Что означает на практике любовь к малой родине,
что означает программа «Туган жер»? Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба»
Президент РК Н. Назарбаев,
«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»
Это уже не фигура речи, а реальное состояние уникальных наскальных рисунков, самым древним из которых несколько тысяч лет. Здесь и изображения зверей, культовых сцен, и картинка из семейной жизни — папа, мама и малыш на прогулке, и множество других сюжетов жизни наших далеких и не очень предков. Здесь же иногда поверх творений художников ушедших эпох — «творчество» современников с недомодернизированным сознанием.
Из письма в редакцию «ЮК»:
«В ноябре 2017 года мы посетили галерею петроглифов Жузимди у подножья горы Большая Тура, где стали свидетелями «творений» вандалов. Масштабы ужасают. Помимо надписей, нанесенных поверх петроглифов, мы увидели сбитые кувалдой целые куски скальных поверхностей с изображениями. Очевидно, что никто охрану этого объекта не осуществляет. Собирая информацию, я наткнулась на статью в «Казахстанской правде» — интервью с директором нацпарка «Сырдарья-Туркестан» Б. Мошкаловым, где он говорит, что просил власти передать право охраны петроглифов нацпарку. Но вопрос так и не нашел своего решения. Статья вышла год назад.
Все мы, члены клуба, серьезно обеспокоены состоянием петроглифов, как граждане, патриоты своей области и страны. Надо ли говорить о значимости этого культурного наследия?! Мы группой хотели написать письмо в ведомство, которое должно организовать охрану, с приложением фотографий, запечатлевших акты вандализма (их у нас очень много). Но мы даже не знаем, какой департамент курирует этот вопрос и к кому обращаться. В связи с чем просим вас посодействовать в освещении проблемы, и если возможно, обратиться с журналистским запросом в соответствующие органы. Помогите, пожалуйста! Нам все равно, кто будет петроглифы охранять — государство или нацпарк. Главное — их сохранить!»
М. Абишева,
член некоммерческого
клуба горных туристов «Шымтау»
Уникальное наследие
Петроглифы Жузимди, или боралдайские петроглифы, как их обычно называют, — несколько групп наскальных изображений в горах Каратау Байдибекского района ЮКО. Статус памятника культуры местного значения им присвоен постановлением акима ЮКО №233 в 2010 году. Вот только статус от уничтожения не спасает. Выдержавшие все превратности тысячелетий, наскальные рисунки неумолимо исчезают под напором умелых рук и своеобразного мировосприятия неизвестных энтузиастов. Пока с высоких и не очень трибун идет поток призывов сохранить культурное наследие нашей земли, проводятся серьезные научные конференции с фуршетами и без, ученые и просто заинтересованные граждане ломают копья вокруг вопроса о степени сакральности разных дорогих сердцам местных жителей мест, эти умелые руки уже не только наносят свои надписи и рисунки поверх культурного наследия нации, но и активно приватизируют его фрагменты. Часть петроглифов вырублена, и процесс продолжается.
Многочисленные рисунки в горах Каратау, изображающие сцены из жизни древних скотоводческих племен, — ценный исторический источник, дающий представление об их хозяйственной и духовной жизни. Особую ценность представляют найденные в последнее десятилетие ХХ века около полусотни изображений военных колесниц и грузовых телег. Выполненные в таком же стиле рисунки есть в Жетысу. Боралдайские петроглифы — составная часть обширного ареала наскального искусства Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири, подтверждающего единство экономического уклада, культуры, сходство идей и представлений степных племен.
«Петроглифы берегут во всем мире. У нас граждане не понимают всей их значимости. А ведь это летопись предыстории человечества, когда еще не было письменности. Охрана здесь нужна срочно. Это же прекрасный туристический объект», — говорит директор Института археологии РК академик Б. Байтанаев.
Байдибекцы, ау!
Хронологически боралдайские петроглифы делятся на четыре группы: II тыc. лет до н. э. — эпоха бронзы, I тыс. лет до н. э. — железный век с преобладанием скифо-сакского «звериного стиля», VII-V вв. до н. э. со своей орнаментальностью и декоративностью, тюркский период, VI-IX вв. и казахские и суфийские циклы ХV-XIX вв.
У нижней группы петроглифов, самой доступной и потому наиболее пострадавшей от вандалов, установлена охранная табличка: «Камни с рисунками бронзового века находятся под государственной охраной». Но мало ли что на заборе написано… Строгая надпись никого не пугает и никто до сих пор не был пойман за руку при уничтожении культурного наследия. Причина проста до оскомины — статус памятника есть, а реальной охраны в лице человека с ружьем или хотя бы с дубинкой нет. В 2014 году администрация Сырдарья-Туркестанского государственного регионального природного парка выступила с инициативой передать территорию, на которой расположены наскальные рисунки, всего около тридцати гектаров, под охрану парка. Технические возможности для этого есть. Участок с петроглифами примыкает к территории особо охраняемой природной зоны, и парк готов взять на себя ответственность за сохранение уникальных изображений. Тогда же стартовал бумажный марафон, продолжающийся по сегодняшний день. Руководство парка шлет письма в акимат Байдибекского района и профильные управления акимата области. Безрезультатно. Выходит несколько публикаций в СМИ. Реакция нулевая. Разрушители меж тем активизируются год от года. Если в 2014-ом был поврежден только один рисунок, то сейчас счет пошел на десятки.
Проблема вполне решаема
Для организации на законных основаниях охраны местонахождения петроглифов не надо напрягать Астану и изменять целевое назначение или принадлежность земель. Вопрос решается на месте. Нужно всего-то установить на этой территории режим ограниченного землепользования, как это было сделано с полосой миграции архаров. Даем наводку: Закон об особо охраняемых природных территориях РК, ст. 65, п. 3: «Передача государственных памятников природы /…/ и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, осуществляется /…/ местными исполнительными органами /…/».
Редакция обратилась в областное управление природных ресурсов и природопользования, но ответа не получила. Осталась надежда только на инициативу снизу с поддержкой сверху. Между прочим из этих мест родом очень многие узнаваемые люди Казахстана. Может быть, крик души молодых патриотов, прозвучавший в письме в редакцию, разбудит в ком-нибудь из чиновников или депутатов от Байдибека дремлющую под грузом повседневных забот любовь к малой родине и ее истории. Ведь удалось же, правда, благодаря личному вмешательству возглавлявшего тогда область А. Мырзахметова, проложить коридор миграции для архаров. Вопрос сохранения боралдайских петроглифов не столь масштабен, но вряд ли менее важен.
√ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Петроглифы Жузимди, или боралдайские петроглифы, как их обычно называют, — несколько групп наскальных изображений в горах Каратау Байдибекского района ЮКО. Обнаружены и описаны в начале ХХ века. На них изображены бытовые сцены, охота, животные, родовые тамги.
Петроглифы разделены на две группы: одна расположена прямо на берегу реки Боралдай, другая — выше по склону. Ранние рисунки относятся к эпохе бронзы (две тысячи лет до н. э.). В 1986 году сотрудниками института «Казпроектреставрация» обнаружено около трехсот рисунков. Определены их хронологические рамки и сделана попытка семантического анализа. В 1995 году сотрудниками национального историко-культурного заповедника «Ордабасы» и в 1997 году сотрудниками Южно-Казахстанскоro историко-краеведческого музея найдена еще одна группа наскальных рисунков в полутора километрах к востоку от села Кapaтac у одноименной скалы. Рисунки на камнях расположены по двум сопкам, вытянутым вдоль ущелья.
Игорь Лунин
И много чего еще
Изображения, высеченные на скалах ущелий Каратау в эпоху бронзы и раннего железного века, найдены в ущельях Койбагар, Арпаозен, Майдамтал, Улкентура, Кысан, Жынгылшак, Кошкарата, Суюндиксай, в заповеднике Аксу-Жабаглы и других местах. В ЮКО наибольшее количество петроглифов обнаружено в Байдибекском районе.
Всего обнаружено 3045 композиций и отдельных изображений. К систематическому изучению богатейшего археологического материала горного массива Каратау отечественная наука всерьез только еще приступает. В прошлом году начала работу экспедиция Института археологии, исследующая местные пещеры.
«Именно здесь, — говорит директор института академик Б. Байтанаев, — мы надеемся найти останки хомо-эректуса, обитавшего в этих местах в каменном веке. Орудия труда, изготовленные этим предком хомо-сапиенса, здесь уже находили. Каратау – идеальное место для стоянки древних людей каменного века. Раскопки в большой пещере возле ручья Туттыбылак дали богатый археологический материал. Один из артефактов – сакский охотничий нож III-IV веков до н. э. Артефакты, обнаруженные в ходе раскопок, относятся ко времени от каменного века до XV века нашей эры. Фрагменты плавильных шлаков доказывают наличие здесь металлургического производства из местной железной руды. Исследование пещер Каратау будет продолжено в археологическом сезоне 2018 года. Работа рассчитана на много лет и должна дать нам цельную картину исторического пути человеческой цивилизации в этой местности как составной части истории всей Евразии».
Артефактам, скрытым под каменными завалами пещер, повезло больше, чем видным всем и каждому наскальным рисункам. В сырые и мрачноватые, населенные летучими мышами и местными легендами подземелья современные любители росписи по дикому камню проникают нечасто.
Ситуация предсказуемо изменится с ростом их известности как побочного эффекта работы археологов и внимания СМИ. Интерес к ним черных копателей будет усиливаться и встанет вопрос об организации охраны и этих исторических объектов. Хотелось бы, чтобы решен он был с опережением событий, и богатые артефактами пещеры Каратау не постигла судьба петроглифов.
Игорь Лунин
фото автора