Мастер из Достыка

25 Ноя 2022 12:21
Количество просмотров: 1008

С героем сегодняшнего материала меня свел случай. Вместе с представителями одной из общественных организаций Толебийского района я решил принять участие в мероприятии, посвященном предстоящим тогда выборам Президента страны.

Мы направлялись к недавно открывшемуся Дому ветеранов, когда к нам присоединился мужчина. Кинув беглый взгляд на нового спутника, я был удивлен его колоритной внешностью. Аккуратно подстриженная бородка, а одежда, начиная от сапог до головного убора, была выдержана в национальном казахском стиле.

Взглянув на его добротные кожаные с вышитым орнаментом сапоги, сразу отметил, что они ручной работы. Камзол, перепоясанный широким украшенным разноцветными камнями ремнем, сидел на нем как влитой, очерчивая крепкую фигуру.

Всю эту непривычную глазу картину завершал национальный головной убор, отороченный дорогим мехом.

«Это наша достопримечательность, доброго тебе дня, — сказал идущий рядом со мной мужчина и по-дружески похлопал присоединившегося по плечу. — Он один из немногих, кто постоянно ходит в национальной одежде, и мы все по-доброму завидуем ему. Ведь он мастер на все руки и большинство вещей делает своими руками».

Но такое короткое знакомство с этим человеком не могло удовлетворить моего любопытства, поэтому решил встретиться с ним. Единственное, что удалось узнать о нем от моих спутников, что живет он в селе Достык. Через два дня я позвонил заместителю акима Киелитасского сельского округа с просьбой помочь разыскать телефон их земляка.

«О ком вы говорите? — спросил Н. Садыбеков, и лишь я начал описывать внешний вид аксакала, он сразу ответил: — Я понял, кто вам нужен. Это наш Курбанали Агадилов, он живет в селе Достык рядом с сельской администрацией. Вот его телефон».

— Алло, это Курбанали? На днях мы виделись, хотел бы встретиться, — выпалил я в телефон.

— А по какому вопросу? — спросил он. Узнав причину, сразу согласился.

Погода стояла сырая, пасмурная. Несмотря на ненастье, я все же поехал в село Достык. Ведь встреча с человеком, оставившим столько положительных эмоций, была убедительным аргументом.

Приоткрыв незапертые ворота, мы с заместителем акима Киелитасского сельского округа Н. Садыбековым позвали хозяина, убедившись, что во дворе нет собаки, пошли к дому. В небольшую прихожую вышел мужчина, в котором я узнал нового знакомого.

«Ну проходите в дом», — пригласил он, распахнув дверь. В этот момент в доме началась настоящая суматоха. Из комнат выбежали дети, вслед за ними вышла встречать гостей хозяйка с малышом на руках.

«Вы проходите. Я сейчас чай приготовлю», — сказала она, выйдя в кухню.

«Так, говорите, вас удивил мой внешний вид. Но сегодня все рассуждают о национальной культуре, необходимости воспитывать у людей чувство гордости за свой народ, культуру, беречь национальные ценности. Но чаще всего дальше слов дело не идет. Поэтому решил своим примером привлечь внимание земляков к нашим традиционным ценностям. Для начала хотя бы носить в повседневной жизни национальные костюмы, — сказал Курбанали Аристанбекович. — Я не шью их. Но есть мастера, которые сошьют национальную одежду в современном стиле так, что ее с удовольствием наденешь на любое мероприятие. Например, Эльмира Ешмухамедова — мастер от Бога. Ведь именно она шьет весь реквизит для артистов, снимающихся в исторических фильмах. Вот и мой камзол сшила. Правда, красивый?»

В углу зала я заметил несколько красивых седел для коней. Поймав мой любопытный взгляд, Курбанали Аристанбекович подошел к ним и взяв одно, обшитое черной кожей и украшенное полудрагоценными камнями, поставил передо мной на стол. Затем аккуратно поверх него уложил сбрую и уздечку, сверкающие ювелирной отделкой.

«Вот это моя работа. Сделано по специальному заказу, скоро седло заберут в Петропавловск, — сказал мастер, с любовью и какой-то грустью глядя на свою работу. — Вы знаете, я изготавливаю седла 30 различных форм, это, можно сказать, сенсация. Ведь такого разнообразия не предложит ни один мастер. Это я заявляю с полной уверенностью. Более 30 лет занимаюсь этим ремеслом, за это время изготовил более трех тысяч седел. Являюсь членом Союза народных мастеров, а попасть в него нелегко. Сегодня в нем насчитывается всего 120 человек. Недавно подал заявление на вступление в Союз художников. Я не оговорился. Ведь моя работа начинается с создания узора или орнамента, которые будут нанесены в дальнейшем не только на седла для лошадей, по ним я изготавливаю различные ювелирные изделия. Здесь необходимы художественные навыки и точность в соблюдении размеров, симметрия. Вот, например, украшения из серебра я сделал для жены после рождения шестого ребенка. Нередко по просьбе заказчиков украшаю изделия полудрагоценными камнями. Дополнительным своим увлечением считаю изготовление головных уборов. В основном шью тюбетейки, а их украшение зависит от фантазии.

«С чего же начинал мастер Курбанали Агабеков?» — задал вопрос своему собеседнику.

Из его рассказа узнал, что в прошлом Курбанали Аристанбекович работал учителем в школьном учебном комбинате. Когда начались лихие 90-е, чтобы как-то выжить, начал изготавливать из дерева колыбели, кровати. Но этого было недостаточно. Тогда решил научиться ювелирному делу, а заодно делать изделия из кожи. Благо, что сегодня достаточно любителей лошадей, тоев и кокпаров. И этим людям не жалко никаких денег для снаряжения своих четвероногих скакунов. Найти учителя было нелегко. Никто не хотел раскрывать своих секретов неизвестному человеку. Но родственник по материнской линии Азимбай нашел одного мастера и предложил Курбанали поехать к нему. Обучаться секретам мастерства Курбанали Аристанбековичу пришлось, наблюдая со стороны, так как мастер неохотно делился секретами. Работал и попутно обучался, наблюдая за действиями учителя, приобретал навыки. А когда убедился, что сможет работать самостоятельно, вернулся в родные края. С тех пор трудится каждый день с 6 утра до 12 ночи. Из-под его рук выходят седла и другое конское снаряжение, украшенное всевозможными камнями. Здесь проявляется его талант ювелира.

«Мои изделия часто представлены на различных выставках, — говорит К. Агадилов. — Никогда не отказываю в просьбе показать свои работы широкому кругу людей. Но годы идут, мне уже исполнилось 60 лет. Все чаще задумываюсь о том, чтобы передать свой опыт и знания молодежи. Ведь народное творчество живет, пока оно кому-то необходимо. Конечно, стараюсь учить ремеслу своих детей. Например, мой сын Абдулазиз уже может самостоятельно смастерить камчу. Он еще школьник, у него все впереди. Но я говорю о массовом обучении. Не раз обращался в районную администрацию, к акиму района с просьбой открыть школу «Өнер», где мы, мастера, бесплатно могли бы учить детей своему ремеслу. Но все тщетно. Лишь пообещали предоставить два или три кабинета в строящемся Дворце школьников в Ленгере. Но для развития народного творчества этого недостаточно. Ведь нужны мастерские, специальное оборудование. Не секрет, что народ жив, пока помнит наследие предков, знания и опыт, накопленные веками. А для этого нужны специализированные учебные не только классы, но и школы».

Провел Курбанали Аристанбекович небольшую экскурсию по мастерским. Если в одной он работает с деревом, то в другой изготавливает ювелирные изделия.

Рассказывая о своей семье, Курбанали Аристанбекович остановился на дочерях, которые наизусть читают стихи Абая, Мухтара Шаханова и занимают призовые места в районных и республиканских конкурсах.

Еще поделился тем, что 17 раз становился чемпионом района по шахматам. И в последнее время его нечасто приглашают поучаствовать в турнирах, отшучиваясь, мол, дай и другим выиграть.

Как у многих сельчан, у него свое хозяйство — коровы, бараны. Но особая его гордость — жеребец английской породы, которого ему подарили друзья.

«Люблю ездить верхом. Иногда не замечаю, что проскакал километров 30 за раз, — сказал К. Агадилов. — Как-то принимал участие в выставке народного творчества в Узбекистане. Меня поразило отношение к мастерам. Государство их поддерживает финансово, строит дома, широко рекламирует их изделия, используя уличные билборды. Не помешало бы нашим чиновникам научиться у соседей относиться к носителям народного творчества с такими же заботой и вниманием. Жалко, годы идут. Если раньше за месяц я мог изготовить от 10 до 15 седел, то сейчас только пять-шесть. Больше всего хочется передать свой опыт молодому поколению. Но пока желание остается мечтою».

Неожиданно мой собеседник, прервав беседу, стал быстро собираться. Накинув камзол, застегнув на поясе широкий кожаный ремень, надев красивые сапоги, он пригласил меня поехать с ним в районный Дом культуры на очередное мероприятие. По дороге читал наизусть стихи М. Шаханова.

И где-то в глубине души я позавидовал белой завистью его крепкой памяти в шестьдесят лет, жизненной энергии и оптимизму, с которыми он гордо шагает по жизни.

 

Берик Монтаев

Фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *