В конце прошлого года в Шымкенте открылась новая детская школа искусств «Нурсат», рассчитанная на 150 человек. Есть в ней, расположенной в микрорайоне «Астана», классы по обучению игре на домбре и кобызе, залы для занятий танцами, вокалом, иностранными языками, сценическим мастерством. А еще здесь есть студия мультфильмов «Алакай»,где ребята создают свой волшебный мир. Мы решили заглянуть по ту сторону экрана и посмотреть, как делаются анимационные фильмы.
Алтынсарин и «Майнкрафт»…
В новой студии еще пахнет свежей краской. Она небольшая, но оборудована всем необходимым. И, самое главное, здесь царит атмосфера творчества. Ребята создают своих вымышленных героев и настолько поглощены этим процессом, что не обращают внимания на посторонние звуки. Они там, в параллельном мире, вместе со своими персонажами совершают подвиги, огорчаются или радуются, пребывают в новых условиях и участвуют в событиях. В общем, фантазируют! И фантазиям их нет предела.
Девятилетний Жанторе Скендер зажал в тисках какую-то мелкую деталь и тщательно ее обтачивает напильником. На столе перед ним аккуратно разложены все персонажи его выдуманной истории. Она пока только в его голове, но герои уже умеют двигаться: шевелить головой, руками и ногами.
Спойлерить Жанторе не стал, сказал только, что мультфильм будет по рассказу писателя Алтынсарина и его персонажи выполнены в стиле игры «Майнкрафт».
«Мне нравится моя задумка. Сейчас я делаю персонаж — сестру украденного мальчика. Они у меня все необычные, — поделился Жанторе. — Самое сложное — это заставить героев шевелиться. Приходится скреплять мелкими гвоздиками все части тела. Мне не терпится увидеть результаты своего труда на экране».
В студии Жанторе занимается два месяца. Записала мама, но, по его словам, он не жалеет, что попал сюда. Стоит отметить, кроме студии мультипликации, Жанторе занимается здесь же в студии рисования и каратэ.
Он мечтает заработать много денег, а для этого, по мнению мальчика, необходимо хорошо учиться, иметь крепкое здоровье и идти к намеченной цели.
Усидчивости Жанторе не занимать — он терпеливо работает с очень мелкими деталями.
За соседним столом над своими персонажами корпит Нуралем Серикбай. Он посредством мультипликации расскажет историю, которая случилась лично с ним.
«Посмотрите, это мама, сынок и дочь, а вот собачка. Есть еще и другие персонажи, — знакомит нас Нуралем. — Я придумал, как они все должны выглядеть, во что одеты, какое выражение лица. Все они из моей жизни, это реальные люди».
Нуралем признался, что ему очень нравится придумывать и создавать своих героев.
«Когда Нуралем рассказал мне историю, по которой хотел бы сделать мультфильм, я сразу вспомнил картину «Опять двойка» художника Решетникова, — рассказывает руководитель студии «Алакай» М. Жаримбетов. — Показал картину Нуралему и предложил взять ее за основу. Это будет круто!»
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев
Удивительно, но обычно, юркие неугомонные мальчишки, оказывается, могут часами спокойно сидеть и заниматься своим любимым делом.
В студии они учатся не только рисовать, но и работать с мелкими деталями.
«Любое дело трудное, если оно неинтересно, — считает Максут Махамбеталиевич. — Мы с преподавателем по анимации Сабитом Серимбетовым стараемся увлечь ребят. И они не жалуются на трудности, потому что не замечают их — так увлечены созданием своего мультфильма.
Буквально на днях звонила мама Жанторе. Я отлучился по делам, и с ребятами занимался Сабит. Мама волновалась, почему сына до сих пор нет дома. Оказалось, мальчик так увлекся, что потерял счет времени и покинул студию позже положенного времени.
Хочу отметить, что сегодня в мультипликации тенденции к компьютерной анимации. Считаю, что детям 7-9 лет сидеть перед монитором часами вредно для здоровья. В этом возрасте им необходимо развивать мелкую моторику. У нас они учатся вырезать из бумаги своих персонажей, паять, пользоваться инструментами. Приобретают навыки, которые им необходимы для съемки фильма: надо, чтобы персонажи двигали головой, руками и ногами. Для плавного движения персонажа на экране большое значение имеют доли миллиметров…
Первый этап мы с ребятами уже прошли – у них развита мелкая моторика рук. Известный педагог Ушинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Чем больше сноровки в руках, тем лучше развивается мозг. К 15-16 годам, когда сформировался мозг и позвоночный столб, можно и за компьютером посидеть. Но это не значит, что детей мы совсем не подпускаем к гаджетам. Для того чтобы снять мультфильм, мы пользуемся фотоаппаратом, который подключаем к компьютеру, чтобы лучше видеть все движения персонажей. В конце урока они видят результат своей работы».
Процесс создания мультфильма кропотливый. Но все начинается с идеи. По словам М. Жаримбетова, многие дети теряются и не знают, о чем бы они хотели снять мультфильм. И задача педагогов подвести их к формированию и пониманию своей идеи.
«Сегодня, к сожалению, дети читают мало, и потому фантазия развита слабо, — считает руководитель студии. — Мы стараемся прислушаться к ним, понять их желания и подтолкнуть к идее, которая затем должна превратиться в сценарий. А что такое сценарий? Это документ, по которому будут идти съемки, где текст выверен, диалоги поставлены. Следующий этап — озвучивание. Ребенок сам озвучивает закадровый текст, диалоги или монологи, потому что съемки дальше идут по готовому звуковому треку. Персонажи уже должны быть готовы».
О детской непосредственности и праве на ошибку
Впрочем, по словам Максут Махамбеталиевича, в некоторых студиях, в отличие от «Алакая», сегодня не уделяют большого внимания написанию текстов.
«Дети даже название своего мульт-фильма пишут с ошибками, — рассказывает М. Жаримбетов. — Я считаю, что такой подход недопустим, педагог должен исправлять ошибки. В данном случае я не только руководитель, я — педагог. Поэтому стараюсь учить детей правилам орфографии: сделал ошибку — исправь. Но некоторые считают ошибки детской непосредственностью и оставляют их. Я с этим в корне не согласен». Есть такой популярный мультфильм «Сказка про оленев» детской студии «Поиск». Судя по озвучке, этот мультфильм сделал ребенок. Уже в названии допущена ошибка. И все бы ничего — можно списать на детскую непосредственность. Только вот начинается сказка словами: «Жил папа лось…». Спрашивается, про кого сказка-то: про оленей или лосей? Возможно, это маркетинговый ход, чтобы привлечь внимание.
«Я согласен, что нельзя взрослым влезать со своим восприятием в детскую анимацию, но все же направлять надо, — говорит М. Жаримбетов. – Убеждаю своих учеников: чтобы стать успешным человеком, надо читать, читать и читать. Книги развивают интеллект, учат красиво и правильно говорить, грамотно писать. Знания, почерпнутые из книг, дают правильный жизненный ориентир на примере тех или иных героев и их жизненных ситуаций. У современных детей, к сожалению, много времени отнимают гаджеты, и они забыли о книгах».
Пишто уезжает
Сегодня у детей огромный выбор мировых мультфильмов. Качество и смысловая нагрузка у них разная. Родители должны следить за тем, что смотрят их дети. Ведь во время просмотра мультфильмов, ребенок часто отождествляет себя с персонажами и начинает подражать им.
Некоторые родители используют телевизоры, сотовые телефоны или планшеты как нянек для своих детей. Малыши могут часами проводить время за просмотром мультфильмов. А современные мультфильмы — это быстро сменяющиеся кадры.
Известный факт, что у подрастающего поколения развивается клиповое мышление. Учителя уже бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. Родителям стоит обратить внимание на эту проблему.
«Лично я не очень люблю иностранные мультфильмы, — говорит Максут Махамбеталиевич. — Много неэстетичных персонажей. Обратите внимание, например, на постер мультфильма «Корпорация монстров». Персонаж вроде и улыбается, а глаза недобрые, злые, я бы сказал. Почему? Потому что улыбка — это визитная карточка американцев. Они всегда улыбаются, но далеко не всегда искренне. Когда человек улыбается от души, у него работает все лицо и, в первую очередь, глаза».
В студии «Алакай» стараются привить детям хороший эстетический вкус, который формируется в раннем детстве. Начиная с первого класса, детям надо рассказывать об искусстве, о мировых шедеврах изобразительного искусства, знакомить с классическими музыкальными произведениями. Учебники должны быть соответствующего качества.
У студийцев Жаримбетова есть такая возможность погрузиться в мир прекрасного.
Жанторе, например, нравится мульт-фильм «Пишто уезжает». Необычная история о жителях оренбургской деревни и о том, что не нужно путешествовать по дальним странам, чтобы найти себе друга.
Стоит отметить, что картина вызвала споры опытных мультипликаторов.
На первый взгляд, мультфильм мрачный, как сегодня говорят, не на позитиве. Но это лишь на первый взгляд. «Я решил посмотреть на реакцию детей во время просмотра мультфильма, — рассказывает Максут Махамбеталиевич. — И, знаете, дети оценили его и сказали, что это классный мультик».
На занятиях студийцам показывают конкурсные фестивальные фильмы, которые не увидишь в широком прокате. Например, испанский «Шанс на нормальную жизнь». В нем трагичная история мальчика-инвалида. Фильм о том, что жизнь штука непростая. В ней есть и радости, и горести, и не все так однозначно, как хотелось бы.
Или мультфильм о двух бабочках, которые встретились, но не успели насладиться дружбой. Пока думали-размышляли, дружить или нет, одной бабочки не стало, так как жизнь этих прелестниц коротка. Фильм об упущенных возможностях…
Окунуться в волшебный мир искусства есть возможность у всех воспитанников студии «Алакай». Правда, пока из-за карантина детей в студии немного, но, уверена, их будет в разы больше, как только снимут ограничительные меры.
Татьяна Бурдель
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!