Получив редакционное задание найти материал для страницы «Человек и его дело», я был несколько озадачен выбором темы. Хотелось написать о чем-нибудь необычном. Но потом подумал, что может быть интереснее рассказа о судьбе человека, чья юношеская мечта стала делом всей жизни.
С Жамбылом Сеитулы я встретился у него дома. Как гостеприимный хозяин, он, несмотря на мои протесты, помог мне снять верхнюю одежду и сказал: «Вы — мой гость, и это знак внимания». Пригласил за стол, на котором были разложены старые фотографии, награды, лежала стопка грамот и благодарностей.
— Не знаю, с чего начать, — начал он свой рассказ. — Родился в селе Жанауюм Ленгерского района. Трудиться пришлось с малых лет. Ведь мы — дети войны, а в то время в селе оставались старики, женщины и дети. Все мужчины ушли на фронт. Помню, как молотили вручную зерно, как натирали цепами мозоли на ладонях. Когда в нашем ауле открыли начальную школу, я проучился до четвертого класса. Тогда-то у меня и появилась тяга к учебе. Седьмой класс заканчивал уже в Ленгере. В то время это был шахтерский городок, где много было русскоязычного населения. Так как я проявлял способность к языкам, то быстро научился говорить по-русски. Отец был человеком практичным и тяготел к сельскому хозяйству. Когда пришло время выбора профессии, он посоветовал мне пойти учиться на механизатора. В то время на селе работа тракториста была в почете. Но я настоял на своем желании получить высшее образование и стать педагогом.
Так Ж. Сеитулы стал студентом Чимкентского педагогического института. В 1957 году документы сдали 600 человек, но знание русского языка помогло Жамбылу стать одним из семидесяти счастливчиков, получивших студенческий билет. В те годы он занимался спортом, участвовал во всех творческих мероприятиях, конкурсах. На четвертом курсе его направили в Кызыл-Орду в качестве учителя русского и казахского языков.
— В то время была острая нехватка языковедов, и нас, студентов, отправляли преподавать в школы в те регионы, где были проблемы с изучением русского языка, — вспоминает он. — Тогда я получил свою первую зарплату: и для меня, студента, это стало важным и запоминающимся событием.
Наступил 1962 год, Жамбыл получил диплом, а вскоре пришла повестка из военкомата. Местом службы дипломированного педагога стала в/ч 75072 Закавказского военного округа. Командиры сразу приметили способного и дисциплинированного солдата, ставили его в пример сослуживцам. А когда Ж. Сеитулы подал заявление о принятии его в члены партии, то с радостью поддержали. В конце службы командование предложило молодому офицеру (тогда ему уже присвоили звание лейтенанта) остаться служить дальше, предлагало быстрое продвижение, квартиру. Но любовь к выбранной профессии взяла верх, и Жамбыл вернулся в родные края, где устроился учителем русского языка в восьмилетнюю школу села Екпенды. С будущей супругой Ж. Кобетаевой познакомился в пединституте, где она училась на факультете физики.
В последующие пять лет молодой коммунист, помимо учительствования, активно вел агитаторскую и пропагандистскую деятельность. Во время одного из общественных выступлений Ж. Сеитулы был замечен руководством района и приглашен инструктором организационного отдела, затем стал слушателем высшей партийной школы. Конечно, быть партийным работником в те годы было престижно, но Ж. Сеитулы всегда скучал по работе учителя.
В 1970 году его назначили директором средней школы села Блинково, а после перевели в село Советское Ленгерского района. Через шесть лет ему снова предложили перейти на партийную работу — заведующим отделом партийного контроля райкома партии. За следующие двенадцать лет Ж. Сеитулы стал членом районного партийного комитета, был депутатом районного совета пяти созывов. Но все эти годы мечтал вернуться в свою профессию. И в 1988 году он был назначен директором Георгиевского СПТУ, где проработал до выхода на заслуженный отдых.
Во всей биографии меня привлекло то, что человек, имевший возможность подняться по служебной лестнице, оставался до конца преданным юношеской мечте — быть учителем.
Рассматривая разложенные на столе многочисленные награды, Жамбыл Сеитулы сказал:
— Конечно, они все мне дороги. Но самые дорогие моему сердцу две из них. Первую почетную грамоту я получил, будучи студентом, за высокие показатели по сбору хлопка, вторая — медаль «Отличник народного образования». Все эти годы я стремился принести людям максимальную пользу. А удалось мне это сделать или нет, пусть скажут люди.
В конце хотелось бы добавить, что Жамбыл Сеитулы вместе с супругой Жаркынкуль создали крепкую семью и воспитали прекрасных детей. Подтверждением сказанному стала победа в 2015 году в конкурсе «Образцовая семья».
Берик Монтаев