжело, но мы жили мечтой, что придет время и у нас будет собственное жилье. Поэтому, когда нас переселили в общежитие, строительство которого тогда как раз завершили, мы были безмерно рады. Пройдя через все это, я прекрасно понимаю, как мечтают о своей квартире те члены нашего коллектива, которые сейчас вынуждены снимать жилье. Поэтому мы окажем им в этом поддержку.
Уже сейчас изыскиваем средства, чтобы своим докторантам, магистрантам и молодым защитившимся ученым построить двенадцатиэтажку с одно- и двухкомнатными квартирами. Всего в здании будет 84 такие квартиры. Новоселья в этом доме начнутся в 2021 году. Это будет не арендное жилье. Все, кто получит квартиры, постепенно рассчитаются с вузом, выплачивая ежемесячно определенную часть своей зарплаты».
Ипотека будет по карману
Новая жилищная ипотечная программа «7-20-25», озвученная Главой государства в числе пяти социальных инициатив, даст возможность справить новоселье многим педагогам, считает О. Аяшев. В Южно-Казахстанском государственном педагогическом университете для этого решено в 2019 году повысить на 30 процентов оплату труда тем, у кого самая низкая зарплата.
«В основном это лаборанты и технический персонал, — объясняет ректор. — Возможно, кто-то считает, что накопить первоначальный взнос в размере 20 процентов педагогам будет непросто, но, думаю, с учетом всех запланированных и имеющихся надбавок учителя, не имеющие собственного жилья, смогут за несколько лет накопить необходимую сумму. Конечно, придется экономить, но разве оно того не стоит?
В последнее время, мне кажется, многие люди стали необоснованно много тратить. Возьмем все те же тои на пятьсот человек. Берут ради этого кредиты. Я всегда спрашиваю: какая в этом необходимость?
Ведь можно любое семейное торжество приятно провести в узком семейном кругу. Да и машин в последнее время покупается не по одной на семью, как было раньше, а по три-четыре. И среди педагогов, увы, тоже существует это стремление перещеголять друг друга. Убежден, что нужно быть скромнее, тратить разумнее, быть бережливее, и тогда вполне можно собрать необходимую сумму на первоначальный взнос за жилье. А мы, опять же, постараемся помочь. Возможности для этого у нас теперь есть. Например, в вузах введена гибкая система оплаты. То есть если человек работает с полной отдачей, занимается самообразованием, инициативный и ответственный, то руководство вуза имеет полное право доплачивать ему из внебюджетных средств любую сумму по своему усмотрению. Так что в наших силах помочь быстрее собрать необходимую сумму. Причем это касается и студентов, которые готовы не только учиться, но и работать. У нас в вузе есть клуб высокой моды «Ак Баян». Эти ребята бывали со своими моделями в Милане, Братиславе, стали призерами ЭКСПО-2017. И их уже знают не только в стране, но и за рубежом. А руководит этим клубом студентка третьего курса вечернего отделения, обучающаяся по специальности «дизайн», Макпал Тореханова. Я всегда поражаюсь, какая молодец эта инициативная девушка. Так вот, недавно Макпал пришла ко мне с просьбой оказать ей материальную помощь в связи со сложным положением. Я поговорил с ней и предложил не разовую помощь, а стабильный оклад, ведь она действительно заслуживает этого, работает, поднимает престиж вуза. И таких инициативных, талантливых ребят у нас немало. Кроме того, я всегда предлагаю студентам возможность заработать, устроившись к нам дворниками или техничками. Таким образом они могут помочь родителям с оплатой учебы. Я сам, когда учился в аспирантуре, подрабатывал ночным сторожем и дворником. Считаю, что ничего зазорного в этом нет, наоборот, те, кто и учится, и работает, могут этим гордиться».
Уметь видеть хорошее
В последние годы в области идет массовое строительство школ и детских садов. На укрепление материально-технической базы образовательных учреждений выделяются немалые средства, педагоги постоянно повышают квалификацию, повсеместно идет внедрение компьютерных технологий. Однако, по мнению О. Аяшева, позитивные изменения гораздо меньше обсуждаются в обществе, чем какие-либо негативные моменты.
«Есть люди, которым нравится приводить в пример западные страны и критиковать все, что делается в нашей стране. Но если быть объективными и непредвзято сравнивать то, что делается у нас и в других странах, то можно увидеть, как много положительных перемен происходит в нашей стране.
Да, нам есть чему поучиться у европейцев: терпению друг к другу, скромности, доступности, толерантности, вежливости, взаимоуважению. Но в первую очередь нам нужно уважительно относиться к себе, ценить то, что сделано в нашей стране, ведь и мы непосредственные участники всех этих преобразований, которые происходят под руководством Главы государства. Этого удивительного человека, новатора.
Конечно, проблемы есть, но постепенно все решается. И мы все должны принимать участие в этом процессе, чтобы двигаться вперед, не скатиться к отстающим странам, а войти в сильнейшую тридцатку. Без высококлассных учителей этот процесс невозможен. А для того, чтобы самые талантливые выпускники стремились стать педагогами, работа в школе должна стать не тяжелой ношей, а творческой, вдохновенной, доставлять радость. Говорят, когда у японцев спрашивают, как им удалось достичь такого процветания, они отвечают, что изначально они обеспечили учителям такое же уважение, как к императору, и такую же зарплату, как у министра. Уверен: если у нас учитель будет в таком положении, появятся десятки тысяч желающих работать в школе. Образуется жесткая конкуренция, и в сферу образования попадут только настоящие профессионалы, самые лучшие кадры, которые будут учить и воспитывать наших детей так, что они позже поднимут страну на невероятный уровень. Но и сегодня мы внушаем нашим студентам, насколько важна их миссия учить и воспитывать завтрашних граждан страны, от которых в конечном счете будет зависеть будущее государства».
Ирина Притула
Фото автора