Цены на ГСМ поползли вниз. Но как-то странно
Новые ценники на автозаправках радуют глаз и настраивают на умеренный оптимизм. Правда, снижение почему-то почти не коснулось самого дешевого в этой линейке — дизельного топлива. Осторожные прогнозы сводятся к тому, что бензин может еще немного подешеветь до начала весенних полевых работ. Дальше ценообразование на этом очень специфическом рынке не берутся предсказывать даже профессиональные гадалки. С соляркой все намного грустнее.
Рынок — это не всегда плохо
«На этот раз снижение цен на бензин вызвано исключительно действием рыночных механизмов, — комментирует ситуацию на АЗС председатель Туркестанской областной ассоциации автозаправщиков «Жанар Жанармай» К. Камбаров. — Это тот редкий случай, когда они сработали на благо конечного потребителя. Благодаря проведенной модернизации отечественные НПЗ увеличили выпуск бензина примерно на 30 процентов. Потребность же в автомобильном топливе зимой каждый год снижается по объективным причинам: затишье в сельском хозяйстве, сокращение количества личных автомобилей в связи с погодными условиями.
Если в весенне-осенний период область потребляет примерно 70 тысяч тонн бензина в месяц, то зимой суммарные продажи на АЗС редко дотягивают до сорока. За счет этих двух факторов образовался избыток бензина по всей цепочке опт-розница. Сегодня оптовая цена АИ-92 — 130-132 тенге за литр. Легко вспомнить недавние времена, когда она преодолевала 180-тенговый рубеж. Соответственно, снизили цены розничные продавцы».
Снижение цен на ГСМ минимально затронуло дизельное топливо. Литр солярки на автозаправках области по прежнему за 180 тенге. По оценкам специалистов, причина несуразно высоких цен на самый дешевый в производстве вид автомобильного топлива — его дефицит.
Спрос не вызвал предложения
«Дизельное топливо в период между посевной и уборочной всегда дешевело опережающими темпами, — поясняет К. Камбаров. — Основной потребитель солярки — сельхозтехника, и в промежутке между полевыми работами спрос на нее резко падал. Этой зимой наблюдается устойчивое повышение цен из-за недостатка дизтоплива на рынке. НПЗ переориентировались на производство высокооктанового бензина, и образовался серьезный дефицит солярки. Спрос, даже в зимнее время, превысил предложение, и цены поползли вверх. Хотя благодаря теплой погоде в нашей области не возникало необходимости в зимнем дизтопливе. Отечественная солярка замерзает при температуре ниже 15 по Цельсию, и автовладельцы вполне обходились летним топливом.
В конце февраля, когда начнется отгрузка ГСМ по фиксированным ценам для сельского хозяйства, можно прогнозировать некоторую стабилизацию цен на дизельное топливо. Сейчас идет конкурсный отбор компаний-операторов госпрограммы поддержки сельхозпроизводителей, которые будут реализовывать топливо по фиксированным ценам».
Вопрос, достаточно ли исключительно рыночных механизмов, чтобы цены на бензин и солярку у нас не плясали каждые полгода и можно было с большей уверенностью планировать свою работу всем, кто использует автотранспорт, остается открытым. По авторитетному мнению людей, много лет работающих на рынке ГСМ, государство не должно устраняться из этой сферы.
Государство, вернись!
» Принципиальная позиция, моя лично и членов ассоциации автозаправщиков, остается неизменной. Государственное регулирование рынка автомобильного топлива необходимо. Не только розничного, как это практиковалось у нас до недавнего времени, но и оптового. Тогда в сочетании с использованием рыночных механизмов мы сможем добиться стабилизации цен, — говорит К. Камбаров.
— Сегодня прогноз цен даже на ближайшее время — просто гадание на кофейной гуще. Хотя такие предсказания приходится регулярно видеть даже в серьезных СМИ. При действующей схеме ценообразования никто, даже на самом верху бензиновой пирамиды, не может достоверно предсказать, как сложится ситуация через месяц-два, не то что через год или пятилетку. По-хорошему, цены на ГСМ должны закладываться в наши планы развития экономики. Планируем же мы ежегодную инфляцию в пять-шесть процентов, в общем и целом удается удерживать ее в этом коридоре. Хотя рыночные законы действуют и здесь. С бензином и дизтопливом необходимо действовать точно так же — регулировать цены в установленных пределах. Это стратегические товары, которые определяюще влияют на всю линейку цен в стране. Отдавать их на произвол рыночной стихии — от лукавого. Тогда можно будет с гораздо большей достоверностью планировать все остальное — от бюджетов страны и регионов до собственного малого и среднего бизнеса. Планировать на средне- и долгосрочную перспективу. Учитывая, что мы живем не в вакууме. Принимать во внимание ценовую политику ближних и дальних соседей и выстраивать собственную стратегию.
Колебания цен на товары и услуги, напрямую зависящие от цен на ГСМ, будут минимальными. Вроде бы за четверть века после ликвидации плановой экономики всем должно стать понятно, что рынок сам ничего «по своим местам» не расставит. Об этом говорит весь мировой опыт и наши собственные шишки, набитые на этом тернистом пути».
У соседей — те же проблемы
Самый крупный соседний рынок ГСМ — российский — лихорадит не меньше: чих отдавался у нас кашлем — треть объема потребления автомобильного горючего покрывалась за счет экспорта из РФ. Проблема была решена в конце прошлого года. После модернизации трех своих НПЗ Казахстан обеспечен собственным бензином. Надолго ли — мнения разные. Как и о том, сколько все же нам надо нефтеперегонных заводов для полного счастья.
У соседей проблемы один в один, как наши. Это тот случай, когда чужие неприятности не радуют. Единое торговое пространство делает нас взаимозависимыми. Особенно в такой чувствительной для всей экономики и каждого человека сфере. Соседские аналитики констатируют, что отрасль нефтепереработки срочно нуждается в модернизации, иначе в России очень скоро будет острый кризис качественного, экологически пригодного, по современным меркам, автомобильного топлива. Мы этот этап, слава богу, завершили. Правда, об экспорте нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью вместо сырой нефти пока не заикаемся. Российские эксперты отмечают опасность, что если возобновится рост цен на нефть, то перерабатывающие предприятия нарвутся на предусмотренное законом 15-процентное повышение таможенных пошлин на топливо. Там считают, что это может просто убить переработку, и первыми погибнут небольшие НПЗ. Как уже сейчас балансируют на грани закрытия многие независимые АЗС. Интересно, что с независимыми экспертами вполне солидарен налоговый департамент Минфина РФ.
Очень похоже на отечественные реалии рынка ГСМ, с которого методично, год за годом, вытесняются мелкие и средние розничные продавцы, и он все очевиднее монополизируется несколькими сверхкрупными сетями АЗС, тесно афилированными с оптовиками. В России считают, что вопрос о повышении цен на бензин является по сути политическим. В нем, как в капле воды, отражается закулисная, но от этого не менее острая, дискуссия о том, существуют ли нефтяные компании, чтобы поддерживать государство, или государство существует, чтобы обслуживать нефтяные компании. Причем большей частью эти компании квазигосударственные, но периодически они бунтуют против правительства, исходя исключительно из своих шкурных интересов.
Запасы роста
На сегодняшний день не все так плохо на бензиновом рынке. Пока нефть на отечественные НПЗ поступает по внутриказахстанским ценам. Не дай нам Бог, достигнуть в этом мирового уровня. По оценкам экспертов, если наши нефтеперерабатывающие заводы будут получать нефть по мировой цене, то бензин АИ-95/96 будет стоить 1,3 или 1,5 евро за литр. Сравните с сегодняшними ценами и возрадуйтесь!
Догнали и перегонят
Буквально на днях зафиксирован без преувеличения исторический факт — цены на бензин в США и России сравнялись! Кто кого догнал или наоборот, вопрос праздный. Главное — российским капиталистам удалось сделать то, чего не смогли большевики. Идея товарища Хрущева догнать и перегнать Америку стала реальностью. А Кузькина мать досталась собственным автомобилистам.
Америку наконец-то догнали. А что перегонят, можно даже не сомневаться, зная аппетиты хозяев нефтянки. Они, к нашему большому сожалению, ненасытны не только у северных соседей. Средние цены на бензин в России и Северо-Американских Штатах сравнялись на отметке $ 0,68 за литр. Надо учитывать, что, в отличие от нашей страны, где разница в цене литра ГСМ между областями редко превышает несколько тенге, там все гораздо сложнее. Средняя цена для российских просторов — понятие достаточно условное. Как средняя зарплата или средняя температура по палате. В некоторых регионах РФ в январе 2019-го стоимость автомобильного топлива на четверть выше и продолжает расти. Дешевле только дизельное топливо. Пока. Тенденция на российском рынке ГСМ не оставляет автовладельцам надежд на светлое будущее. Наоборот, в России бензин дорожает, в США — дешевеет. Осенью прошлого года литр горючего в Штатах в среднем стоил
$ 0,83. Затем предложение превысило спрос, и в полном соответствии с законами рынка цены поползли вниз. По прогнозам самих американцев, снижение цен продолжится, так как, несмотря на трамповскую перестройку и ускорение темпов экономического развития, устойчиво снижается потребление горючего.
В России и у нас цены на бензин растут из-за увеличения налоговой нагрузки, элементарной жадности и спекуляции монополистов. В качестве успокоительного бонуса можно отметить, что до уровня Франции нам всем еще как пешком до Парижа. Там средняя цена бензина — $ 1,62.
Наша страна по ценам на автомобильное топливо пока позади если не планеты всей, то, по крайней мере, коллег по ЕАЭС. Это тот случай, когда отставание, даже временное, почему-то радует. Следом идет Россия, если брать средние цены. Скажем, на Чукотке бензин уже дороже, чем в соседних США, — $ 0,85 за литр. В Беларуси еще дороже.
Игорь Лунин