Юрий Васильевич Кунгурцев — первый и единственный за 100 лет, что выходит областная общественно-политическая газета «Южный Казахстан», главный редактор, которого не назначили «сверху», а единогласно избрали журналисты и технический персонал.
Прецедент, но факт. В 1986 году ушел на пенсию Роман Прокопьевич Зуев — человек с богатым журналистским и партийным опытом, возглавлявший редакцию 13 лет.
Это какую репутацию, уважение надо было иметь, чтобы весь коллектив встал горой за Кунгурцева: «Быть ему нашим редактором!»
И обком партии пошел навстречу пожеланиям южанковцев: утвердил на бюро кандидатуру народного редактора.

В редакции командовал сильный пол
Я не застала этих демократических новаций. Пришла в «Южанку» в июле 1988 года: по семейным обстоятельствам переехала с севера Казахстана на юг.
За плечами были работа в областной газете и билет члена КПСС. Мне очень повезло: только что освободилось место в отделе партийной жизни. Туда меня и взял главред Юрий Васильевич Кунгурцев. А желающих попасть тогда в штат «Южанки», как выяснилось, выстроилась целая очередь. В редакцию, как на работу, например, приходила вездесущая Наталья Шеховцова, официально не состоявшая в штате. Пробегала по всем кабинетам. Ей давали задание: сходить и написать о каком-то мероприятии и т.д. Через день-другой она прибегала с материалом. И была счастлива до небес, когда ее заметка появлялась в газете. У «Южанки» была целая армия внештатных корреспондентов. Работа в ней и сотрудничество с ней считалось престижным.
Редакция находилась на улице Иляева (бывшая Полторацкого). Там же пребывал коллектив областной общественно-политической газеты «Оңтүстік Қазақстан». У каждой редакции — по этажу. Центр города. Рядом была областная типография — единственная тогда в Чимкенте, где верстали и печатали нашу газету.

В принципе, приняли меня благожелательно. А коллектив был мощный. Впервые довелось работать бок о бок с мэтром — выпускником знаменитого Литературного института им. Горького в Москве Виктором Грозным. Он возглавлял «штаб» редакции — секретариат. Руководил планированием, выпуском номеров «Южанки». Контролировал работу всех творческих подразделений. Выглядел ответсек под стать своей фамилии. У него были изданные сборники стихов. В общем, знаковая фигура в редакции. В секретариате работали два зама ответсека и художник-ретушер, который доводил газетные фотографии до нужного для печати формата.

Творческий коллектив той поры на 85 процентов был мужским. Сильный пол командовал парадом. Главный редактор, два его зама, заведующие отделами партийной жизни, пропаганды, промышленности и экономики, сельского хозяйства, советского строительства, информации, корреспондентской сети — все мужчины. И только в двух — культуры и писем — верховодили дамы. Одна из них — боевая и энергичная Жанна Алексеевна Тарасенко — возглавляла отдел культуры, а всегда собранная и обстоятельная Наталья Борисовна Коса — писем.
Гудел отдел культуры, в котором начинала южанковскую биографию яркая журналистка, будущий заместитель главного редактора «Южного Казахстана» Нина Олеговна Казорина. Все новости о театральных и кинопремьерах, только что изданных интересных книгах, выставках и т.д. можно было узнать в этом всезнающем кабинете. Отдел в буквальном смысле бурлил и притягивал к себе как магнит. Кстати, в те годы журналисты «ЮК» регулярно ходили на просмотры мировых шедевров и новых художественных фильмов в кинозал областного кинопроката, располагавшегося на улице Байтурсынова (бывшая Рубинштейна).
В отделе советского строительства трудилась Инна Горская — супруга заместителя редактора Николая Коломыцева, курировавшего промышленность и экономику. В редакции была еще одна образцовая творческая супружеская пара Казорина и Дорогов.
Не могу не назвать и первых наших красавиц той поры — Луизу Гаджиеву и Нину Ишутину, статьи которых вызывали большой общественный резонанс.

Из «Южанки» Нина ушла собкором республиканской газеты «Казахстанская правда» по Чимкентской области.
Отдел партийной жизни, в котором начиналась моя южанковская биография, возглавлял Степан Катвицов. Работалось с ним легко. Позже узнала, что он вырос в детском доме. Оттуда попал разнорабочим в типографию. Из печатников (начинал с газетных заметок, получил высшее образование заочно) перекочевал в профессиональные журналистские ряды. Одним словом, сам себя сделал. А наставником в отделе стала Любовь Ивановна Хмурова — журналист со стажем, секретарь партийной организации «ЮК». Хорошо помню отчетную кампанию в партийных организациях, которую газета широко освещала. С первым секретарем Чимкентского горкома партии В. Шеманским довелось побывать на отчетных партийных собраниях промышленных гигантов: ЧПО «Фосфор», ОАО «Шымкентшина». Рабочие поднимали волновавшие их проблемы. Реакция на критику в газете с этих отчетов была моментальной. Однажды в редакцию примчался директор городского автобусного парка, которого фосфорники раскритиковали за задержку и срыв графика движения автобусов в промышленную зону. Бил руками в грудь, заверяя, что меры приняты. И чтобы газета срочно об этом написала.
А все потому, что критические материалы печатного органа обкома партии отслеживались. И многие выносились на бюро для обсуждения и принятия мер. Газету уважали и боялись.
За каждым письмом — человек
Когда заведующая отделом писем Н. Коса собралась на пенсию, Ю. Кунгурцев назначил меня в этот отдел. Тогда это газетное подразделение было боевым и кипучим. В редакцию шел поток писем со всей области, самых дальних ее окраин. В отделе была специальная должность — учетчик писем. Их регистрировали в специальном журнале. Указывались Ф.И.О. автора, его адрес, о чем обращение. Пустой оставалась графа о судьбе письма и принятых мерах. Она заполнялась позже. Всю эту нудную работу, отправку официальных запросов, ответов читателям блестяще выполняла всеобщая редакционная любимица Людмила Алексеевна Левенчук. Обязательная, интеллигентная, с великолепной памятью, добрейшей души человек. В ее хозяйстве был образцовый порядок. Однажды Людмила Алексеевна рассказала, что еще до войны ее отца, советского чиновника, направили в Чимкент. Здесь она окончила пединститут, получила филологическое образование. Счастливо вышла замуж за чимкентского полиграфиста, причастного к выпуску областных газет. И через него пришла в «Южанку».
Юрий Георгиевич Кирюхин — новый главред «Южного Казахстана» — позвал пенсионерку Людмилу Алексеевну в личные секретари. Она пребывала в его приемной, пока не нашли ей замену.
Письма читателей — кладезь для журналистов. Все пять университетских лет нам, журфаковцам, постоянно вдалбливали: за каждым письмом в газету стоит человек, его судьба, и ты обязан ему помочь! В «ЮК» коронной была рубрика «Командировка по письму читателя». Помню в подробностях первую поездку по жалобе, прилетевшей из дальнего овцеводческого совхоза «Комсомол» в Чардаринском районе.
Святая журналистская заповедь: век живи — век учись. Однажды я не восприняла всерьез жалобу посетительницы о срубленном дереве: срубили, ну и что… А курировавший отдел писем заместитель главного редактора Георгий Ильич Голубев, однозначно большой патриот Чимкента, эмоционально преподнес мне поучительный урок. О срубленном дереве тут же написала в очередном обзоре писем, которые регулярно выходили в газете.
Отдел писем научил внимательно работать с документами. В редакцию тогда часто приходили участники Великой Отечественной войны. Кто-то показывал удостоверение, а кто-то — нет. Для меня было главным: за чем человек пожаловал в газету. Уже не помню, вроде с бытовым вопросом пришел мужчина, представившийся участником ВОВ. Обговорили его проблему. А потом разговор зашел о войне. О бетонированных дотах на берегу Дуная в Будапеште, которые мой собеседник «брал» штурмом. И которые во время турпоездки в Венгрию я видела своими глазами. «Фронтовик» наговорил что-то лишнего. И я попросила у него документы. Он показал книжицу из военкомата. А там запись: не годен к военной службе.
С журналистскими дипломами
В редакционном коллективе погоду делали профессиональные журналисты: главред Ю. Кунгурцев — выпускник отделения журналистики филологического факультета Уральского государственного университета им. А. Горького, Н. Коса, Н. Казорина, я — выпускница журфака Казахского госуниверситета им. С. Кирова, С. Фролов — журфака Ташкентского госуниверситета, И. Ишутина — журфака Воронежского госуниверситета, Л. Гаджиева — журфака Ленинградского госуниверситета, Л. Ковалева — отделения журналистики Алматинской высшей партийной школы, Л. Доброта — журфака Киевского госуниверситета.
Университетские знания активно использовались на практике. Из командировки, длившейся, как правило, несколько дней, нужно было обязательно привезти очерк о передовике или герое в любой сфере. Это считалось высшим пилотажем. Это была не просто констатация фактов, надо, чтобы присутствовали художественные элементы. В советской журналистике очерк был на первых позициях.

На ежедневных планерках, летучках раз в неделю говорили о творческих находках, ляпах, в том числе о газетной многожанровости. Однозначно самым трудным был фельетон — жанр сложный, специфический. Но и он тоже присутствовал в газете.
Я застала время, когда творческий потенциал был на высоте. Работал механизм, когда лучшие газетные материалы собирались и выпускались в книжном варианте. Примером был главный редактор Юрий Васильевич Кунгурцев — журналист с писательским талантом, автор нескольких уже изданных книг. По большому счету, творческая жилка и жажда писать перекрывали административно-командные качества.
Заводной, амбициозный Олег Быстров — лидер по натуре. Он освещал деятельность правоохранительных органов, тесно контактировал с милицией и параллельно с главной газетной работой выпускал детективные сборники. Эта традиция писать книги пришла от старшего поколения южанковцев — Федора Чирвы, Юрия Ряженцева, Олега Постникова. Из этой плеяды застала только Олега Постникова. Он скончался в 1989 году. Хоронила его вся редакция.
Ветераны-фронтовики

Из участников Великой Отечественной войны в редакции тогда работал гвардии старший сержант Иван Акимович Савченков, кавалер двух орденов Отечественной войны, Красной Звезды, медали «За боевые заслуги». Он возглавлял отдел сельского хозяйства. Эту отрасль знал как свои пять пальцев. Основательный, интеллигентный.
Пенсионер-фронтовик Василий Тимофеевич Филонов, побывавший в плену у фашистов и невероятным образом сумевший сохранить в неволе свой партийный билет, постоянно приходил в редакцию как в родной дом. Добрый, светлый человек. Чувствовалось, что не мог жить он без общения с коллегами. Редакционные стены его грели.
Частым гостем был и участник Великой Отечественной войны, член Союза художников и Союза журналистов Казахстана Мажит Шагиевич Бараисов. Он работал художником-ретушером в нашей газете. Его работы — портреты южан, рисунки, карикатуры — иллюстрировали журналистские материалы. И это была фишка «Южанки». Бараисовская династия продолжилась в «ЮК»: его младшая дочь Руфина после журфака тоже работала у нас. Вышла замуж за коллегу из сельхозотдела Александра. И они уехали в Россию покорять сибирские просторы.
Активно сотрудничал с газетой Василий Михайлович Тришев — человек с активной жизненной позицией. По специальности технарь, он постоянно приносил в газету свои материалы. Сам находил актуальные темы. Его публикации имели резонанс. Творческие гены отца передались его сыну. Он окончил журфак Ленинградского госуниверситета. Но в Чимкент не вернулся: женился на чешке-однокурснице и уехал с ней в Прагу.

Ночные дежурства в типографии
Сейчас цифровые технологии позволяют быстро верстать газетные полосы. А в 80-90-е годы прошлого столетия это был адский труд. Наши тексты, написанные ручкой на бумаге, поступали в машбюро, где их печатали машинистки. Первой скрипкой там была Алла Федоровна Науменко, проработавшая у нас до пенсии. Строчила она на пишущей машинке как из пулемета. И без единой ошибки! Сейчас ее дочь Оксана Локтионова — незаменимый специалист в нашем компьютерном цехе.
Журналисты брали отпечатанные материалы. Перечитывали их и отдавали в секретариат. Тексты снова правили. В секретариате делали макет, прикладывали к нему материалы. Курьер относил их в типографию. А там статьи набирали на специальных машинах линотиписты, отливали металлические строки. Из них и верстались газетные полосы. Их бумажные оттиски проверяли корректоры и передавали на читку дежурному редактору.
Для него в областной типографии была специальная комната. Все без исключения корреспонденты по графику в день выпуска газеты заступали на смену дежурным редактором. Эта смена очень часто затягивалась далеко за полночь. Машины не было. Домой приходилось добираться как получится.
Дежурный редактор на планерке держал ответ. Анализировал номер: что понравилось, что нет. Нес персональную ответственность за допущенные ляпы и ошибки. Дисциплина и ответственность были жесткими.
Сегодня «цифра» стала благом для газет, освободила и журналистов, и полиграфистов от кучи проблем. Развязала нам руки.
Он был больше чем главный редактор
Я благодарна коллективу «Южанки», в котором начиналась моя чимкентская журналистская биография. И прежде всего главному редактору Юрию Васильевичу Кунгурцеву. Благодаря ему я осталась в этом коллективе.
Имя моего первого чимкентского редактора занесено в «Википедию» — многоязычную общедоступную интернет-энциклопедию. Его стихи, лирические миниатюры, рассказы, повести, очерки — полное собрание сочинений хранится в фондах Национальной библиотеки Республики Казахстан (г. Алматы).
Отдельные издания — в фондах Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена (г. Санкт-Петербург).
Журналистское документальное исследование «Крест митрополита» о расстреле в чимкентской Лисьей балке в 1937 году именитых иерархов православной церкви хранится в Церковно-археологическом музее Казахстанского Митрополичьего округа.
Юрий Васильевич снискал авторитет и уважение как переводчик произведений казахских авторов на русский язык. Талантливый человек, тысячу раз права народная мудрость, талантлив во всем.
Татьяна Корецкая
фото А. Разметова и из архива
В наших соцсетях : Telegram-канал, Telegram-канал найдете много интересного, только важные и новые события! Наш Instagram. Подписывайтесь!