Недавно 80-летний юбилей отметил известный не только в Шымкенте и Казахстане начальник парашютно-десантной подготовки федерации парашютного спорта В. Козлов. Человек-легенда, основавший в далеком 1965 году аэроклуб на юге страны.
Тогда Чимкент был административным центром Южно-Казахстанской области.
Путем несложных вычислений выясняем, что пришел в профессию Владимир Николаевич, когда ему не было еще и двадцати лет. И с тех пор он ни одного дня не пожалел о выбранной профессии.
Небо, высота, полет — это его жизнь, его призвание.
Призвание… Далеко не каждому человеку выпадает этот счастливый билет — посвятить жизнь любимому делу и каждый день ходить на работу как на праздник. Радоваться каждому моменту и каждому дню. Владимиру Николаевичу повезло. Еще в юности он сделал правильный выбор, благодаря которому сотни людей смогли свободно парить в воздухе под облаками.
Помните монолог Катерины из пьесы А. Островского «Гроза»: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Владимир Николаевич дает возможность людям почувствовать свободу и летать наравне с птицами.
Так как же все начиналось?
«В 1963 году проходила Всесоюзная спартакиада, и все авиационные организации Советского Союза выезжали на периферию страны, организовывали парашютные прыжки и полеты с целью ознакомления населения с авиационными видами спорта, — вспоминает Владимир Николаевич. — И вот к нам в Чимкент прибыл американский самолет Douglas с парашютами и инструкторами на борту. Обучили сорок человек, и эти сорок человек выполнили свои первые прыжки с парашютом. В их числе был и я. Выполнив прыжки, вся наша компания в сорок человек «подсела на эту иглу» и пошла по обкомам и горкомам партии добиваться организации авиаспортклуба. И в 1965 году был открыт Чимкентский авиаспортклуб ДОСААФ.
Желающих проходить подготовку в клубе было много. Отмечу, что ДОСААФ финансировался Министерством обороны СССР. Денег на обучение и подготовку тогда не жалели, и все было бесплатно. Обеспечивали также необходимой техникой. Более того, спортсменам полагалась пайка, как у летчиков. К сожалению, на сегодняшний день мы все это утратили. Между тем я считаю, что такая организация необходима для физической и моральной подготовки как мальчиков, так и девочек. Подрастающее поколение надо учить патриотизму и любви к Родине».
Справка ЮК
ДОСААФ СССР — Всесоюзное ордена Красного Знамени добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация, целью которой было содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. Основными задачами ДОСААФ были: воспитание членов общества «в духе постоянной готовности к защите интересов социалистической Родины и любви к Советским Вооруженным Силам»; пропаганда военных знаний, подготовка молодежи к военной службе в соответствии с требованиями Закона СССР о всеобщей воинской обязанности, содействие проведению гражданской обороны, участие в подготовке для народного хозяйства кадров массовых технических профессий, имевших военное прикладное значение (трактористов, радистов, мотористов, электриков, мотоциклистов); осуществление руководства развитием в стране самолетного, вертолетного, парашютного, автомобильного, мотоциклетного, подводного, водно-моторного, стрелкового, моделизма и других военно-технических видов спорта.
Небо и горы всегда манили Владимира Николаевича. К слову, он до сих пор не только работает, но и ходит в горы. Как признается гуру парашютного спорта, он с детства любил лазать на самые высокие деревья и с высоты наблюдать за окружающим его миром, качаясь на самых тонких ветках.
Наша беседа с Владимиром Николаевичем проходила на военно-спортивной базе «Беркут» — это, можно сказать, второй его дом, где он проводит большую часть своего времени. И, конечно, где же, как не здесь отметить свой юбилей в кругу родных и друзей, которые приехали поздравить именинника даже из других стран.
Признаться, когда я была приглашена на юбилей в качестве гостя, о Владимире Николаевиче только слышала много хорошего, но никогда не видела. По дороге на базу «Беркут» мы сделали небольшую остановку в Сайраме, и я заметила идущего к рядом с нами стоящему автомобилю импозантного мужчину в фетровой шляпе, велюровом пиджаке и галстуке на ослепительно белой рубашке.
Я тогда подумала: «Интересно, кем работает этот мужчина? Уж больно внешность примечательная». И каково же было мое удивление, когда мне представили виновника торжества — это и был Владимир Николаевич.
Говорят, внешность человека может о многом рассказать. И по внешнему виду Владимира Николаевича сразу можно сказать, что он человек очень щепетильный, обстоятельный и, как следствие, спокойный и надежный.
Собственно, близкие, друзья и ученики подтвердили, что все эти качества ему присущи. А еще для своих учеников, коих немало, он гуру, который не только учит мастерству, но и жизни. Профессионал с большой буквы и большим опытом работы. Профессия инструктора ко многому обязывает.
«Знаете, призвание — великая вещь. Например, профессия врача тоже ведь призвание. Но хочу сказать, что врачом можно работать без фанатизма, а вот в нашей профессии без этого никак не обойтись, — говорит Владимир Николаевич. — В нашей профессии нужно быть готовым к достаточно большим нагрузкам. Причем больше к психологическим. Люди абсолютно разные, но при каждом прыжке ты отвечаешь за жизнь этого человека».
Подготовка перед прыжком занимает пять часов — с 9:00 до 14:00. Если погода позволяет, надевают парашюты и прыгают. При Советском Союзе подготовка шла месяц. Почему? Потому что в то время спортсменов еще учили укладывать парашют. Теперь же такой необходимости нет, так как этим занимается риггер — специалист, прошедший курс обучения по укладке, обслуживанию и ремонту парашютной техники.
У каждого парашюта есть свой паспорт, в котором фиксируется, кто и когда укладывал, кто проверял и кто спускался на парашюте.
Прыжки осуществляются с самолета АН-2. Высота покидания самолета — 900-950 метров. Парашют — десантный Д-6 со стабилизацией. Еще используется парашют «Арбалет-2» (крыло) со стабилизацией автоматического раскрытия. Высота покидания самолета — 1 200 метров.
В процессе беседы с Владимиром Николаевичем понимаю, что человек он немногословный. На вопросы отвечает по-военному четко и коротко. И для журналиста, честно сказать, это проблема. Нам хочется «копнуть глубже». Мы ведь тоже психологи, которые работают с людьми и стараются их раскрыть. Но с Владимиром Николаевичем все мои попытки узнать больше, чем он хочет рассказать сам, успехом не увенчались. Только о своей работе. И своими ответами четко расставил границы дозволенного.
«Прыжки с парашютом, как я уже говорил, сродни болезни — один раз попробовав, заболеваешь. Яркое тому подтверждение президент федерации парашютного спорта Шымкента Юрий Анатольевич Савченко. Он занимался парашютным спортом, а затем был перерыв в двадцать лет. Но в итоге он все равно вернулся в небо, — рассказывает В. Козлов. — И не просто вернулся, а возродил этот вид спорта, который после распада Союза пришел в упадок. Попросту развалился. Это фанатизм. Да, сегодня это уже частный клуб, не государственный. Но он работает, и желающих совершить прыжок с парашютом с каждым годом становится все больше».
В одном из интервью газете «Южный Казахстан» Ю. Савченко рассказал: «До сих пор помню свой первый прыжок, который совершил в феврале 1978 года. Я не спал всю ночь. Не мог представить, как я выйду в бездну. Потом многих спрашивал, кто прыгал, у них были точно такие же ощущения перед первым прыжком. А когда уже на высоте покидал самолет и сделал шаг, мне показалось, что сердце вверх поднялось. Но когда парашют открылся, наступила эйфория. Ты наслаждаешься высотой и видами.
Людей притягивает это состояние души и парение над землей. Счастье полета невозможно описать в двух словах. У меня был большой перерыв в парашютном спорте. Однако часто снилось, что я снова прыгаю. А когда просыпался, были слезы на глазах. Жалко было, что это всего лишь сон».
Благодаря немалым усилиям Юрия Анатольевича парашютный спорт в Шымкенте обрел вторую жизнь, и к нам приезжают любители и профессионалы из разных городов и стран.
Военно-спортивная база «Беркут» арендует базу в жилом массиве «Сайрам». В начале 2000-х она была заброшенной, постройки практически разрушились. В 2007 году была создана федерация парашютного спорта. За семнадцать лет существования полностью все обновили. Каждый год на развитие базы тратится три-четыре миллиона тенге. Восстановили казарму, столовую, парашютку построили и многое другое. Сейчас базу не узнать.
«С годами интерес к этой профессии не теряется. К каждому человеку требуется особый подход, — говорит В. Козлов. — Необходимо принимать сотни решений каждое мгновение, начиная от посадки в самолет и заканчивая приземлением. Нужно быть уверенным в себе, уметь быстро ориентироваться на местности, находить общий язык с каждым человеком. Порой даже, казалось бы, подготовленные люди теряются. Был в моей практике такой случай. Мы готовили группу для ВДВ. Это были десятидневные сборы. И вот уже в самолете я вижу внутреннюю неуверенность некоторых членов группы. И понимаю, что их надо по-особенному мотивировать. Уговоры здесь не помогут. Не барышни ведь. И тогда я просто начал кричать «Ураааа!», и это сработало».
Те, кто уже прыгал с парашютом, рассказывают, что счастье, которое испытываешь во время полета, невозможно описать словами.
В Казахстане пять федераций парашютного спорта: в Астане, Караганде, Алматы, Уральске и Шымкенте. К сожалению, парашютный спорт в нашей стране не так хорошо развит, как, например, в России. А в Узбекистане этот вид спорта вообще не развит, и жители соседней страны с удовольствием приезжают на нашу военно-спортивную базу «Беркут».
Федерация тесно сотрудничает с парашютно-десантной службой. Летчики проходят на этом аэродроме подготовку: они обязаны делать три прыжка с парашютом в год, и им предоставляют для этого все необходимое.
На аэродроме можно тренироваться девять месяцев в году, так как позволяют погодные условия. На юге это единственная военно-спортивная база.
Но есть нюанс, который портит картину, — это дорога, ведущая от трассы к аэропорту. Вернее, ее отсутствие. Официальные обращения федерации парашютного спорта по этой проблеме пока остаются без ответа и без результата. А гости из разных стран к нам едут и едут по этому бездорожью. Надеемся, что власти все-таки обратят на это пристальное внимание. Как ни крути, а туристов становится все больше — небо влечет, и хочется чтобы приятные ощущения у гостей были уже до прыжка.
Но вернемся к нашему имениннику. День рождения прошел на славу, в тесной, но приятной и самой близкой компании. Как полагается, с тортами, приятными пожеланиями и «Ура!».
Татьяна Бурдель
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!