Жизнь в Шымкентском городском театре оперы и балета с каждым днем становится все насыщеннее. Коллектив работает над разнообразием концертного репертуара, что, как следствие, делает театр одним из самых популярных мест досуга жителей мегаполиса.
На оперных спектаклях мы наслаждаемся голосами и игрой артистов, блеском костюмов и декорациями.
Однако работа большинства сотрудников театра, которые участвовали в подготовке спектакля, остается в тени. Красивый спектакль — это коллективный труд профессионалов: артистов, музыкантов и балетной труппы. Вот только музыкантов во время постановки мы практически не видим — они сидят в оркестровой яме, ниже партера, чтобы не заглушать голоса певцов на сцене.
Идея посадить музыкантов в оркестровую яму пришла к немецкому композитору и дирижеру Рихарду Вагнеру. Для того чтобы исполнять свои произведения и сохранить баланс голоса и музыки, он устроил для оркестра подземелье: ярусы оркестровой ямы уходят вниз. Музыка оттуда доносится и в сочетании с голосом исполнителя создает прекрасный акустический эффект.
Симфонический оркестр нашего театра оперы и балета достаточно молодой, но уже славится своим профессионализмом и творческой активностью. В репертуаре оркестра классические музыкальные композиции из известных мировых опер, старинные романсы и классические песни, а также все новые оперные постановки.
Сегодня в составе городского симфонического оркестра театра оперы и балета 37 музыкантов. Среди них лауреаты и победители городских, областных и международных конкурсов.
Симфонический оркестр состоит из четырех основных групп инструментов: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Зрителям вполне понятна работа музыкантов, но некоторые недоумевают: зачем оркестру дирижер?
Познакомившись и поговорив с дирижерами нашего театра, узнала очень многое о специфике их не такой уж и легкой работы.
М. Умирзаков — молодой, но очень талантливый и перспективный дирижер симфонического оркестра театра оперы и балета.
Путь к профессии был долгим — сначала учеба в музыкальной школе по классу домбры, затем колледж им. П. Чайковского в Алматы, где, помимо домбры, выбрал и дирижерское направление.
«На втором курсе студенты начинают заниматься в малой группе оркестра. Моим первым учителем стал известный дирижер, заслуженный артист РК Жалгасбек Бегендиков. Он пробудил интерес к дирижерскому делу, и благодаря ему я начал свой путь в этой профессии. Изучал истории великих музыкантов-дирижеров, вместе с друзьями мы репетировали даже в общежитии — брали в руки палочки, надевали наушники и представляли себя руководителями больших оркестров», — поделился воспоминаниями Мади.
Выпускник консерватории им. Курмангазы М. Умирзаков начал свою профессиональную деятельность в Шымкентском городском театре оперы и балета. Первой большой и серьезной постановкой стала оперетта «Веселая вдова» Франца Легара. Здесь же в театре он разработал и защитил дипломный проект по опере «Домалак Ана». Мади отмечает: чтобы стать настоящим дирижером, необходимо учиться всю жизнь, развиваться, перенимать опыт лучших мировых мастеров, быть настойчивым и очень любить свою профессию.
Главный помощник дирижера в оркестре — концертмейстер. В оркестре так называется лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Это ответственное и почетное положение занимает известный в нашем городе музыкант-скрипач Б. Гапуров. Бахтияр — выпускник Южно-Казахстанского музыкального колледжа и консерватории им. Курмангазы. Профессиональную деятельность начал еще в студенчестве, первый большой опыт работы был в составе американского оркестра Andromeda, находившегося на гастролях в Алматы. Талантливый музыкант, гастролировавший по всему миру, работающий с известными скрипачами, сегодня ведет огромную творческую деятельность. Работу концертмейстера совмещает с преподаванием в музыкальном колледже и занимает должность заведующего отделением струнных инструментов, а также является солистом ансамбля скрипачей при областной филармонии им. Ш. Калдаякова.
«Музыка — это моя жизнь, мне нравится мое дело, поэтому я успешно совмещаю концертную и преподавательскую деятельность. Пока мы молоды, надо ставить перед собой высокие, пусть и амбициозные, цели и достигать их», — подчеркнул Б. Гапуров.
Чтобы познакомиться с жизнью оркестра изнутри, я побывала на репетиции праздничного концерта и увидела, какой это кропотливый труд, результатом которого является чистое и безупречное исполнение.
С. Генералов — дирижер, стоявший у истоков становления городского театра оперы и балета. Начинал выпускник Южно-Казахстанского музыкального колледжа с профессиональной игры на баяне, а во время учебы в Казахском национальном университете искусств преподаватели разглядели в нем талантливого дирижера.
«Сейчас общий уровень культуры людей поднимается. В нашем театре идет огромная работа над репертуаром: мы ставим новые постановки, проводим интересные мероприятия и музыкальные вечера, и зрителям это нравится. Думаю, что в будущем о нашем театре заговорят по всему Казахстану», — поделился Савелий.
Пообщавшись с двумя маэстро, поняла, что дирижеры — это немного волшебники, потому что именно они приводят в движение большой механизм оркестра. Стоит им взмахнуть палочкой, как все музыканты, от первой скрипки до триангля (треугольника), беспрекословно повинуются движениям их рук. Каждый дирижер — это философ-интерпретатор, который по-своему видит звучание и настроение того или иного произведения. Мало извлекать из инструментов звуки, надо уметь превращать ноты в тончайшее душевное переживание, которое коснется каждого человека.
Каждый музыкант — виртуоз, творческая личность. Дирижер координирует работу всего оркестра. Конечно, у музыкантов есть ноты, но чуткое ухо дирижера улавливает и исправляет фальшь, добивается единого стройного звучания произведения. И вот тогда оно непременно найдет отклик в душе каждого человека. А замену дирижерам пока еще никто не придумал.
Гульжамал Муканова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!