Наш ответ Тesla: шымкентские электрокары

8 Апр 2022 16:57
Количество просмотров: 3075

За электромобилями — будущее! Автомобили с электротягой должны прочно войти в жизнь каждого казахстанца. Причем не когда-нибудь потом, а сегодня. Ведь это, во-первых, экологически безопасно, а во-вторых, экономно.

Так считает молодой предприниматель из Шымкента Н. Сейсембаев. Причем Нурсултан не на словах, а на деле в рамках «зеленой»  экономики работает над тем, чтобы у граждан нашей страны была возможность приобрести электрокар по доступной цене. Второй год вместе с партнерами он реализует проект по конвертации автомашин в электромобили.

Н. Сейсембаев

Если честно о том, что в Шымкенте можно установить электродвигатель, слышу впервые. Хотя автосервис находится недалеко от редакции, на соседней улице. Журналистское любопытство берет верх. Связываюсь с ребятами и в назначенный день прихожу в гости. Н. Сейсембаев организовал для меня экскурсию.

В современном салоне с интересным дизайном припарковано несколько автомобилей. В самом центре – красный Golf. Это первая ласточка. Именно с этого автомобиля все началось.

Нурсултан рассказал, что всегда знал, что будет производить что-то свое, казахстанское. Еще учась в университете в Великобритании на инженера, вместе с друзьями он разработал приложение по определению свободных парковок. Дело в том, что в Англии это довольно серьезная проблема. Порой авто приходится оставлять далеко от места назначения, так как нет свободных мест на стоянках. Парковочные места можно оборудовать специальными датчиками, которые будут передавать данные, занято оно или нет.

Вернувшись в родной город, Н. Сейсембаев с двумя друзьями, с которыми учился за рубежом, решил открыть свой бизнес. Ребята занялись производством люксовой одежды, затем перешли на пошив нижнего белья. Попробовали свои силы и в выпуске натуральной косметики. Оба бизнеса и сегодня приносят неплохую прибыль.

А потом молодые предприниматели заинтересовались электрокарами. Ведь это мировая тенденция. Все крупнейшие производители авто намерены увеличить долю их выпуска, а некоторые и полностью перейти на их производство в будущем. А в Казахстане эта ниша пустует.

«Мы проанализировали море информации, — говорит Нурсултан. — Стали искать специалистов по электронике. Обратились к программистам из Алматы. И каково же было наше удивление, когда они сообщили, что в Шымкенте есть парень-энтузиаст, который уже несколько лет занимается разработкой электродвигателя. Так мы вышли на Ерлана Рахматуллаева. Самое интересное, что он работает в сфере искусства, но со школьных лет увлекался автомобилями, сам их разбирал и собирал. Никто его этому не учил. В Golf он самостоятельно установил электрический двигатель. Это как раз та самая машина. Мы пригласили к сотрудничеству Ерлана и его помощников. Построили этот современный автосалон, приобрели необходимое оборудование, запчасти.

Сегодня к продаже уже готовы четыре автомобиля, конвертированные в электрокары: это ретромобиль Ford Taunus TC 1974 Fastback, Volkswagen Golf MK3, BMW Z3 — для драг-рейсинга, BMW X1 — для ралли, а следующий наш проект — Rolls Royce Silver Spirit II класса люкс. Машины купили в Алматы, доставили в Шымкент, поменяли двигатель, полностью обновили салон, перекрасили».

По словам Нурсултана, главное преимущество производимых его компанией электродвигателей в том, что заряжать их можно от обычной розетки в 220 Вольт. На полную подзарядку уходит 7-8 часов. Хватает ее на 300 км. Установка такого двигателя стоит недешево. Стоимость начинается от четырех с половиной миллионов тенге. Но зато какая экономия! А какая польза для окружающей среды! Гарантия и сервисное обслуживание — более пяти лет.

Чтобы лично убедиться в преимуществах электромобиля, мне предложили тест-драйв на спортивном авто. За рулем тот самый Ерлан — мега-мозг компании. Пристегиваем ремни и трогаемся с места. Что удивило меня в первую очередь, так это бесшумность. Никаких вредных выхлопов. Скорость машина набрала моментально. Мощность — 500 лошадиных сил! И это далеко не предел. По словам Ерлана Рахматуллаева, скорость можно спокойно увеличить в два, а то и в три раза. Одним словом, когда мы вернулись в салон, я для себя решила, что когда-нибудь у меня обязательно будет электрокар.

Сейчас команда работает над конвертацией двух машин для шымкентских автовладельцев. Крупный заказ поступил и от французско-сенегальской компании. Необходимо произвести прототип двух электрокаров. То есть здесь уже предстоит не переделать двигатель, а полностью с нуля собрать автомобиль.

«Это творческий процесс, — рассказывает Н. Сейсембаев. — Нам самим интересно проверить свои силы. Уже приступили к реализации данного проекта. Завершить его должны за 15 недель. Если заказчик все одобрит, то по этим образцам начнут выпускать электромобили».

На прощание Нурсултан сказал, что компании нужна помощь государства. К сожалению, сегодня они ее никак не ощущают. Обращение в государственные органы не дало результатов. Конечно же, пионерам всегда тяжело. Но ведь это ниша, которая сегодня в стране пустует, и развитию данной отрасли необходима всесторонняя поддержка.

«В первую очередь на законодательном уровне нужно решить вопрос с установкой электродвигателей. Если по газовым двигателям есть какие-то нормативы, то по электрическим нет. Проблема существует и с площадками для тест-драйва. Их попросту нет в Казахстане. Где нам проверять наши автомобили? Пока тестируем их за городом и в самом мегаполисе. И, пожалуй, главный вопрос — государственная поддержка разработок электродвигателей. Нам она очень требуется. На свою разработку в данный момент мы собираемся оформить патент. Содействие государства нам в перспективе необходимо и в запуске производства запчастей для электродвигателя. Это позволит существенно снизить его себестоимость. Сейчас запчасти покупаем в России и Китае».

С. Абдижаппарова
Фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *