Мусора больше, штрафы выше

10 Янв 2024 14:12
Количество просмотров: 419

Проблема утилизации бытовых отходов не теряет актуальности

Несмотря на постоянный контроль и использование данных спутниковой съемки, количество нелегальных мест складирования ТБО в Туркестанской области остается огромным.

«Работа по их выявлению, — рассказал начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования К. Абдуалиев, — постоянно в центре нашего внимания. В этом году космическими съемками на территории области было выявлено и ликвидировано 414 стихийных свалок ТБО. Поэтапно наращивается доля переработки мусора. В 2022 году полностью выполнен запланированный объем переработки ТБО. В 2023 году переработка достигла 23 процентов от общего объема мусора. На территории области действует 159 полигонов для утилизации ТБО. Однако 70 процентов из них не соответствует действующим санитарным требованиям».

В канун новогодних праздников состоялось даже специальное совещание по мусорным вопросам. Заместитель акима области Е. Кенжеханулы, руководство областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования, специалисты отрасли и представители департамента санитарно-эпидемиологического контроля и экологии обсуждали, как нам быть с растущими объемами ТБО и что делать с мусорными полигонами.

Управлением разработана дорожная карта оптимизации полигонов твердых бытовых отходов, приведения их в соответствие с экологическими и санитарными нормами, формирования эффективной системы управления отходами.

Поскольку накопленные твердые бытовые отходы являются вредными для окружающей среды и человека, их сбор, транспортировку и утилизацию поручено взять на постоянный контроль.

Трепетное и уважительное отношение к природе, которая дает нам необходимые ресурсы, важно воспитывать в обществе как одну из основных констант поведения человека независимо от пола, возраста и положения в обществе.

Восполняемый природный ресурс должен быть приоритетным направлением. Реки нужно чистить, на месте спиленного дерева сажать два, земли лечить, воспитывать и обучать грамотных и профессиональных агрономов. Возрождать селекционные институты. Заботиться о животных, а не кричать на всех углах об их вымирании. И это только малая часть того, что нужно сделать. Предлагается и увеличение сумм штрафов за нелегальные свалки и перевозку на них ТБО.

«Нелегальная утилизация ТБО, — сказал министр экологии и природных ресурсов Е. Нысанбаев, — отслеживается через спутник. Государство тратит на это немалые деньги.

Только за прошедший год 80 процентов таких свалок убрали. Но динамика из года в год не меняется. Некоторые предприниматели нанимают машины и вывозят строительный или бытовой мусор не в установленные места, а куда попало. В отношении таких представителей МСБ предлагаем повышение штрафа, предусмотренного КоАП, с 50 до 100 МРП. На сегодня это 360 тысяч тенге».

Выделение земли под места сбора и полигоны строительных отходов находится в компетенции акиматов. Дорожной картой области предусмотрено их создание. В мусорной проблеме мы, к сожалению, не отстаем от планеты всей.

«Нужен пошаговый план решения вопросов сбора, утилизации и переработки мусора, — говорит начальник отдела управления природных ресурсов и регулирования природопользования Б. Ибрагимова. — Его разработка стала актуальной в связи с принятием нового Экологического кодекса и разграничением функций: часть полномочий и обязанностей Минэкологии перешла к акиматам областей, районов, городов. Управлением разработан такой план. Чаще будут пересматриваться тарифы, чтобы учесть инфляцию и рост цен. До этого новый тариф рассматривался раз в пять лет. Теперь это будет делаться каждые три года. Методика расчета остается за Минэкологии. Суммы будут рассчитывать акиматы районов и городов. Им на местах виднее.

Предусмотрено требование в каждом районе открыть временные площадки для строительного мусора. Полигоны ТБО их не должны принимать. Это работа на опережение. Сейчас крупных нелегальных свалок строительного мусора нет. Большая часть используется как инертный материал. Теперь будут выделяться земли, разрабатываться проекты.

Для отслеживания маршрутов движения спецмашины вывоза ТБО будут оснащаться системами GPS и заноситься в единый общенациональный банк данных состояния окружающей среды и природных ресурсов. Этого требует Экологический кодекс».

Мусора, увы, с каждым годом будет все больше. Достаточно посмотреть на объем и количество слоев упаковки любого более или менее ценного продукта — от флешки до компьютера. Все это сразу же уходит в мусор. Солидный вклад в накопление ТБО вносит установка производителей на одноразовые вещи. Больше продашь — больше заработаешь. Времена техники, служившей двум поколениям владельцев, ушли в прошлое. Если не навсегда, то надолго. Мысль о том, что производитель в первую очередь заботится о вас, — утопия, глубоко противоречащая всем законам рынка. Он заботится исключительно о собственной выгоде. Наши интересы учитываются наряду с прочими составляющими коммерческого успеха. Но по минимуму, чтоб уж совсем покупателя не потерять.

Высшим пилотажем у производителей считается, когда поломки начинаются сразу после окончания гарантийного срока на изделие. У самых рыночно продвинутых есть специальные сотрудники. Их задача вносить в конструкцию такие изменения, чтобы агрегат непременно вышел из строя после окончания гарантийного срока. Причем это необходимо сделать очень аккуратно, не навредив репутации производителя. Примеры у всех на виду. Провод от зарядки перетирается за несколько месяцев. В BMW M5 мощностью более 500 лошадиных сил в коробке передач фрикционные диски изготавливают из прессованного картона. В принтеры ставят чип, останавливающий печать после заданного количество листов, хотя чернила могут еще оставаться. Для сокращения срока службы аккумуляторов, микросхем, экранов достаточно слегка увеличить напряжение.

Понимая опасность такого подхода, уже не где-то в далеком будущем, а прямо завтра, Европейская комиссия три года назад приняла план действий, который стал одним из главных составляющих частей так называемого «Европейского зеленого курса». Среди всего прочего план подводит законодательную базу под требования к производителям о продлении жизни различных электронных устройств. Производителей обяжут использовать по максимуму переработанные материалы, а также упростить ремонт, переработку и повторное использование самих гаджетов. Ужесточаются требования законодательства об экодизайне на смартфоны, планшеты, компьютеры. Это может заставить производителей полностью переосмыслить не только дизайн продукции, но и внутреннее содержание.

Однако пока таких признаков евросознательности не замечается. Лучший пример, особенно классово близкий с учетом резкого и стабильного подорожания, — кассетные бритвы всех мастей. Небольшая выдержка из давней статьи: знаменитый изобретатель и прародитель абсолютного большинства современных бритвенных приборов (за что Кингу Кэмпу Жиллетту огромное спасибо от всех мужчин и женщин) разбогател вовсе не благодаря собственно изобретению станка со сменными лезвиями. Главным его изобретением, от которого потребитель страдает до сих пор и будет страдать до скончания века, был нестандартный маркетинговый ход, с тех пор ставший классическим: производитель бритвенных станков начал продавать их ниже себестоимости или вовсе раздавать даром для привлечения клиентов. Так он приучил потребителей к своей продукции и заставил их покупать все больше лезвий.

Такая модель бизнеса еще в XIX веке получила название «бритва-лезвие». Сегодня она с предельной откровенностью называется моделью «наживки и крючка», когда главный продукт продается по заведомо заниженной цене, а прибыль получается за счет многократной продажи расходников, без которых он не функционирует. Фактически речь идет об особой форме продажи в рассрочку: потребитель в итоге компенсирует издержки компании на производство главного продукта, покупая расходные материалы. Сам Жиллетт говорил об этом: «Не нужно жалеть денег на покупку рынка».

Он смог изменить мир — хотя и не в том направлении, о котором думал. Превратил бритье из специальной и небезопасной операции в легкую необременительную процедуру. Его изобретение дало человечеству новый вектор развития — за одноразовыми бритвами неизбежно последовали одноразовые ручки, одноразовая посуда, одноразовая одежда. Потом пришло время одноразовых компьютеров и автомобилей.

Конструктор из США Брукс Стивенс еще в середине ХХ века сформулировал главную идею современного производства: «Мы производим хорошую продукцию, убеждаем людей покупать ее, а год спустя осознанно заставляем эту продукцию выглядеть старомодной, устаревшей. Мы делаем это по важнейшей из причин: ради денег».

Кроме очевидной общей маркетинговой идеи все эти предметы современного обихода объединяет еще одно, намного более серьезное — все это быстро из желанного нового гаджета превращается в ТБО. А с их переработкой все крайне пессимистично. По крайней мере у нас.

«Малый и средний бизнес к переработке бытовых отходов, — говорит Б. Ибрагимова, — привлечь сложно. Расстояния и, соответственно, расходы большие, объемы маленькие. Как это ни парадоксально звучит, но производим мусора мы еще недостаточно для промышленных масштабов переработки. Речь идет о глубокой переработке. С сортировкой на пластик, металл, стекло мы в основном справляемся. Ежегодно наращиваем объемы, расширяется сеть. У нас перерабатывается 23 процента. В15 из 17 районов работают сортировочные цеха. Остальное, к сожалению, закапывается на полигонах ТБО. Это не лучший способ утилизации отходов. Нужна государственная поддержка. Сейчас из-за низких тарифов предприниматели в эту сферу не очень-то охотно идут. Сегодня у нас за вывоз бытового мусора — 43-150 тенге в месяц. В этой сумме сбор, вывоз, утилизация, обновление автопарка, содержание полигона и так далее. В начале любой бизнес надо поддерживать. По выявлению стихийных свалок вокруг населенных пунктов активно сотрудничаем с полицией, местными акиматами. Разработанная управлением дорожная карта включает и большой объем разъяснительной работы с населением. До людей необходимо доводить опасность несанкционированных свалок, ущерб, наносимый ими природе. Эта работа дает долгосрочный положительный эффект, если ведется с раннего возраста».

Министерством проводится актуализация Концепции «зеленой» экономики. Выработаны новые индикаторы, соответствующие целям устойчивого развития и нормативам ВОЗ. Всего по стране Министерством экологии совместно с общественностью, акиматами и природопользователями разработано 18 дорожных карт по решению экологических проблем регионов.

«В реализации концепции обеспечения перехода к рациональным моделям потребления и производства, — сказал министр экологии и природных ресурсов Е. Нысанбаев, — ключевыми являются повсеместное сокращение потребления ресурсов и переход к полной переработке промышленных и бытовых отходов с производством продукции. В рамках Концепции по переходу к «зеленой» экономике планируется к 2030 году достижение 40% доли переработки отходов, полное обеспечение населения услугами по вывозу мусора и приведение к санитарным нормам 95% полигонов ТБО. В стране отмечается рост доли переработки ТБО. Развивается инфраструктура раздельного сбора и сортировки. Сегодня из 207 городов и районов раздельный сбор на разных этапах внедрен в 142, а сортировка (ручная или автоматизированная) имеется в 102 городах и районах. Одним из важных вопросов является тариф. Во многих регионах тарифы не пересматривались в течение 4-5 лет и на сегодня являются заведомо убыточными».

Министерство планирует перезапуск механизма субсидирования спецпредриятий по обращению с отходами (ЭкоҚолдау), порядок выплат будет возобновлен в начале нынешнего года. Разрабатывается механизм льготного финансирования инфраструктуры по раздельному сбору, транспортировке, сортировке и переработке отходов за счет средств утилизационного платежа, поступивших в АО «Жасыл даму», по ставке вознаграждения 3% и сроком от 3 до 15 лет через «Фонд развития промышленности».

Планируется выделение 200 млрд. тенге на три года, формируется пул проектов.

 

 

 

Игорь Лунин

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *