Третий год подряд в преддверии Наурыза шымкентцы одной большой и дружной семьей встречают весну на Кошкарате.
Аким области Ж. Туймебаев, поздравляя шымкентцев и гостей города, сказал: «Мы говорим о наследии, мы говорим об археологии, мы говорим о традициях, которые очень важны. Надо знать, надо изучать и обучать, чтобы молодые люди знали свою историю, чтобы они больше уважали свою идентичность».
Где, как не на любимой реке, которая является душой древнего города, собираться и весело встречать весну, уже вступившую в свои права. Свежая трава притягивает к себе. Хочется растянуться на зеленом ковре и погреться под лучами теплого солнца. Ивушки, как молоденькие девицы на смотринах, стоят вдоль реки и качают тонкими веточками под весеннюю песню Кошкараты. Все-таки мудрыми были наши предки, выбрав именно этот месяц для праздования Наурыза. И замечательно, что такие традиции, как «Қошқарата Сейiлi — Саиль Кошкарата», после долгих лет забвения вновь возрождаются.
У истоков Кошкараты собирается и стар и млад, чтобы полюбоваться главными героями праздника — племенными баранами, которых фермеры привозят из разных уголков области.
Мальчишки буквально прилипли к загону, где находятся «конкурсанты». Большинство ребятишек, родившихся в городе, видели баранов только на картинке и, конечно, им любопытно было не только посмотреть, но и подразнить кучерявых. И как же удивилась ребятня, когда узнала, что баран может и боднуть, если ему долго не давать покоя.
Взрослые же со знанием дела оценивали кошкаров по всем критериям (вес, рост, порода, ухоженность), выбирая самого-самого.
К слову, в этом году организаторы конкурса учредили три третьих, два вторых и одно первое место.
Победители получили хорошие денежные премии по пятьдесят, сто и двести тысяч тенге соответственно. И еще шесть поощрительных призов по 15 тысяч тенге.
Главный же приз в двести тысяч тенге завоевал баран породы «Ордабасы» из фермерского хозяйства «Сералы» Ордабасинского района. Этот красавец весом 169 кг покорил всех. Несмотря на то, что он был легче еще одного представителя из Ордабасинского района (172 кг — это не баран, а пони!), жюри присудило первое место, потому что, помимо прочих качеств, он был самым ухоженным.
«Племенной баран считался символом плодородия, и на Кошкарате издревле проводился праздник с упором на культ племенного барана. За две недели до Наурыза вдоль реки ставились юрты, проводились ярмарки, встречались скотоводы. Приезжали казахи, приходили городские сарты. Это был праздник межнациональной толерантности, межнациональной дружбы. В этом и смысл «Қошқарата Сейiлi — Саиль Кошкарата». Сегодня это мероприятие только набирает обороты. Хотелось бы, чтобы активное участие принимал в нем и узбекский культурный центр. Исторически это казахско-узбекский праздник», — рассказывает известный краевед, журналист А. Гончаров.
А вокруг мужчин, которые пробовали свои силы в поднятии кошкара, вообще не протолкнуться. Причем желающих принять участие было не меньше, чем зрителей. Вес барана — 70 кг.
Народ подбадривал участников, и все дружно отсчитывали количество приседаний. И с каждым новым участником накал страстей становился все сильнее.
Признаюсь честно, я на этом конкурсе, что называется, «залипла». Зрелищное состязание. Всем хотелось забрать приз домой. К слову, тот самый барашек весом в семьдесят килограммов, которого поднимали местные силачи, и был призом. Хороший подарок семье и близким на Наурыз.
Его и увез домой житель Шымкента Акбар, который смог присесть 74 раза.
Попробовать свои силы можно было и в национальной борьбе қазақ күресі.
Молодые красивые парни показывали свое мастерство на ковре.
Проходили также состязания по армрестлингу и тогызкумалаку.
А тем временем мальчишки с азартом сражались в асык-ату. Радует, что интерес к этой национальной игре у детей в последнее время заметно вырос.
Интересно, что место для игры в асыки ребятня выбрала там, где расположились апашки из этнокультурного центра «Ынтымак». Там же удобно устроились и девочки, которым женщины рассказывали, как раньше вели дом и занимались рукоделием.
Вообще, милейшие представительницы центра — любимицы праздника. Они настолько были родными, что к ним тянулись люди. Всем хотелось с ними сфотографироваться на память. И апашки с удовольствием позировали. А еще они очень душевно пели казахские народные песни.
«Мы должны передавать свои знания, которые достались нам от наших дедушек и бабушек, детям и внукам. Это сегодня можно пойти в магазин и купить, а раньше все делали своими руками. И надо, чтобы дети, особенно живущие в городе, знали о традициях предков», — считает М. Тогызбаева, представительница этнокультурного центра «Ынтымак».
Дети в ярких национальных костюмах походили на весенние первоцветы и заряжали всех своей энергией.
Хотелось петь, танцевать и, вспомнив детство, бегать по зеленой траве и купаться в Кошкарате. Кстати, заплывы на реке тоже были.
Гости с удовольствием посмотрели праздничную программу, подготовленную городскими коллективами, посетили выставку народного прикладного искусства и угостились традиционными национальными блюдами.
В целом этот праздник напомнил семейный пикник на природе, где все отдыхают и наслаждаются простым общением друг с другом.
Сохраняя традиции
«Кошкарата Сейiлi — Саиль Кошкарата» (Кошкаратинские гулянья) — вот как об этом празднике пишет известный краевед, журналист К. Исмаилов: «В начале ХХ века об этом уникальном празднике, который был известен только жителям Шымкента, рассказал в своей книге «Города Сыр-Дарьинской области» известный путешественник-исследователь А. Добросмыслов.
Испокон веков за две недели до начала официального празднования Наурыза на берегу родниковой реки Кошкараты казахи, прибывшие в Шымкент из близлежащих предгорий, разбивали большой юрточный городок. Здесь же организовывали грандиозную ярмарку, где происходил активный товарообмен между кочевниками и горожанами.
Затем все вместе приносили в жертву самого крупного племенного барана. Просили у Всевышнего удачного года, обильного урожая, милости к духу святого Кошкар-аты.
Так продолжалось много веков подряд, пока не случилась Октябрьская революция 1917 года. С приходом к власти большевистского правительства было решено покончить с «темными пережитками». Однако даже в середине 20-ых годов еще были робкие попытки местной интеллигенции возродить любимый праздник, но… увы…»
В декабре 2015 года шымкентские краеведы-энтузиасты А. Гончаров и К. Исмаилов обратились к тогдашнему акиму Шымкента
Г. Абдрахимову с просьбой рассмотреть вопрос возрождения древнего народного гулянья. Глава города поддержал идею, и в середине марта 2016 года прошел первый после почти столетнего перерыва фестиваль «Қошқарата Сейiлi — Саиль Кошкарата».
Легенда гласит, что когда-то в здешних краях у реки проживал мудрец Кошкар-ата. Он был знахарем, лечившим от многих болезней не только лекарственными травами, но и удивительной речной водой, которая имела уникальные по своим качествам свойства. Народный целитель ухаживал за родниками, откуда брала начало река. После смерти старца похоронили на берегу и назвали реку его именем. Удивительным образом температура воды во все времена года сохраняется здесь абсолютно одинаковой и составляет + 11 градусов.
В книге «Святых в Сайраме не счесть…» сообщается следующее: «Кошкар-ата… пользовался огромным уважением в народе и был избран судьей… Он считается учеником Ахмеда Ясави, относился с огромным почтением к своему учителю и внимательно изучал его труды».
Одна из легенд гласит, что как-то он вручил своему младшему сородичу собственный посох и наказал доставить в Туркестан родниковую воду: «Пусть мой Хазрет насладится, испив воды из трудовых рук». Причем предупредил родственника, чтобы тот на пути к Туркестану ни разу не оглянулся. Однако тот, пройдя часть пути, нарушил уговор и обернулся, а вода, которую он спешил доставить по назначению, пролилась. В народе то местечко так и прозвали – Су бурылган («Там, где пролилась вода»). Так и возникла река.
Еще в одной легенде говорится о том, что река образовалась от слез воинов, оплакивающих погибшее в проигранном сражении войско.
Как пишет известный историк и журналист А. Гончаров, есть сведения, что ранее мазар Кошкар-ата находился в другом месте и был гораздо более интересным. Однако во время застройки привокзального района жилыми многоэтажками его перенесли на пару километров ниже по течению, но воссоздать прежний облик не смогли. Так город лишился интересной архитектурной достопримечательности.
Словом «кошкар» называют племенного барана-производителя. И это очень символично, поскольку культ племенного барана (по-ирански «фарн» или «хфарн») издавна существовал в Южном Казахстане. Археологи находят при раскопках как фигурки баранов, так и разного рода налепы на керамике в виде крутых изогнутых рогов, символизирующих мощь этого животного, его оплодотворяющую силу. В средневековом Шымкенте этот культ был особенно силен.
Татьяна Бурдель
фото Шамурата Файзиева