Мир высшего образования не будет прежним

19 Авг 2020 11:44
Количество просмотров: 2391

До начала нового учебного года остаются считанные дни. Насколько готовы к нему государственные вузы области, чем наступающий учебный год будет отличаться от прошедшего для студентов и преподавателей? Об этом – из первых уст.

По мнению ректора ЮКГУ им. М. Ауезова, доктора исторических наук, профессора, академика НАН РК  Д. Кожамжаровой (на снимке), Covid-кризис стал уникальным триггером для развития высшего образования. Главное — осмыслить приобретенный опыт, сделать выводы и просчитать возможные варианты развития событий в новом учебном году. Чем все лето и занимался профессорско-педагогический состав вуза.

— Дария Пернешовна, на что было обращено основное внимание при подготовке?

— Обсуждая перспективы нового учебного года, мы отрабатываем готовность к любому развитию событий в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране. В первую очередь — это ускоренный переход к цифровому университету. Продолжит свое развитие и дистанционное образование. Внедрять дистанционный формат мы решили в трех режимах: асинхронном, синхронном и смешанном. Асинхронный — это когда студенты изучают материал в удобное им время в соответствии с установленными преподавателем сроками. Синхронный — одновременное участие в занятиях, например, вебинар. Смешанный — совмещение синхронного и асинхронного в зависимости от педагогических задач. Образовательная среда не может быть виртуальной на сто процентов, тем более по специальностям, требующим практики в лабораториях. Следовательно, смогут выиграть вузы со смешанными форматами обучения, поэтому мы разработали свой алгоритм организации учебного процесса на 2020-2021 учебный год с традиционным, дистанционным и смешанным обучением в зависимости от задач, поставленных перед студентами. Так, лекции могут проходить в онлайн-формате, а практические и лабораторные – в традиционном.

— Достаточное ли в вузе техническое обеспечение для такого формата обучения?

— На сегодня у нас имеется 21 сервер, закупаем еще три и четыре коммутатора третьего уровня. Ширина канала интернет-соединения (провайдер KazRena) — 900 мегабит, скорость работы ПО «Прометей» — 1 гигабит в секунду. Хотелось бы подчеркнуть эффективность информационной среды университета. У нас активно работает Центр обслуживания студентов (ЦОС), при нем горячая линия и саll-центр, есть виртуальная приемная комиссия. Оборудуются специализированные интерактивные классы на 60 мест, оснащенные IP-камерами. Разрабатывается прокторинговая система на основе распознавания и идентификации лица, апробация которой планируется на октябрь. Кроме того, планируется приобрести 400 компьютеров, сто ноутбуков и сто моноблоков. Имеется круглосуточный открытый доступ к цифровой библиотеке университета, работает телестудия, где идет разработка видеозанятий.

— Не помешало ли изменение условий работы вуза, вызванное карантином, дуальному обучению?

— На сегодня дуальное обучение в университете ведется по 30 образовательным программам. В этом направлении вуз активно работает с предприятиями-партнерами. Как результат — высокий процент трудоустройства наших выпускников — 75-100 процентов. Могу поделиться последними хорошими новостями: в рамках проектов программы «Эразмус+» ЮКГУ выиграл грант «Развитие дуального образования в Казахстане (Kazdual)» и стал четвертым вузом в РК, задействованным в этом проекте. Мы впервые стали гранд-холдерами! Наши вузы-партнеры: университет Магдебурга (Германия), Таллинский университет прикладных наук (Эстония), Педагогический университет Инстбурга (Австрия), Независимое агентство по обеспечению качества в образовании АССИН, КазНПУ им. Абая, КарГУ, Семипалатинский университет Шакарима. В проект впервые включены Карагандинский высший политехнический колледж, Семипалатинский электротехнический колледж и колледж ЮКГУ им. М. Ауезова.

— Расскажите о планах на ближайшее будущее.

— Мы нацелены на генерацию новых компетенций, подготовку лидеров, транслирующих культуру и мышление предпринимательства. Именно в этом университет видит свою миссию. В 2025 году ЮКГУ будет успешным предпринимательским университетом — драйвером развития экономики региона. Наши стратегические цели направлены на формирование модели предпринимательского университета; на вхождение в топ-100 бизнес-вузов Евразии и в топ-5 Казахстана. ЮКГУ формирует программу развития на основании запросов потребителей южного региона и Шымкента, где мы будем выступать исполнителем инновационных разработок и исследований, а бизнес — активным потребителем инноваций. Думаем, что в данном направлении бизнес региона нас поддержит. Уверены, учитывая научно-образовательный, кадровый потенциал ученых и поддержку стейкхолдеров, сможем обеспечить наш регион востребованными, высококлас-сными специалистами. Мы хотим стать центром обучения предпринимательским компетенциям, подготовки лидеров бизнеса, производственных компаний малого и среднего бизнеса. А также планируем открыть Серебряный университет, то есть обучать людей «серебряного» возраста (пенсионеров), чтобы они продолжали экономически активную жизнь. Одним словом, будем развивать инновации на пользу обществу.

И. ПРИТУЛА

1 комментария в “Мир высшего образования не будет прежним

  1. Высочайшая опасность заражения и распространения коронавируса присутствует в студенческой среде, чем в остальных объектах, в особенности, в весенне-осенне-зимний. При подтверждений инфекций в ВУЗе, СУЗе, ущерб, включая психологический, будут серьезным, могут быть приостановлены обучение одной или нескольких групп, вплоть до закрытия учебного заведения. Обрадует мнение ректора ЮКГУ им. М. Ауезова, главное — осмыслить приобретенный опыт, сделать выводы и просчитать возможные варианты развития событий в новом учебном году.
    Только вызывает некоторое сомнение, лекции могут проходить в онлайн-формате, а практические и лабораторные – в традиционном. Мое, санврача-ветерана, мнение в период карантина, рекомендую: 1)лекции и практические и лабораторные для 1-х курсов должны проходить в традиционном, потому что первокурсники должны общаться с преподавателями с глазу на глаз, знакомиться с жизнью учебного заведения; 2)для 2-х и выше курсов лекции — в традиционном, а практические и лабораторные должны проходить 50% в онлайн-формате, 50% — в традиционном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *