Наслаждайся каждым шагом

19 Фев 2021 08:46
Количество просмотров: 1313

«Наслаждайся каждым шагом» — это девиз кооператива «Арай» по производству обуви, расположенного в Арыси. Того самого, где недавно приобрел обувь аким Туркестанской области У. Шукеев.

Не секрет, что зависимость страны от импорта — угроза ее экономике. Любое государство стремится обеспечить внутреннее потребление за счет собственной продукции. А чтобы товары Made in Kazahstan были конкурентоспособными, качество и цена должны соответствовать импортной продукции. Почему казахстанцы предпочитают покупать заграничные вещи?

По причине этого самого несоответствия. Впрочем, говорить о том, что у нас нет достойных отечественных производителей, было бы в корне неверно. Есть. Но существует ряд проблем, с которыми они сталкиваются и которые тормозят их конкурентоспособность. О планах на будущее и барьерах, которые приходится преодолевать местным производителям, мы поговорили с руководителем кооператива «Арай» А. Бибасаровым.

Не отставать от лидеров

Каждому жителю Арыси знаком небольшой уютный магазинчик, который делит площадь с производственным цехом. Многие горожане предпочитают обуваться у местного мастера, потому что уверены: качество не подведет. Да и цена, как говорится, приемлемая.

Здесь так приятно пахнет кожей, в отличие от магазинов, торгующих обувью невысокого качества.

Обувь аккуратно расставлена, и каждую модель можно внимательно рассмотреть и пощупать. Что, собственно, я и сделала. Этот магазин мне многие хвалили, но, сами понимаете, пока сам не увидишь — не поверишь. А посмотреть есть на что, выбор большой: от модельной обуви до повседневной. В ассортименте цеха порядка 300 видов мужской и женской обуви. Цена варьируется от 12 до 19 тысяч.

Знакомство оставило приятное впечатление. С людьми, которые болеют за свое дело, говорить всегда приятно и интересно.

«В 1985 году я поступил в Джамбульский технологический институт легкой и пищевой промышленности по специальности «Технология изделий из кожи», — рассказывает Амиртай Шильдеханович. — Проходил практику в Литве, Абхазии, а также в Караганде и Алма-Ате. По окончании института по распределению попал на обувную фабрику в Самарканде.

В 1993 году вернулся в Арысь и через два года открыл свой кооператив по производству обуви. Сначала занимали небольшой «пятачок», а в 1997 году переехали на новое место, и с тех пор мы даже на день не прекращали работу».

90-ые годы были сложными для всей страны, и кооперативу также приходилось тяжело. Начинали деятельность с пошива модельной обуви, и она пользовалась популярностью. Тогда в стране был тотальный дефицит практически всех товаров. Потом стали везить дешевую обувь из Китая, с которой было трудно конкурировать. Не по качеству, а по цене.

«Очень сложно было. Хотелось шить обувь, а пришлось заняться сложным ремонтом. Обувь делали, но только на заказ, — вспоминает мастер. — В то время в основном зарабатывали на ремонте обуви. Производством вновь занялись только в 2015 году. Тогда импортная обувь стала дорожать, а нам после пошива обуви оставалась прибыль. Я ездил на разные предприятия и заключал договоры на поставку кожи, подошвы. Например, из Кирова мы заказывали подошву: там большой кожевенный завод. Ездил в Ростов, который считается столицей обувщиков, и в Запорожье, где есть отличный завод JB-PLAST по производству кожи, аксессуаров, комплектующих, ткани и моделей. Этот завод обеспечивает своим товаром всю Прибалтику. С 2018 года мы сотрудничаем с турецкими компаниями. И, знаете, турецкие колодки нам очень хорошо подошли. В России пробовали колодки заказывать, но там у людей ноги шире, чем у моих земляков. Мы предлагали россиянам расширить ассортимент и делать колодки поуже, но они не хотят. У них свои стандарты, рассчитанные на местных. Что касается кожи, то часть мы приобретаем в Жамбылской области и Шымкенте, но большую часть — в Турции и России — в Нижнем Новгороде и Рязани. А мех — в Таразе».

Местное сырье идет на пошив рабочей обуви, которую покупают железнодорожники. Плотная кожа хорошо выдерживает нагрузку, а подошву для нее закупаем в России. Конечно, это не модельная обувь, красотой не отличается, но зато практичная. Что касается модельной обуви, то дизайнеры «Арая» стараются не отставать от модных тенденций, постоянно обновляя ассортимент.

«Каждый год мы ездим на всемирный форум обувщиков в Турцию. Смотрим материал, оборудование, новые технологии. Там собираются производители из Италии, Франции и других стран. Представляют свои новинки, — рассказывает А. Бибасаров. — Мы возим материал из Турции, а турецкие производители — из Италии, которая считается законодательницей моды. Итальянцы уже разработали модели на 2021-2022 годы. Мы стараемся не отставать от модных тенденций и постоянно обновляем свой ассортимент. Если этого не делать, то не будешь конкурентоспособным на рынке. Наши клиенты следят за модой и хотят стильно выглядеть».

О конкуренции

Как бы много мы ни говорили об импортозамещении, в большинстве случаев все-таки предпочитаем покупать заграничные товары. А между тем у нас есть свои производители, не хуже «тамошних». Просто они не известны так широко. Нераскрученность товара — одна из проблем местного производителя. Разве много южан знает о том, что в Арыси производят обувь европейского качества? У нас пока не ценят местного производителя. Например, известные люди вполне могли бы заказывать себе казахстанскую обувь. Но на ней же не будет стоять товарный знак какой-нибудь всемирно известной фирмы. А это «не круто»!

Тем не менее А. Бибасаров считает, что сегодня можно раскрутить свое производство.

«Наша фирма работает в основном на средний класс. Но сможем и планируем изготавливать обувь на заказ, элитного класса, если будут желающие, — рассказывает А. Бибасаров. — Хочу сказать, что нашу продукцию уже знают не только на местном рынке, нам звонят из Семея, Мангистау, Павлодара, Караганды и спрашивают об оптовых поставках. На днях должны поступить новые большие производственные станки из Турции на 15 миллионов тенге. На таком станке можно делать до 1500 пар обуви в день!»

Конкуренция, конечно, очень большая. Но в этом году «Арай» планирует начать строительство фабрики.

Однако есть одна проблема, которая не дает покоя Амиртаю Шильдехановичу:

«На днях я приехал из Узбекистана, где был в командировке. Оказывается, наши соседи строят большую фабрику по производству обуви. Турецкие специалисты там уже работают. Они хотят завоевать рынок Казахстана. Это серьезная и опасная конкуренция для нашей экономики. Отечественные производители могут остаться без прибыли, а то и вовсе разориться. Знаете, что может произойти? Некоторые фирмы будут обувь делать не сами, а заказывать у них. Потом продавать на нашем рынке. Поэтому я считаю, что для местных производителей необходимо снизить таможенные пошлины, предоставлять льготные кредиты. А то получается, что у нас на одной ступени стоят перекупщики и те, кто сам производит товар. Это неправильно. Например, раньше у нас по кредитам были каникулы два года, основной долг мы один раз в полгода выплачивали, а каждый месяц — проценты. Сейчас такого уже нет. Все станки мы покупаем в Турции, Китае и везем через Узбекистан, потому что у них пошлины меньше».

Дело всей жизни

А. Бибасаров посвятил жизнь любимой профессии, где он не только обувных дел мастер, но и дизайнер, и заготовитель, и маркетолог, и бухгалтер. Он всей душой отдается своему делу и говорит, что если и смотрит телевизор, то исключительно для того, чтобы увидеть новые модели.

«Некоторые любят смотреть сериалы. Я этого не понимаю. Как можно тратить на них свое время? Если я и смотрю телевизор, то концерты. Там можно увидеть интересные модели, а потом их запустить в производство, — рассказывает Амиртай Шильдеханович. — Я двадцать четыре часа в сутки думаю только об обуви, и мне это не надоедает. Я люблю свою работу».

Амиртай Шильдеханович не первый в роду, кто выбрал эту профессию. Первым был дед Бибасар. Он вырезал деревянные колодки, шил обувь (многие сельчане у него заказывали) и делал музыкальный инструмент кобыз. Как рассказывают старожилы, Бибасар и сам хорошо владел этим музыкальным инструментом.

«Я рад, что сын Ердаулет тоже решил пойти по моим стопам и выбрал профессию дизайнера обуви, — делится А. Бибасаров. — Я передам ему все свои секреты. И он уже знает: чтобы сделать хорошую обувь, мастер должен быть фанатом своего дела.

Амиртай Шильдеханович считает, что в его профессии мелочей не бывает, и сравнивает ее с хорошей песней.

«Чтобы песня стала хитом, поэт должен написать хорошие стихи, композитор — музыку, а у певца должны быть отличные голосовые данные. Так и в нашей профессии — мелочей не бывает», — говорит мастер.

Обувщик — это искусство. Главную роль в обувном деле играет профессионализм. Благодаря высокому мастерству создаются удобные и красивые туфли, крепкие сапоги и легкие беговые кроссовки. Обувь должна быть удобной, легкой и полезной для здоровья. И все это присутствует в моделях обувного кооператива «Арай».

 

Татьяна Бурдель

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *