На повестке дня вопросы водоснабжения и водоотведения

11 Сен 2024 17:37
Количество просмотров: 684

Шымкент облетела новость, что городской акимат намерен вернуть в государственную собственность ранее приватизированные стратегические объекты по водоснабжению и водоотведению.

Мнения горожан разделились. Одна часть — за возврат объектов в государственную собственность, другая же считает, что частник вполне успешно справляется с поставленной задачей. Но обо всем по порядку.

В конце августа в региональном центре коммуникаций Шымкента прошел брифинг с участием заместителя акима города А. Каримова и руководителя городского управления энергетики и развития инфраструктуры Р. Мендикулова, где спикеры рассказали о проводимой работе по возврату в госсобственность ранее приватизированных стратегических объектов.

В частности, заместитель акима рассказал: «С 1996-го по 1998 год в рамках демонополизации жилищно-коммунального хозяйства акимом Шымкента было принято решение о передаче систем водоснабжения и водоотведения города в конкурентную среду. В ходе передачи ряд объектов, среди которых два водозабора, очистное сооружение и автотранспортный цех единственного государственного коммунального предприятия города, был сегментирован в состав дочерних предприятий «Тассай-1» и «Тассай-2» — водозаборы, «Уникансервис» — очистное сооружение и «ТрансВиК» — автотранспортный цех. Далее созданные четыре дочерние предприятия, а также дополнительно два водозабора — Бадам-Сайрамский и Акбай-Карасуский — были переданы для приватизации».

Брифинг с участием заместителя акима города А. Каримова.

То есть с 1996 года объекты находились в частных руках.

Небольшая ремарка. Старожилы хорошо помнят, что в те годы с водоснабжением в городе были проблемы: бесконечные аварии и порывы. Жители верхних этажей многоэтажных домов жаловались на отсутствие воды в квартирах.

«Я хорошо помню то время, были проблемы с водой, — вспоминает пенсионерка Л. Трояновская. — Нам повезло больше, чем жителям многоэтажек, так как мы жили в частном доме. Но и у нас зачастую в кране не было воды. Запасались, ходили с ведрами к тем, у кого вода есть. У некоторых свои колодцы были. Нам было все же попроще, чем людям, которые жили на этажах. Ни помыться, ни кушать нормально приготовить, ни посуду помыть, ни постирать. За водой-то с этажей с ведрами не набегаешься. Радуюсь, что у моих детей и внуков такой проблемы сегодня нет. Открыл кран — и вот вода: хоть мойся, хоть стирай в любое время».

В 1998 году учредителями приватизированных организаций было принято решение о слиянии в единое ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг».

С тех пор прошло 26 лет. И, как справедливо заметила Л. Трояновская, в дома шымкентцев вода поступает бесперебойно.

Вернемся к брифингу и доводам спикеров.

Как рассказал руководитель городского управления энергетики и развития инфраструктуры, тарифы на водоснабжение в Шымкенте в разы выше, чем в Астане и Алматы.

«К примеру, если в Шымкенте тариф по водоснабжению для населения составляет порядка 85,20 тенге, то в Астане показатель в 1,09 раза ниже, или 78,15 тенге, а по сравнению с Алматы — в 1,5 раза, или 56,47 тенге. При этом удельных расходов на электроэнергию в Шымкенте существенно меньше, чем в Астане и Алматы. Для бюджетных организаций в Шымкенте тариф за воду составляет 543,19 тенге, в Астане — в 1,92 раза меньше, или 282,78 тенге, а в Алматы — в 2,8 раза ниже, или 193,85 тенге», — рассказал Р. Мендикулов.

Да, тарифы — это очень важная часть, которая бьет по карману горожан. Причем не только на услуги водоснабжения, но и на электроэнергию, газоснабжение, интернет и т.д. Про цены в магазинах, которые растут как грибы после дождя, можно и не говорить. К слову, из каких таких расчетов устанавливают цены шымкентские продавцы, загадка, решать которую власти города пока не спешат.

С тарифами попроще как-то будет. Более или менее понятно. Их утверждает департамент Комитета по регулированию естественных монополий, а раз он их утверждает, значит, доводы предприятий убедительные.

Если говорить конкретно о тарифах за услуги водоснабжения и канализации, то в сравнении с другими городами Казахстана Шымкент стоит на десятом месте.

Уровень тарифа и, соответственно, уровень оплаты за оказанные услуги зависят от численности потребителей, объемов реализации воды, инвестиционных составляющих.

Низкие уровни тарифов в Астане и Алматы связаны с низкими долями затрат на инвестиционные составляющие, средства, которые направляются на реконструкцию, обновление и модернизацию основных фондов (систем водоснабжения и водоотведения), а также на внедрение новых технологий, оборудование и технику.

Не секрет, что ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» развивается за счет собственных инвестиций, не используя государственные средства.

На брифинге шымкентцам пообещали, что возврат объектов в государственную собственность позволит проводить планомерную работу по сдерживанию тарифной стоимости на водоснабжение и водоотведение.

«Лично я за то, чтобы предприятие из частных рук перешло государству, — считает житель Шымкента С. Ахметов. — Это будет правильным решением. Ресурсы должны принадлежать народу. Считаю, что вернуть в государственную собственность необходимо и другие предприятия, такие как «КазТрансГаз Аймак», «Оңтүстiк Жарық Транзит», «3-Энергоорталык». Главное, чтобы были высококвалифицированные специалисты».

И это правда. Специалистов действительно не хватает. Поэтому в ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» занялись обучением специалистов и организовали учебный центр.

Кстати, о возврате… Попытки вернуть «3-Энергоорталык» в госсобственность уже были, но не увенчались успехом. Например, в 2006 году госпакет акций «Энергоорталык-3» был возвращен из доверительного управления в муниципальную собственность из-за финансовых сложностей. Но затем опять управлять стал частник. С 2018 года предприятие входит в состав Eurasian Resources Group — это одна из ведущих в мире компаний в сфере добычи и переработки природных ресурсов.

Для справки: по данным Минэнерго, на сегодня в Казахстане действует 37 теплоэлектроцентралей. Из них в частной собственности находятся 20 ТЭЦ, в коммунальной — 14, три квазигосударственные.

Вернемся к тарифам. В Шымкенте эксплуатационные затраты на один кубический метр произведенных и предоставленных услуг водоснабжения и водоотведения снижены до минимума. По этим показателям мегаполис занимает 16-е место по водоснабжению — 48 тенге (по другим городам затраты составляют в пределах от 120 до 52 тенге) и 15-е место по водоотведению — 36 тенге (по другим городам затраты составляют в пределах от 125 до 51 тенге) среди остальных городов Казахстана.

При анализе доступности коммунальных услуг за основу берут не размер утвержденного тарифа, а сумму конечной оплаты за фактическую полученную услугу. В Шымкенте 73,4% потребителей фактически платят за месячные услуги водоснабжения и канализации 268 тенге за человека. Это самый низкий показатель по сравнению с другими видами коммунальных услуг.

Инвестиционная составляющая в тарифах ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» — 42%. Эти средства идут на обновление и реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения. Данный показатель в Астане и Алматы составляет соответственно 3% и 9%.

С. Ефремов.

С 2009 года ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» были привлечены значительные инвестиции в систему водоснабжения и водоотведения за счет средств Европейского банка реконструкции и развития в сумме более 18 млрд. тенге. В Астане и Алматы такие крупные инвестиции со стороны внешних инвесторов в систему водоснабжения и водоотведения не привлекались.

Л. Мосолова.

«Я работала на очистных сооружениях с 1998 года. Оттуда и на пенсию меня проводили, — рассказывает Л. Мосолова. — Работала на песколовках. Это физический труд. Первое время сильно уставала, но потом привыкла. И знаете, не захотела менять место работы. У нас такой замечательный коллектив был, что уходить не хотелось. И вот два года назад побывала на родных КОС и так удивилась. Здесь все изменилось, теперь используют минимум рабочих рук — все автоматизировано. Я искренне порадовалась за сотрудников».

На шымкентских КОС на днях побывал и экоактивист, лидер общественного объединения «13 кардон.kz» С. Ефремов.

«Как только заговорили о передаче в госсобственность объектов водоканала, я решил поехать на КОС и своими глазами все увидеть, — рассказывает С. Ефремов. — Вода напрямую связана с национальной безопасностью, и ситуация с водой в стране напряженная.

Думаю, в перспективе может быть еще хуже. Решил обратить на это пристальное внимание. Я приехал на КОС с целью посмотреть, есть ли частнику что скрывать, как здесь работают. И работают ли, пустят ли меня на частную территорию? Знаете, меня пропустили. Сразу отмечу, если не знать, что это очистные сооружения, можно подумать, что ты в ботаническом саду находишься.

Был приятно удивлен. Я стоял в трех метрах от камеры первой очистки стоков. Представляете, что это такое? Все городские канализационные стоки поступают сначала сюда. Так вот я стоял рядом и не чувствовал неприятного запаха. Конечно, КОС — это не шоколадная фабрика, запах все же присутствует, но не такой удушающий, как был еще несколько лет назад. В то время даже по объездной дороге проезжали в нескольких километрах от КОС, приходилось окна закрывать. А теперь по территории КОС свободно передвигаешься, и нет сильного запаха. Еще один большой плюс — это специалисты. На любой мой вопрос я сразу получал четкий и грамотный ответ. Что еще поразило, так это конечный результат работы КОС. Набрал бутылку воды, и она была чистой. На взгляд ее очень сложно отличить от питьевой воды. Представляете, какая сложная работа здесь проводится. И что немаловажно, как мне рассказали, предприятие не расходует государственных, наших народных, средств. Оно «крутится» на своих денежных ресурсах.

Делаю выводы. Первый — КОС работают качественно, второй — здесь работают профессионалы, третий — это ноль затрат бюджетных средств. Добавлю еще, что водоканал использует свою выработанную энергию. Всегда хвастаюсь тем, что наша вода одна из самых вкусных. Не только на юге, но и в стране. Поезжайте в Шардару и попробуйте там водичку. Ее же пить невозможно, но тем не менее люди за нее платят. Говорят, что у нас вода дорогая. Согласен, не самая дешевая, но качественная и безопасная. А за качество надо платить. Лично я буду лучше платить за хорошую воду, чем пить неизвестно что, но зато дешево. Выбор, конечно, за каждым, но меня все устраивает. Я тоже за то, чтобы вернуть государству объекты. Многие частники используют ресурсы не по назначению. Но вернуть конкретно ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» не согласен. Да, предприятие в частных руках, но в руках умелых и профессиональных».

Поэтапная очистка воды.

Что касается экологии, на предприятии утверждена и выполняется программа экологического контроля: мониторятся качество очистки сточных вод, сбросы загрязняющих веществ, выбросы в атмосферу от станционных источников, размещение отходов производства.

На днях прошло заседание Правительства РК, на котором заместитель Премьер-министра К. Бозумбаев доложил о модернизации энергетической и коммунальной инфраструктур, эффективном управлении водными ресурсами и развитии региональной сбалансированной политики.

По словам вице-премьера, проведен масштабный анализ для изучения состояния существующей энергетической и коммунальной инфраструктур в каждом регионе. Согласно анализу действующих энергетической и коммунальной инфраструктур, текущий износ сетей составляет от 70% до 97%, на 13 предприятиях водоснабжения — от 70% до 100%, на 24 предприятиях водоотведения — от 70% до 100%.

Для снижения износа ниже 50% необходимо привлечь на водоснабжение порядка 900 млрд. тенге для модернизации 5,3 тыс. км сетей, на водоотведение — более 1,3 трлн. тенге на 3 тыс. км сетей.

До конца года предполагается масштабировать утвержденные социальные нормы потребления коммунальных услуг по видам источников. Они будут учитывать объективно необходимые объемы ресурсов для потребления физическими лицами. В случае потребления свыше утвержденных норм предполагается дифференциация тарифов и расценок.

Аэротенк в действии.

В рамках проекта Водного кодекса предполагается передача функции тарифного регулятора от Министерства национальной экономики в Министерство водных ресурсов и ирригации по услуге «подача поливной воды». Будут выработаны новые правила формирования тарифа в водной отрасли, в том числе по введению дифференцированных тарифов в зависимости от видов культур, объема потребления, наличия или отсутствия водосберегающих технологий и приборов учета.

И вот в свете этой информации есть ли стопроцентная гарантия того, что, изъяв в госсобственность часть объектов ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», не нарушится цепочка четкого взаимодействия всех подразделений? А это может привести к очень печальным последствиям.

 

 

Татьяна Бурдель

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “На повестке дня вопросы водоснабжения и водоотведения

  1. Шымкентцам повезло, мы действительно пьем самую вкусную и качествеггую воду. А «Водоканал» сумел не только сохранить, но и создать образцовую систему водоснабжения миллионного города без бюджетных трат. Зачем все рушить?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *