«Необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения».
Президент Казахстана К. Токаев
Рост авторитета, расширение полномочий и внутренняя организация представительной власти Туркестанской области
Этот принцип следует рассматривать как руководящий для создания гражданского общества. Усиление подотчетности депутатов перед своими избирателями открыло большие возможности для формирования тесных связей с народом и повышения прозрачности их работы.
Принципы и их реализация
«С углублением и реформированием государственной системы, намеченных Президентом Касым-Жомартом Токаевым и утвержденных Мажилисом, — говорит председатель маслихата Туркестанской области Н. Абишов, — в деятельности представительного органа — областного маслихата — появился новый импульс, новое направление. Учитывая, что местная власть является основным звеном государственного управления, административная реформа наделила органы местной власти значительными полномочиями, маслихаты получили возможность самостоятельно формировать бюджет на уровне сел, сельских округов, городов районного значения. Самостоятельное управление коммунальной собственностью, контроль за управлением земельными ресурсами, лицензирование, сертификация и другие виды контроля были переданы на рассмотрение маслихатов.
Депутаты маслихатов активно участвуют в общественно-политической и социально-экономической жизни области. Обеспечение политической стабильности и межнационального согласия, тесное взаимодействие с местными исполнительными органами, взаимное уважение и сотрудничество — наши приоритеты. Одним из положительных моментов в работе маслихата является то, что депутаты с учетом местной ситуации в результате более близкого знакомства с жизнью людей в своих округах принимают запросы и предложения избирателей и предпринимают меры по их выполнению. Высшей ценностью страны, которая стремится занять достойное место в мировом сообществе, утвердиться демократическим, светским, правовым и социальным государством, является человек — его жизнь, права и свободы. Поэтому предложения и рекомендации, требования и пожелания избирателей, озвученные ими на встречах, направляются в соответствующие исполнительные органы. Их выполнение всегда находится под строгим контролем.
Деятельность областного маслихата, который в соответствии с современными требованиями вносит значительный вклад в развитие региона, рост благосостояния населения, положительно оценивается общественностью».
За кулисами маслихата
Техническое и организационное обеспечение работы маслихата области лежит на его аппарате. Работа этих людей обычно остается за кадром и не удостаивается внимания общественности и прессы. А зря. Небольшой штат сотрудников отвечает за повседневную работу маслихата, постоянных и временных комиссий, проведение сессий и контроль за исполнением депутатских запросов. В общем, за все.
«В аппарате областного маслихата, — рассказывает его руководитель М. Исаев, — десять госслужащих-инспекторов и еще десять человек вспомогательного персонала — водителей, секретарей и других. По закону один инспектор положен на пять депутатов. На нем лежит вся техническая работа. Например, депутат намерен направить в госорган запрос по волнующим его избирателей вопросам. Его готовит инспектор, посылает в соответствующее ведомство и контролирует своевременность ответа.
В нашем маслихате три постоянные комиссии: бюджетная, по вопросам здравоохранения, культуры и образования и в сфере строительства, дорог и коммунального хозяйства. Это испокон века самые важные сферы деятельности любой власти. За каждой закреплено по два инспектора, которые полностью обеспечивают их работу, ведут учет направленных и исполненных депутатских запросов.
Самая важная часть функционала аппарата маслихата — обеспечение работы сессий. Когда на них депутаты дружно и единодушно голосуют за предложенные резолюции, у стороннего наблюдателя может возникнуть впечатление, что это простая формальность и всеобщий «одобрямс», заранее согласованный с исполнительной властью. На самом деле каждой сессии предшествует множество заседаний постоянных комиссий, на которых обсуждаются все детали подготавливаемых решений. Вот там разгораются нешуточные страсти, идет оживленное, а иногда бурное обсуждение деталей.
Аппарат готовит материалы к этим заседаниям, оформляет результаты обсуждения. Ежегодно проходит не менее четырех сессий маслихата области, плюс несколько внеочередных, когда возникает необходимость уточнения бюджета или решения неожиданно возникших вопросов.
Очередные сессии проходят по составляемому в конце каждого года поквартальному плану. На третий квартал 2024 года у нас запланированы отчет акима области и управлений строительства, занятости, культуры. Мы предварительно направляем им запросы по сформулированным депутатами вопросам, запрашиваем необходимую для оценки их работы информацию.
Для подготовки к обсуждению отчетов управлений создаются временные депутатские комиссии и мобильные группы для выезда на места. Они изучают работу по рассматриваемым отраслям деятельности органов исполнительной власти в районах, селах, в учреждениях.
Результаты по возвращении обсуждаются на комиссиях с участием первых руководителей управлений. Эту практику мы ввели с прошлого года, настояв, чтобы в работе комиссий участвовали именно начальники профильных ведомств, а не замы и начальники отделов, не владеющие всей информацией. Чтобы все можно было обсудить, оценить и решить сразу, не тратя времени на дополнительные запросы и переписку. После этого вопрос рассматривается на постоянных комиссиях.
По результатам обсуждения готовится проект решения сессии маслихата. То, что эти проекты на сессиях утверждаются без сучка и задоринки, говорит о качественной предварительной работе, проделанной депутатами и аппаратом маслихата. Так и должно быть».
Характерный показатель уровня взаимодействия исполнительной и представительной власти в нашей области: за последние годы не было ни одного случая неисполнения депутатских запросов. В акиматах к ним относятся со всей серьезностью, и необходимости прибегать к предусмотренным законодательством
процедурам административного воздействия на чиновников в практике маслихата области не возникает.
Постоянные комиссии областного маслихата работают в открытом режиме, как и положено по закону. При желании на них может присутствовать любой человек. По крайней мере, у журналистов и общественников проблем с допуском на заседания не возникало. С присутствием публики на сессиях дело обстоит сложнее. Их работа тоже должна проходить открыто. Но тут в буквальном исполнении требований законодательства есть нюансы.
«Физически обеспечить присутствие в зале заседаний, — говорит М. Исаев, — даже самом большом в Туркестане, всех желающих вживую невозможно. Мы приглашаем в качестве наблюдателей журналистов, акимов районов, начальников управлений и департаментов. Если к ним добавить еще и просто зрителей, сессии придется проводить на площадях. К тому же из-за запредельной раскованности отдельных так называемых блогеров и самодеятельных активистов у нас в прошлом году несколько сессий прошло буквально на грани срыва.
В ходе заседания затруднительно объяснять каждому азы делового этикета и то, что в сессии маслихата участвуют только депутаты.
Все остальные гости, и должны вести себя соответственно. Это потом можно писать все, что и как угодно, насколько профессиональная или общественная совесть позволит. Мы решили проблему, надеюсь эффективно, внедрив прямую трансляцию всех сессий в соцсетях в режиме онлайн. Так что посидеть на заседаниях у всех желающих по чисто техническим причинам не получится, а получить полную информацию об их ходе и результатах легко. Уже третья сессия маслихата области прошла с электронным голосованием. Это техническое новшество не только упростило процесс, но и позволяет в режиме онлайн всем желающим видеть, как принимаются решения».
Выбор представителей и исполнителей
Одна из важных функций областного маслихата — выборы сенаторов, представляющих и отстаивающих (по крайней мере, так задумано) интересы области в верхней палате Парламента страны. В соответствии с Конституцией страны и Конституционным законом о выборах в Сенат избираются по два от каждой области, и городов Астаны, Алматы, Шымкента. Право избрания кандидатов в депутаты Сената принадлежит депутатам маслихатов областей. Это, в свою очередь, не только возлагает большую ответственность на депутатов маслихатов, но и повышает их роль в государственном управлении.
«С 2013 года, — говорит Н. Абишов, — в Казахстане выборы акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, не входящих в состав поселковых округов, проводятся на альтернативной основе. В прошлом году так прошли выборы акимов четырех районов нашей области. В этой стремительно политической конкурентной среде в среднем выдвигаются не менее трех кандидатов на одно место. С 2025 года будут избираться все акимы районов и городов областного значения. Это логичный этап на пути демократизации всей системы государственного управления, по которому мы последовательно движемся. В условиях развития и повышения роли гражданского общества в решении жизненно важных вопросов развития регионов и страны депутаты маслихатов, получая на законодательном уровне новые возможности и развивая навыки их применения, активно проводят экономические и политические реформы, направленные на дальнейшую демократизацию общества, укрепление связей между народом и исполнительной властью, повышению благосостояния населения. Депутаты областного маслихата контролируют реализацию государственных и областных программ социально-экономического развития и эффективно взаимодействуют с исполнительной властью в решении возникающих вопросов.
Депутаты маслихатов всех уровней, каждый на своем месте, несут высокую ответственность за воплощение в жизнь поставленных перед органами представительной власти задач. Наша сила — в единстве с народом. Народ, который думает о будущем, никогда не исчезнет. Чтобы достичь процветания, нужно четко понимать общие цели и интересы. Только продвигаясь вперед, через незыблемое единство и упорный труд, мы сможем достичь этой цели. Мы строим государство, ориентированное под запросы его граждан.
Государство, которое всесторонне поддерживает каждого гражданина, гарантирует его свободу и права, предоставляет широкие возможности для реализации своего потенциала. Система местного самоуправления является одной из основ конституционного строя нашей страны. Организованная, слаженная работа представительных и исполнительных органов на местах вместе с заметным повышением организованности, социальной активности и компетентности гражданского общества дает возможность решения жизненно важных вопросов развития страны и каждого региона».
Игорь Лунин
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!