Средства массовой информации играют немаловажную роль в развитии туриндустрии — таково мнение участников международного форума «Медиа и туризм», организованного
в Алматинской области. Ведь СМИ продвигают туристические направления, формируют образ страны или региона, а также влияют на решение туристов о выборе места для путешествия. Они предоставляют информацию о различных аспектах туризма, делают его более доступным и вдохновляют людей на новые приключения.
В городе Конаеве собрались свыше 200 журналистов из 15 государств с целью обсуждения перспектив развития туристического потенциала нашей страны, а также современных тенденций в сферах медиа и PR-технологий. Организатором форума выступил Фонд тюркоязычных журналистов при поддержке Министерства информации и общественного развития РК, Министерства культуры и спорта РК, акимата Алматинской области.
Накануне форума его участники из стран Европы и Азии, а также из регионов Казахстана посетили главные достопримечательности Алматинской области — Тургеньское ущелье, Чарынский каньон и Кольсайские озера. Увиденное никого не оставило равнодушным. Эти туристические объекты, которые действительно будут интересны каждому туристу. Чего стоит только Чарынский каньон, который называют «младшим братом» Гранд-Каньона в США!
История каньона началась около 12 миллионов лет назад, когда большую часть территории, которую мы сегодня называем Чарын, занимало Илийское озеро. После его высыхания водная артерия соединилась с рекой Или. С течением времени мощность водного потока увеличивалась, рос и объем вымываемой породы из грунта. Постепенно вода проникала все глубже, а ветер обтесывал известняковые скалы, вырезая причудливые фигуры. Итог сотен тысяч лет работы — каньон, который простирается на 154 км в длину и имеет отвесные скалы высотой от 150 до 300 метров. За многие века вода вытесала в скалах большое количество пещер, арок и гротов. Огромные глыбы, возвышаясь над землей, походят на головы древних каменных великанов, которые вот-вот проснутся.
Для упрощения отдыха для туристов созданы все необходимые условия. Есть две смотровые площадки, лестница для пешего спуска и четыре автостоянки. Также есть специальная тропинка внутри каньона, которая ведет к реке. Здесь я уже была два года назад. За это время произошли изменения. Оборудованы остановки со скамейками, где туристы могут отдохнуть во время прогулки, а путь, нужно сказать, долгий, два с половиной километра, повсюду установлены урны со специальным отсеком для пластиковой тары. Пока шли, встретили очень много иностранцев, которые не скрывали восторга, но и сетовали на то, что здесь практически нет интернета. Но все как один говорили о том, что обязательно посоветуют друзьям посетить это уникальное место.
Поездка на Кольсайские озера сопровождалась сильнейшим дождем. Однако это не помешало участникам форума в полной мере насладиться местными красотами.
Министр информации и общественного развития РК Д. Кыдырали, принявший участие в пленарной сессии форума, подчеркнул важность информационной поддержки сферы туризма и популяризации родного края. По его мнению, СМИ должны стать подспорьем для развития отечественного туризма.
— Указом Главы государства Алматинская область была разделена на две части, и присвоение имени Динмухамеда Конаева новому областному центру городу Капшагаю стало историческим решением.
Сегодняшний форум, объединивший медиасферу и туризм, имеет глубокое значение для презентации исторического пространства Казахстана мировому сообществу, — подчеркнул министр. — В наших богатых степях есть как горные реки, так и горные леса, зеркальные озера и песчаные пустыни. К примеру, в той же самой Алматинской области, помимо известных многим Чарынского ущелья, Большого Алматинского озера, Тургеньских водопадов, есть еще много удивительных мест, таких как Айгай кум, Бурхан-Булакский водопад, Акбулак, Ойкарагай, Табаган, уникальный памятник тюркской эпохи Тамгалы. Мы считаем целесообразным показать эту прекрасную землю, запечатлеть и популяризировать природу каждого места, его индивидуальность. В связи с этим планируем снять серию документальных фильмов. Кроме того, всегда следует уделять внимание вопросам экологической грамотности, культуры отдыха, гармонии с экосистемой.
Сейчас мы все больше и больше показываем это в наших сериалах и стараемся максимально последовательно пропагандировать богатую природу нашей страны. Одним словом, мы считаем, что сфера СМИ должна стать подспорьем и для туризма страны.
Д. Кыдырали отметил также, что сейчас в мировых медиа начался период пост-реальности, эпоха искусственного интеллекта. Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечал, что информационная сфера должна соответствовать требованиям новой эпохи и переходить к новому качеству. Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», впервые принятый в странах СНГ, урегулирует эту потребность и восполнит пробел. В рамках работы по развитию креативной индустрии в Казахстане в сентябре планируется проведение Astana Media Week, New Media Forum и телевизионной премии Urker. В этом году добавятся две новые номинации: «Лучший YouTube канал» и «Лучший подкаст». Цель таких мероприятий — развитие отрасли и сближение тюркского мира.
В свою очередь глава Фонда тюркоязычных журналистов Н. Жоямергенкызы отметила, что мировой туризм не просто восстанавливается, но уже активно развивается после пандемии. Общий доход в этой сфере в прошлом году достиг 1 трлн. долларов. Она сообщила, что уже в августе в Алматинскую область приедут журналисты из Анталии, и при поддержке главы региона состоится еще одно масштабное мероприятие.
Будут рассмотрены такие вопросы, как развитие туризма, привлечение инвестиций.
— Алматинская область — регион, где уделяется большое внимание сохранению и развитию старинных казахских обычаев и традиций, культуры и истории народа, — отметила спикер. — Именно поэтому первый форум медиа и туризма мы организовали здесь. Отдых за границей — это, конечно же, хорошо, но и у нас в Казахстане очень много достопримечательностей, которые многие казахстанцы еще не видели.
Призываю широко освещать в социальных сетях наши красоты. Значимым событием в жизни страны станет III форум тюрко-язычных журналистов, который пройдет в сентябре в Астане.
Аким Алматинской области М. Султангазиев акцентировал внимание на необходимости формирования положительного имиджа республики и повышения доверия к Казахстану у зарубежных туристов. По его словам, развитие туризма для региона, богатого природными и историко-культурными локациями, — важный экономический фактор. Глава региона остановился также на таких вопросах, как инфраструктура в туризме, повышение качества услуг, проинформировал о работе по развитию областного центра. Подробно остановился он и на реализации проекта G4 City. Это город будущего, новая точка на карте Казахстана. Четыре структурно объединенных уникальных современных умных города будут расположены между Алматы и Конаевым вдоль республиканской трассы Алматы — Усть — Каменогорск: Gate City — деловой и финансовый центр, Golden District — образовательный и медицинский хаб, Growing District — инновационно-индустриальная и торгово-логистическая зоны, Green District — туристический кластер. Уже создана специальная экономическая зона. Ее площадь — 30 тысяч гектаров. G4 City располагается к северу от Алматы вдоль 80-километровой трассы А3 (Алматы — Кунаев), на территории СЭЗ установлен специальный правовой режим. Ожидается, что новая экономическая зона обеспечит благоприятный климат для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в создание интегрированного города G4 City, который, в свою очередь, даст новый импульс развитию всего региона. Ожидается, что до 2048 года в рамках СЭЗ будет привлечено 3,7 трлн. тенге инвестиций, произведено товаров и услуг более чем на 17 трлн. тенге и создано около 60 тыс. рабочих мест. В целом ожидается, что действие новой экономической зоны приведет к ускоренному развитию туристской, медицинской, транспортно-логистической, образовательной и культурно-досуговой инфраструктуры в G4 City.
— В конце прошлого года Президент страны своим указом утвердил концепцию развития города-спутника G4 City, — подчеркнул М. Султангазиев. — Как только будет готов генеральный план, который разрабатывается сингапурскими специалистами, мы начнем проводить роуд-шоу с целью привлечения иностранных инвесторов. Сейчас решаем два вопроса. Это разрешение инвесторам получать резидентство и применение британского права на территории этого города.
По словам акима области, важная задача — улучшение сервиса, увеличение числа современных гостиниц, дефицит которых остро ощущается в Конаеве. Для решения этой проблемы государством предусмотрен механизм возврата предпринимателям 10% расходов на строительство туристических и придорожных объектов, 25% — на покупку автобусов. На территории области также предстоит развивать систему качественных кольцевых автодорог, чтобы гости, прибывающие в регион, не теряли много времени, добираясь до места назначения.
Советник Министерства туризма Турции по Центральной Азии и Кавказскому региону А. Аслан озвучил такие предложения, как предоставление скидок на перелет для туристов из братских стран, льготных турпакетов, усиление взаимного сотрудничества между странами-членами Тюркского совета в рамках туристического пояса «Новый Шелковый путь». Он считает, что Казахстан имеет огромный потенциал для развития разных направлений туризма — экологического, этнографического, историко-культурного. Необходимо чаще проводить такие форумы и инфотуры, знакомить иностранных журналистов с уникальными природными объектами, с историей тюрков, Великого Шелкового пути, организовать съемки совместных сериалов, где нужно показывать природные красоты страны.
О том, какие перспективы открывает перед страной развитие экотуризма, рассказала советник министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана Л. Рахманбаева. По ее словам, в Казахстане очень много красивых мест, но о них мало кто знает. Нужно активно их пропагандировать, и в первую очередь посетить их должны сами казахстанцы.
В соседней стране так же активно развивается и медицинский туризм. В этом плане у Казахстана тоже большой потенциал, но он не используется сполна. Восемь отечественных клиник прошли аккредитацию JCI (Joint Commission International). Из восьми шесть находятся в столице и две в Алматы. Это говорит о том, что потенциал уже есть, и у нас есть конкурентные преимущества: очень мягкая ценовая политика, хорошая природа для реабилитации после операций. Наши конкурентоспособные ниши — кардиохирургия, детская нейрохирургия, ЭКО, пластическая хирургия. В Казахстане создана Ассоциация медицинского туризма. Инициаторы намерены активно привлекать иностранцев, желающих получить медуслуги в нашей стране.
Л. Барба, главный редактор проектов на социально-экономическую тематику общественного телеканала «Молдова-1», рассказала, как в ее стране синергия государства, СМИ и НПО в развитии туризма принесла хорошие результаты. И сегодня бренд Молдовы «Древо жизни» узнаваем во всем мире и привлекает туристов из разных стран. А в 2018 году был снят видеоролик с участием художника-графика, который внешне очень похож на Бреда Пита. Все, кто смотрел его, были уверены, что посетить Молдову их приглашает не двойник, а сама голливудская звезда. Такой пиар-ход сработал, и сегодня множество туристов мечтают провести Винные каникулы в Молдове.
Спикер А. Тузун, директор фонда «Евразийское культурное и спортивное сотрудничество», сообщил, что в сентябре следующего года Астана примет V Всемирные игры кочевников. Огромное значение имеет возможность продемонстрировать не только спортивную доблесть, но и открытость и гостеприимство, поделиться богатым культурным наследием предков. Нужно показать всему миру туристический потенциал Казахстана. В этих соревнованиях планируется участие команд из самых разных уголков планеты, даже из тех стран, которые традиционно не являлись кочевыми. Спортсмены будут соревноваться по таким национальным видам спорта, как қазақ күресі, көкпар, құсбегілік, асық ату, аударыспақ, тоғызқұмалақ, а также многим другим, культивируемым в зарубежных странах, имеющих единые корни.
Участники форума обсудили также такие вопросы, как особенности
PR-службы в индустрии туризма, влияние искусственного интеллекта на журналистику и новые медиа, формирование казахского контента посредством нейросетей и другие.
В завершение мероприятия журналисты из разных стран договорились налаживать взаимодействие, осуществлять совместные проекты, обмениваться опытом по расширению информационного пространства.
Салтанат Абдижаппарова
Фото автора
и предоставлено Фондом тюркоязычных журналистов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!