Мы — ничьи!

13 Мар 2020 16:21
Количество просмотров: 3093

В одном из своих эссе библиотекарь костромской средней школы № 23 написала замечательные слова, характеризующие ее профессию: «Бернард Шоу сказал: «Библиотека — это память человечества». Значит, библиотекарь — это человек, который хранит эту память, выполняет великую миссию — не дает уйти в забвение тому, что было создано людьми на протяжении веков.

Да и профессия библиотекаря одна из самых древних: ей уже более четырех с половиной тысяч лет».

Просто романтика, а не работа, скажет читатель. Но только не школьные библиотекари. Хранители книг отмечают, что престиж профессии упал. И тому есть ряд причин. Профессия одна из самых низкооплачиваемых.

Своими чаяниями с редакцией «ЮК» поделились в коллективном письме «Мы — ничьи» школьные библиотекари Кентау.

«Школьные библиотекари — это та категория людей, которая терпеливо ждет лучших времен. Самая актуальная и болезненная проблема — статус школьного библиотекаря», — пишут отчаявшиеся работники школьных библиотек.

Во время посещения школьных библиотек Кентау бросалась в глаза убогость библиотечных помещений, полок и оборудования. Со времен СССР здесь мало что изменилось. В школах, построенных в 2000-ых, библиотеки отличают лишь более просторные и светлые помещения. Но никакой компьютеризацией-цифровизацией не пахнет нигде.

Для прояснения ситуации пообщался со школьными библиотекарями шымкентских общеобразовательных школ. Интересно, что пока корреспондента «ЮК» вели по коридору одной из школ, особо акцентировали внимание на то, что их библиотеку убирает уборщица, а не библиотекарь.

На вопрос, отличается ли профессия школьного библиотекаря от просто библиотекаря, все они ответили: «Несомненно». Школьный библиотекарь — профессия уникальная и не каждому по плечу. Он одинок и многолик: архивариус и сценарист, библиограф и библиофил, психолог и педагог, массовик-затейник и лингвист. Это работа с учебным и книжным фондами, разными группами читателей, педагогами, учащимися и их родителями.

Сетуют школьные библиотекари еще на то, что они, люди с высшим образованием, в штатном расписании школ являются техническим персоналом.

«Несмотря на большую рабочую нагрузку, школьный библиотекарь как ненужный придаток школы. Мы — не выдавальщики учебников и книг. Мы работаем в тесном контакте с учителями. Библиотека — культурный центр, позволяющий детям развиваться вне школьных программ. Но наш статус нигде и никак не определен», — правомерно возмущаются библиотекари кентауских школ.

Кстати, школьные библиотекари Назарбаев интеллектуальных школ имеют статус педагога-библиотекаря, что ставит их на одну ступень с учителями и дает возможность получить все что положено по новому Закону «О статусе педагога».

Но вернемся к библиотекарям обычных школ.

«С 1 января 2020 года повысили зарплату педагогам. Наравне с ними были повышены зарплаты работникам культуры, в том числе и в библиотеках, относящихся к Министерству культуры и спорта. Министерство образования и науки РК не стало повышать заработную плату школьным библиотекарям, так как мы не педагогические работники. Про нас просто забыли», — пишут в своем письме кентаусцы.

Справедливости ради стоит отметить, что государство, повышая зарплаты работникам бюджетной сферы в 2019 году, не забыло и про школьных библиотекарей. Если до 1 июня 2019 года сотрудник школьной библиотеки со стажем 2-3 года в городе получал 55869 тенге, а в сельской школе — 70859, то после заработная плата стала 70859 и 88573 тенге соответственно. По словам заведующей одной из шымкентских школьных библиотек, со всеми нагрузками, стажем и должностью ее зарплата дотягивает лишь до 90000 тенге.

По мнению школьных библиотекарей Кентау, это мизерная надбавка. В связи с этим они просят оперативно решить вопрос об уточнении статуса школьных библиотекарей. Подписанты считают, что необходимо признать педагогическую роль школьных библиотек, ввести повсеместно статус педагога-библиотекаря.

Тем более что школьные библиотекари наравне с педагогами учились в педагогических вузах по специальности «библиотекарь-библиограф».

Исходя из этого, кентаусцы ратуют за повышение заработной платы наравне с педагогами и трудовой отпуск до 56 дней.

Состояние школьных библиотек и статус их работников беспокоят не только кентаусцев. Некоторое время назад с аналогичными требованиями выступили школьные библиотекари Шымкента. Их возмущал факт, когда компания, выигравшая тендер на обеспечение школ учебниками, привозит книги в одну из городских школ, а дальше уже сами школьные библиотекари должны за свой счет нанимать транспорт и грузчиков, чтобы привезти учебники в свои школы.

Тогда по этому поводу чиновники городского управления образования ответили, что разберутся с недобросовестным подрядчиком.

Сложившуюся ситуацию прокомментировала специалист управления образования Туркестанской области Г. Абильхасова: «Мы рассмотрели и проанализировали требования. Но на своем уровне мы не можем приравнять школьного библиотекаря к педагогу».

О своих проблемах заявляют школьные библиотекари всей страны. В свою очередь профсоюзы работников образования Жамбылской и Мангыстауской областей написали письмо в управления образования своих регионов, где, ссылаясь на Постановление Правительства РК № 1193 от 31 декабря 2015 года, попросили повысить зарплату школьным библиотекарям.

«Пока Правительство не решит изменить статус школьных библиотекарей, ничего не изменится. Мы сегодня пытаемся преломить ситуацию, ссылаясь на рекомендации профсоюзных деятелей Жамбылской и Мангыстауской областей. Они, в свою очередь, ссылаются на это Постановление Правительства. Но согласно ему под повышение зарплаты с 1 января 2020 года подпадают работники культуры. А школьные библиотекари — это Министерство образования. В этом и есть проблема не только библиотекарей школ, но и школьных медсестер. Поэтому этот вопрос сейчас рассматривается в Правительстве РК. И в случае положительного решения Министерство образования Казахстана вышлет в управления образования всех регионов письмо», — разъяснил ситуацию юрист профсоюза работников образования и науки Туркестанской области Г. Акбердиев.

В этот раз первыми руку помощи школьным библиотекарям протянули в Мажилисе Парламента Казахстана. Депутатская фракция «Народные коммунисты» написала запрос на имя Премьер-министра А. Мамина, который был озвучен на одном из заседаний Мажилиса депутатом М. Магеррамовым.

Содержание запроса один в один совпадает с письмом кентауских школьных библиотекарей в редакцию «ЮК».

Однако проблемы школьных библиотекарей возникли не сегодня. Нельзя сказать, что эти требования появились вместе с Законом «О статусе педагога» и школьным библиотекарям просто стало завидно. О наболевшем школьные библиотекари говорили и намного раньше.

В мае 2011 года на пленарном заседании Мажилиса к министру образования и науки РК Б. Жумагулову обратился депутат Н. Сарсенов: «В своем обращении заведующая библиотекой П. Тойшибекова, библиотекарь В. Ким СШ № 39 Шымкента просят поднять вопрос о статусе школьного библиотекаря.

К сожалению, статус библиотекаря нигде не обозначен. В Законе РК «О культуре» от 15.12.2006 г. в статье 24 «Библиотечное дело» об этом ни слова. Назрела необходимость принимать меры.

Уважаемый Бакытжан Турсынович! Просим Вас рассмотреть данное обращение».

Обращение было услышано. Но для исправления ситуации ничего не сделано. Доказательством этому служит письмо кентауских школьных библиотекарей.

Наши библиотекари любят свою работу и готовы отдавать ей большую часть времени. Несмотря на трудности, они не уходят из школ, не ищут более легкой жизни. Единственное, чего они хотят, — чтобы их услышало государство и по достоинству оценило их труд.

Смогут ли что-то изменить в жизни школьных библиотекарей нынешние депутаты, покажет время. Но есть опасения, что во время очередной выборной кампании будет сказано много слов, которые после получения нужного результата просто забудутся. А школьные библиотекари останутся, по мнению чиновников, техническим персоналом, выдающим книги.

Владимир Привалов
фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *