До начала нового учебного года остаются считанные дни. Насколько готовы к нему государственные вузы области, чем наступающий учебный год будет отличаться от прошедшего для студентов и преподавателей? Об этом – из первых уст.
По мнению ректора ЮКГУ им. М. Ауезова, доктора исторических наук, профессора, академика НАН РК Д. Кожамжаровой (на снимке), Covid-кризис стал уникальным триггером для развития высшего образования. Главное — осмыслить приобретенный опыт, сделать выводы и просчитать возможные варианты развития событий в новом учебном году. Чем все лето и занимался профессорско-педагогический состав вуза.
— Дария Пернешовна, на что было обращено основное внимание при подготовке?
— Обсуждая перспективы нового учебного года, мы отрабатываем готовность к любому развитию событий в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране. В первую очередь — это ускоренный переход к цифровому университету. Продолжит свое развитие и дистанционное образование. Внедрять дистанционный формат мы решили в трех режимах: асинхронном, синхронном и смешанном. Асинхронный — это когда студенты изучают материал в удобное им время в соответствии с установленными преподавателем сроками. Синхронный — одновременное участие в занятиях, например, вебинар. Смешанный — совмещение синхронного и асинхронного в зависимости от педагогических задач. Образовательная среда не может быть виртуальной на сто процентов, тем более по специальностям, требующим практики в лабораториях. Следовательно, смогут выиграть вузы со смешанными форматами обучения, поэтому мы разработали свой алгоритм организации учебного процесса на 2020-2021 учебный год с традиционным, дистанционным и смешанным обучением в зависимости от задач, поставленных перед студентами. Так, лекции могут проходить в онлайн-формате, а практические и лабораторные – в традиционном.
— Достаточное ли в вузе техническое обеспечение для такого формата обучения?
— На сегодня у нас имеется 21 сервер, закупаем еще три и четыре коммутатора третьего уровня. Ширина канала интернет-соединения (провайдер KazRena) — 900 мегабит, скорость работы ПО «Прометей» — 1 гигабит в секунду. Хотелось бы подчеркнуть эффективность информационной среды университета. У нас активно работает Центр обслуживания студентов (ЦОС), при нем горячая линия и саll-центр, есть виртуальная приемная комиссия. Оборудуются специализированные интерактивные классы на 60 мест, оснащенные IP-камерами. Разрабатывается прокторинговая система на основе распознавания и идентификации лица, апробация которой планируется на октябрь. Кроме того, планируется приобрести 400 компьютеров, сто ноутбуков и сто моноблоков. Имеется круглосуточный открытый доступ к цифровой библиотеке университета, работает телестудия, где идет разработка видеозанятий.
— Не помешало ли изменение условий работы вуза, вызванное карантином, дуальному обучению?
— На сегодня дуальное обучение в университете ведется по 30 образовательным программам. В этом направлении вуз активно работает с предприятиями-партнерами. Как результат — высокий процент трудоустройства наших выпускников — 75-100 процентов. Могу поделиться последними хорошими новостями: в рамках проектов программы «Эразмус+» ЮКГУ выиграл грант «Развитие дуального образования в Казахстане (Kazdual)» и стал четвертым вузом в РК, задействованным в этом проекте. Мы впервые стали гранд-холдерами! Наши вузы-партнеры: университет Магдебурга (Германия), Таллинский университет прикладных наук (Эстония), Педагогический университет Инстбурга (Австрия), Независимое агентство по обеспечению качества в образовании АССИН, КазНПУ им. Абая, КарГУ, Семипалатинский университет Шакарима. В проект впервые включены Карагандинский высший политехнический колледж, Семипалатинский электротехнический колледж и колледж ЮКГУ им. М. Ауезова.
— Расскажите о планах на ближайшее будущее.
— Мы нацелены на генерацию новых компетенций, подготовку лидеров, транслирующих культуру и мышление предпринимательства. Именно в этом университет видит свою миссию. В 2025 году ЮКГУ будет успешным предпринимательским университетом — драйвером развития экономики региона. Наши стратегические цели направлены на формирование модели предпринимательского университета; на вхождение в топ-100 бизнес-вузов Евразии и в топ-5 Казахстана. ЮКГУ формирует программу развития на основании запросов потребителей южного региона и Шымкента, где мы будем выступать исполнителем инновационных разработок и исследований, а бизнес — активным потребителем инноваций. Думаем, что в данном направлении бизнес региона нас поддержит. Уверены, учитывая научно-образовательный, кадровый потенциал ученых и поддержку стейкхолдеров, сможем обеспечить наш регион востребованными, высококлас-сными специалистами. Мы хотим стать центром обучения предпринимательским компетенциям, подготовки лидеров бизнеса, производственных компаний малого и среднего бизнеса. А также планируем открыть Серебряный университет, то есть обучать людей «серебряного» возраста (пенсионеров), чтобы они продолжали экономически активную жизнь. Одним словом, будем развивать инновации на пользу обществу.
И. ПРИТУЛА
Высочайшая опасность заражения и распространения коронавируса присутствует в студенческой среде, чем в остальных объектах, в особенности, в весенне-осенне-зимний. При подтверждений инфекций в ВУЗе, СУЗе, ущерб, включая психологический, будут серьезным, могут быть приостановлены обучение одной или нескольких групп, вплоть до закрытия учебного заведения. Обрадует мнение ректора ЮКГУ им. М. Ауезова, главное — осмыслить приобретенный опыт, сделать выводы и просчитать возможные варианты развития событий в новом учебном году.
Только вызывает некоторое сомнение, лекции могут проходить в онлайн-формате, а практические и лабораторные – в традиционном. Мое, санврача-ветерана, мнение в период карантина, рекомендую: 1)лекции и практические и лабораторные для 1-х курсов должны проходить в традиционном, потому что первокурсники должны общаться с преподавателями с глазу на глаз, знакомиться с жизнью учебного заведения; 2)для 2-х и выше курсов лекции — в традиционном, а практические и лабораторные должны проходить 50% в онлайн-формате, 50% — в традиционном.