На защите наших прав

21 Авг 2019 11:06
Количество просмотров: 1803

Сотрудники департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по г. Шымкенту о работе и о себе.

Жить так, чтобы люди уважали и дети гордились

За плечами руководителя департамента Д. Каинбердиева — 13 лет работы в этой сфере и все ступеньки карьерного роста.

Начав с ведущего специалиста, Дархан Абилкасымович поднялся до руководящих должностей, какое-то время поработал в центральном аппарате, а затем возглавил новый департамент, созданный сразу после присвоения Шымкенту статуса города республиканского значения.

«Когда я начинал работать, бывало, приходилось и по подвалам, и по чердакам лазить, — рассказывает Д. Каинбердиев. — Когда удавалось найти проблему и вернуть обратившимся жителям начисленные выше нормы суммы по тарифам, люди благодарили. Тогда я понял, что нашел свое призвание. Сейчас всегда говорю молодым специалистам: старайтесь вникнуть, разобраться, помочь, если по закону потребитель прав. Придет время, и тебя будут вспоминать добрым словом, а дети будут тобой гордиться. Молодежь это обычно вдохновляет.

Да, работа у нас связана с постоянным стрессом. Потребители, не найдя правды у монополистов идут к нам, бывает, что срываются на сотрудников. Мы же, если есть нарушения, инициируем проверки. За десять месяцев существования департамента мы оштрафовали «КазТрансГаз Аймак» больше, чем на 40 миллионов тенге и вынесли предписания об устранении нарушений.

Когда начинали работать, было огромное количество жалоб. Я встречался с руководителем каждого предприятия и озвучивал им свою позицию, что нельзя так работать, что потребитель всегда прав. Шымкент — теперь третий город Казахстана и должен быть примером для других населенных пунктов. Вроде бы мы друг друга поняли, и теперь нарушений стало значительно меньше».

С верой в успех и силу закона

Несмотря на молодой возраст, у исполняющего обязанности руководителя отдела контроля за соблюдением законодательства и исковой работы М. Серикбаева два высших образования и ни одного проигранного судебного процесса.

Мардан признается, что сначала бывало сложно. Ведь в суде ему приходилось встречаться с маститыми, опытными юристами. Но буквально через пару месяцев он освоился.

«Много бывает сложных ситуаций, — рассказывает М. Серикбаев. — Иногда после нашей победы в суде представители монополистов, оспаривая решения, доходят до Верховного суда. Но и мы готовы идти до последней инстанции. Конечно, юристы у них очень опытные. Есть среди них и бывшие судьи, и бывшие прокуроры. Но это меня не пугает. Знаю: закон на нашей стороне, и, как бы то ни было, мы уверены в своей правоте. Главное — всегда быть готовым к любым поворотам сюжета. А для этого нужно всегда быть в курсе всех новшеств в законодательстве, которое довольно часто меняется. Конечно, очень важны настрой и мотивация. Для меня лучшая мотивация — осознание того, что люди будут рады моей победе. Это очень стимулирует. Единственная проблема — нехватка времени. Иногда так хочется, чтобы в сутках было 48 часов».

Беседы, буклеты и масса открытий

Руководитель отдела защиты прав потребителей М. Тулебаев разъяснительной работой среди населения занимается уже много лет.

И все это время Марат Турсенбаевич не перестает удивляться тому, как мало люди интересуются своими правами и возможностями.

«Мы постоянно встречаемся с коллективами учреждений образования и здравоохранения, — говорит М. Тулебаев. — И каждый раз я убеждаюсь, что уровень правовой осведомленности, даже у людей с высшим образованием, невысокий. После наших презентаций они признаются, что сделали для себя массу открытий.

Еще одна часть нашей работы — анализ обращений граждан. Письменно люди в основном жалуются на коммунальные услуги, а устно — на розничную торговлю. К нам человек обычно обращается уже на взводе, поэтому сначала приходится успокоить и только потом говорить по теме. Кто-то, следуя нашим рекомендациям, идет и делает, как предусмотрено законодательством, а потом звонит и благодарит. А кто-то начинает шуметь, обещает жаловаться на то, что мы вместо него не ходим и ничего не делаем. Надеюсь, что когда-нибудь люди будут более ответственно строить свои отношения с торговцами и наконец-то сделают кодекс, защищающий их права, своей настольной книгой».

Ее величество Цифра

Главный специалист отдела регулирования естественных монополий и цен А. Сартаев уже 25 лет чаще имеет дело не с людьми, а с цифрами.

Хотя ему не приходится выслушивать возмущения пострадавших от произвола недобросовестных продавцов и зажимать нос, пробираясь по подвалам, работа его отдела, незаметная большинству людей, приносит потребителям огромную пользу.

«Наш отдел в основном работает со специалистами субъектов естественных монополий, которые занимаются ценообразованием, — рассказывает А. Сартаев. — То есть они должны обосновывать свои затраты, которые входят в тариф, не завышать их. К сожалению, это у нас происходит постоянно. Например, когда местные субъекты предпринимательства предоставили нам отчеты за 2018 год, мы увидели, что в тарифе заложено больше затрат, чем израсходовано средств на самом деле. Поэтому мы издали приказ по возврату этих средств потребителям. То есть для 30 субъектов ввели временные компенсирующие тарифы на общую сумму 386 миллионов тенге. И это не единичный случай. Кроме того, по поручению Главы государства с 1 января 2019 года снизили тарифы на все коммунальные услуги (воду, канализацию, тепло, электроэнергию, газ) на сумму 4 млрд.тенге. Да, работа в нашем отделе очень ответственная, ведь даже одна поставленная не туда запятая может стать причиной серьезных неприятностей. Но я все равно считаю ее самой интересной и полезной».

И в дождь, и в зной

Маму троих детей, Г. Мырхиеву, в рабочее время чаще всего можно встретить на каком-нибудь рынке. Но не потому, что она большая прогульщица и любительница поторговаться. Просто Гульмира Керимбаевна работает в отделе расследований нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках.

Счастливая мама троих детей, она сейчас ждет четвертого малыша. Но это не мешает Г. Мырхиевой в зной и ветер, холод и дождь каждый день обходить десятки торговых точек.

«Есть субъекты естественных монополий, а есть доминанты рынка. Вот с последними как раз мы и работаем, — рассказывает Г. Мырхиева. — В случае поступления заявления от потребителей о том, что повысилась цена на какой-то товар, мы ищем инициатора этого повышения, выясняем, есть ли ценовой сговор. Если есть, составляем протокол и направляем дело в суд. Постоянно держим под контролем цены на социально значимые товары, еженедельно мониторим цены на уголь, ежедневно — на ГСМ. Несмотря на все трудности, очень люблю свою работу и рада, что приношу пользу обществу».

Ирина Притула
фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *