Пробка-гигант
С 23 марта 2021 года на протяжении недели весь мир наблюдал за самым масштабным транспортным коллапсом современности: контейнеровоз Ever Given с 20 тыс. контейнерами на борту, следовавший из Китая в Роттердам под флагом Панамы, во время прохождения через Суэцкий канал в условиях песчаной бури отклонился от курса и сел на мель.
В итоге в заторе оказалось более 450 судов. Образовалась гигантская пробка, которая затронула экономические интересы огромного количества стран.
Редко, но метко!
Инциденты, аналогичные нынешней ситуации, в Суэцком канале случаются нечасто.
Самый громкий эпизод произошел в 2004 году. Тогда 7 ноября танкер Tropic Brilliance, шедший под либерийским флагом и имевший на борту более 140 тыс. тонн сырой нефти, из-за поломки навигационного оборудования сел на мель около города Исмаилия. Он полностью заблокировал движение: у южного и северного входов в канал скопилось более 100 судов. В результате аварии никто из членов экипажа не пострадал, угрозы окружающей среде создано не было. Судно удалось снять с мели лишь 9 ноября. По оценкам специалистов, убытки Египта составили примерно 24 млн. долларов.
Еще один случай длительного ограничения движения по Суэцкому каналу произошел в 1990 году. Утром 29 сентября американский контейнеровоз Robert Lee из-за аварии двигателя врезался в восточный берег этой водной артерии. Это привело к скоплению более 80 судов. 30 сентября движение было возобновлено.
Бывали случаи, когда в Суэцком канале аварии судов приводили к блокировке движения на несколько часов.
18 августа 1990 года танкер Silver Energy, следовавший под мальтийским флагом, из-за неполадки в двигателе врезался в берег канала. В результате он получил пробоину, из которой вылилась нефть. Движение судов вскоре возобновилось, когда танкер удалось отбуксировать в безопасную зону, а нефтяное пятно локализовать.
13 сентября 2006 года в канале вблизи города Исмаилия затонуло египетское судно. Из 50 человек, находившихся на борту, погибли двое, еще несколько пропало без вести. Суда стояли в канале примерно час, пока длилась спасательная операция.
6 декабря 2007 года судно Eiffel, зарегистрированное на Багамских островах, из-за аварии остановилось в северной части канала и на несколько часов блокировало передвижение 33 судов. Судно было отбуксировано в безопасное место.
По данным СМИ, в последний раз навигация в Суэцком канале была приостановлена в октябре 2017 года. Тогда из-за технических неполадок сел на мель, повернувшись перпендикулярно фарватеру, японский контейнеровоз OOCL. Через несколько часов он был отбуксирован.
Интересная 10-ка!
1 Суэцкий канал считается водной границей между Африкой и Евразией с тех пор, как он был построен, соединив Средиземное и Красное моря. В результате его постройки воды этих морей стали понемногу перемешиваться, между ними произошел взаимный обмен фауной и флорой. Изначально морские обитатели Средиземноморья не встречались в Красном море и наоборот, так как первое относится к Атлантическому океану, а второе – к Индийскому.
2 Сейчас существует не один Суэцкий канал, а два. Более короткий канал-дублер (72 км против 160 км) прорыт в 2014-2015 годах, чтобы обеспечить двустороннее движение судов там, где раньше оно было только односторонним. Проходить по новому водному пути, как и по старому, могут даже очень крупные морские суда, водоизмещением до четверти миллиона тонн.
3 Задолго до создания водной артерии, а именно в XVIII веке до нашей эры, древнеегипетский фараон Сенусерт III хотел прорыть канал длиной 100 километров. Однако затея натолкнулась на непреодолимые препятствия вроде больших гранитных массивов на трассе и опасения «засолить» Нил водами Красного моря. Попытки предпринимали и другие правители, однако планам мешали войны и финансовые проблемы.
4 В Древнем Египте существовал так называемый Канал фараонов, соединявший Нил с Красным морем, прорытый во II тысячелетии до нашей эры. Со временем он пришел в упадок, был восстановлен, а затем засыпан. В конце XVIII века Наполеон Бонапарт лично подумывал о его восстановлении в очередной раз, но и он отказался от этой затеи.
5 Постройка Суэцкого канала была в значительной степени профинансирована странами Европы, заинтересованными в новом торговом пути. Она продлилась 10 лет, причем почти все работы выполнялись вручную. 160-километровую водную артерию рыли с помощью обыкновенных лопат. Адский труд под палящим солнцем пустыни унес жизни примерно 120000 рабочих.
6 Полтора века назад эта грандиозная стройка обошлась в 576 млн. франков. В пересчете на современные деньги это примерно 9 млрд. долларов. Правда, когда оригинальный канал официально открыли, в Египте состоялось празднование, продлившееся 7 суток и стоившее стране еще 28 млн. франков.
7 Постройка канала могла не состояться. Цель была создать его без шлюзов, чтобы обеспечить большую пропускную способность и снизить затраты. Но бесшлюзовая схема возможна только в том случае, если обе стороны на одном и том же уровне моря. В итоге все получилось, так как уровень воды и в Средиземном, и в Красном находится на нулевой отметке касательно общего уровня. Но в XIX веке первая комиссия инженеров ошиблась в расчетах и пришла к выводам, что перепад высоты составляет 9 метров. К счастью, вскоре ошибка обнаружилась.
8 Через Суэцкий канал проходит около 10 % всех морских грузоперевозок в мире. Суда движутся по нему вереницей и держат довольно небольшую дистанцию. Это неопасно: средняя скорость движения по каналу не превышает 12-14 км/ч, его полностью проходят корабли за 12-16 часов.
9 Большая часть акций компании, построившей Суэцкий канал, принадлежала европейцам, а в конце XIX века Египет, практически разоренный этой стройкой, даже продал свои акции Великобритании. Ситуация кардинально переменилась в середине прошлого века, когда Египет попросту национализировал канал, объявив его своей безраздельной собственностью. Это спровоцировало Суэцкий кризис, который в итоге вылился в военный конфликт. Прекратить начавшуюся войну удалось во многом благодаря вмешательству СССР, США и стран ООН.
10 Изначально статую Свободы должны были установить на берегу Суэцкого канала. Но египетские власти сочли проект чересчур дорогостоящим, и в результате статуя уехала в США в качестве дара от народа Франции, где и стоит по сей день.
Шестидневная война
Именно она парализовала движение по каналу на 8 лет (1967-1975 гг.). В июне 1967 года в результате военных действий Египта и Израиля на Большом Горьком озере, расположенном в районе Суэцкого канала, оказались заблокированы 14 судов разной национальной принадлежности.
Суэцкий канал был заблокирован вследствие преднамеренного затопления на фарватере нескольких судов египетскими войсками. На блокированных судах вплоть до «открытия» канала 5 июня 1975 года оставались сменные команды.
Трюмы кораблей были забиты всякой всячиной: от модных футболок и детских игрушек до австралийских свиней и воловьих шкур из Эфиопии. Шестидневная война быстро закончилась, но расчистка канала в условиях политического кризиса затянулась, поэтому в октябре 1967 года все 14 капитанов и команды, собравшись на борту британского теплохода Melampus, основали Ассоциацию Большого Горького озера с целью помогать друг другу, не унывать в сложившихся обстоятельствах, делиться едой и прочими благами, организовывать совместный досуг.
Команды торговых судов постоянно навещали друг друга, проводили совместные мероприятия, конкурсы, устраивали киноночи (до того, как это стало мейнстримом), отмечали вместе праздники — и все это на виду у египетских и израильских пограничников, изматывавших моряков досмотрами.
Самым известным мероприятием пленников Суэца стал их собственный вариант Олимпийских игр. В 1968 году летняя Олимпиада проходила в Мехико, а экипажи решили устроить свое спортивное соревнование и лишний раз напомнить миру о своем бедственном положении. В итоге победителями Олимпиады в общекомандном зачете стали поляки, вторыми — немцы, а третью ступень пьедестала заняли англичане.
Говоря об Ассоциации Большого Горького озера, нельзя не упомянуть и его почту. Инициатором выпуска и первым исполнителем марок ассоциации считается Иржи Кудрна, капитан чехословацкого судна «Леднице». Он нарисовал и самолично отпечатал на гектографе на фиолетовой кальке продолговатую марку, рисунок которой изображал соединенные руки, окруженные лавровым венком. Сверху была помещена аббревиатура G.B.L.A. Известно, что первый тираж этих марок составил 200 штук, и в обращение они поступили в августе 1967 года.
Инициативу чехословацкого капитана подхватили капитаны и команды других судов, создав множество различных наклеек. Известны следующие выпуски: «В память пребывания на Большом Горьком озере 14 судов», «Годовщина пребывания судов на Большом Горьком озере», «Годовщина образования Ассоциации Большого Горького озера», «В честь победителей соревнований по футболу», «В честь парусной регаты», «В честь Олимпиады Большого Горького озера», «500 дней пребывания судов на Большом Горьком озере» и т. д.
На всех этих марках делалась надпись «G.B.L.A. Postage». Они наклеивались на почтовые отправления на борту судов, а затем оплачивались по существовавшим в Египте тарифам в ближайшем почтовом отделении в городе Исмаилия.
В начале 1975 года все противоречия в отношении Суэцкого канала наконец были урегулированы и движение по трассе стало возможным. Вынужденное сидение 14 кораблей Ассоциации Большого Горького озера закончилось.
По материалам интернет-сайтов страницу подготовила Юлия Павлова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!