В селе Шакпак баба восемь семей, пострадавших от наводнения три года назад, не могут добиться компенсации ущерба.
У жителей села смыло все сараи вместе с запасами корма для скота и прочими полезными в хозяйстве вещами. Власть стоит твердо — не положено. Формально акимат Тюлькубасского района вроде бы прав — по закону о гражданской защите такие убытки возмещению за счет государства не подлежат. Вопрос, а как по-человечески помочь людям, лишившимся имущества не по своей вине, обсуждать не будем. Если уж такой подход местными властями не рассматривается, кто мы такие, чтобы умничать?
Однако есть нюансы.
Вредный долгострой
Затопление участков жителей Шакпак бабы произошло в результате строительства выше поселка, расположенного на склоне горы, знаменитого тоннеля международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Объект знаменит двумя вещами — тем, что это первое в стране сооружение такого типа, и тем, что строится он долго, мучительно и без перспективы быть завершенным в ближайшем будущем. То, что могло бы стать поводом для гордости, превратилось в затянувшийся позор. Тоннель — последний незавершенный участок казахстанского отрезка трансконтинентальной автотрассы.
За годы строительства сменился подрядчик, какая-то непонятная чехарда идет в авторском надзоре за проектом. Сдать его обещают каждый год, и каждый год что-то идет не так. Пока тянется самый знаменитый в стране долгострой, жители села Шакпак баба не только прошли через наводнение, но и лишились поливной воды.
Родники, питавшие их огороды, перерезала новая линия автодороги, ведущая к тоннелю! У строителей проблемы с грунтовыми водами. Но сельчанам от этого водного изобилия, кроме потопа трехлетней давности, ничего не перепадает.
«Жители села, — говорит руководитель группы общественного мониторинга Б. Исалиев, — вынуждены покупать овощи на рынке. Дико для этого благословенного места, всегда славившегося своими овощами и фруктами. Если называть вещи своими именами, нескольким десяткам человек устроили рукотворную экологическую катастрофу. Реализация проекта строительства тоннеля должна была улучшить их жизнь — убрать с центральной улицы поток транзитного транспорта. В результате они лишились остатков зимних запасов и на неопределенное время возможности возделывать приусадебные участки. Раньше горные родники обеспечивали их поливной водой. Теперь водоотвод устроен так, что вода до них не доходит!
Если прибавим к этому рост аварийности на всем 56-километровом участке, то получим безрадостную картину жизни у великой стройки.
Это противоречит взятым на себя Казахстаном международным обязательствам. Проект реализуется на средства займа Всемирного банка.
Общая концепция соци-ально-экологических стандартов кредитора однозначна — реализация проектов, финансируемых банком, не может ухудшать условия жизни местного населения. Причем, по условиям займа, обязанность оценки таких рисков возложена на заемщика. В нашем случае это Республика Казахстан в лице уполномоченного органа — Комитета автомобильных дорог. Социально-экологические принципы (СЭП) позволяют Всемирному банку и заемщикам повышать качество управления социально-экологическими рисками проектов и улучшать результаты развития. Они вступили в силу 1 октября 2018 года. СЭП обеспечивают широкий и системный охват социально-экологических рисков».
Судя по жалобам жителей Шакпак баба и статистике ДТП на этом участке автотрассы, заемщик, представленный Комитетом автодорог, чего-то недовыявил и недопредложил. Людям от социально-экологического воздействия проекта уже не по себе.
Справка ЮК:
Стандарт 4 «Обеспечение безопасности и здоровья населения», пункт А.5: «Заемщик оценивает риски и воздействие проекта на здоровье и безопасность затронутых общин на протяжении всего жизненного цикла проекта, включая лиц, которые в силу особых обстоятельств могут быть особенно уязвимыми. Заемщику необходимо выявить риски и воздействия и предложить меры по их смягчению в соответствии со схемой мер по смягчению рисков и воздействий».
Так для людей, или?
Отклик обращения жителей нашли пока только в группе общественного мониторинга проекта транспортного коридора. Эти ребята сопровождают строительство автотрассы с самого начала и накопили солидный опыт по защите прав людей, затронутых проектом.
«Мы несколько месяцев ведем переписку с постпредством Всемирного банка в Казахстане и Комитетом автодорог, — поясняет свою позицию Б. Исалиев. — Акимат района от решения проблем жителей, похоже, устранился в надежде, что строители как-нибудь разрешат их по ходу дела. Но это не их вина и не их первоочередная задача. Реализация проекта нанесла ущерб местным жителям — государство, по условиям соглашения о займе и в соответствии с социально-экологическими правилами ВБ, должно этот ущерб компенсировать. Пока реализуется проект, страна-заемщик обязана выполнять эти правила. Эта дорога строится для людей. Так сформулировал главную идею проекта Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев».
С тех пор министерство несколько раз сменило название и состав. Не один руководитель сменился и в Комитете автодорог, входящем сегодня в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Возможно, изменились и принципы, провозглашенные в начале славных дел. Хотя информации об этом мы не нашли.
Некоторое недопонимание
«Международный механизм защиты прав людей, живущих в зоне строительства, — рассказывает Б. Исалиев, — сложный, долгий, но, как показывает наш опыт, эффективный. Начальные стадии процедуры мы вместе с жителями села Шакпак баба, уже прошли. Обратились к заемщику — государству, которое представляет Комитет автодорог РК, в постпредство ВБ в РК, к консультантам по надзору за строительством компаниям TEMELSU и CONSULT LTD. Уже на этих стадиях возникли вопросы по проектному надзору — важнейшей составляющей надежности и безопасности строительства. Проектный надзор осуществляет ТОО «СК Инжиниринг». Но представители Каздорпроекта утверждают, что тоннель проектировали они, следовательно, только они имеют право осуществлять авторский надзор за его строительством. Возможно, отчасти из-за этих разногласий и возникли проблемы у жителей Шакпак баба? Хотелось бы получить разъяснения в Комитете автодорог, но пока этот вопрос обходится молчанием.
На наши запросы комитет, в лучших традициях отечественного делопроизводства, ответ дал только частично. Нам так и не разъяснили, почему предназначенный для аварийного водоотвода канал от скотопрогона на тоннеле до трубы через улицу Багысбекова в селе Шакпак баба не очищается, почему в разы отличается сечение верхних и нижних водопропускных сооружений — две трубы диаметром 4,5 м, наверху, и всего одна 0,5 за линией домов? Даже не инженеру понятно, что с паводковыми потоками такая система не справится. Наводнение 2017 года это подтвердило. Кто эти конструкции водоотвода проектировал, кто проводил экспертизу? Позади огородов параллельно улице по склону проложен бетонный лоток. Вроде, для разводки по огородам поливной воды. Почему в нем воды-то нет?
Местный акимат молчит. Его проблема полива огородов сельчан не волнует? Паводок 2017 года нарушил экобаланс. Засорены колодцы, выкопанные еще первыми поселенцами в начале ХХ века. Кто виноват и кто будет восстанавливать? Жители говорят: «Без тоннеля жили нормально. Пришел тоннель — лишились воды». Нет ответа и на вопрос, на каких именно отрезках 56-километрового участка автотрассы за три года (время строительства тоннеля) погибли 27 и ранены 300 человек?
Наши чиновники, похоже, не понимают, что принятые на себя государством международные обязательства необходимо выполнять. Хотя бы чтоб не выглядеть некрасиво в приличном обществе. Вопросы компенсаций в случае ущерба жителям или окружающей среде они должны были проработать вместе с местными акиматами еще до начала строительства. Учесть все возможные риски».
Заграница им поможет
Опыт не очень приятного общения с представителями Всемирного банка у наших госструктур уже есть. В 2011 году после их настоятельных рекомендаций пришлось дорабатывать проект объездной автодороги через поселок Бирлик в Туркестане. По настоянию жителей дорогу отодвинули от домов, поставили шумозащитные экраны, освещение, проложили тротуары, построили подземный переход, даже газоны разбили. Так, может, проблемы, подобные шакпакбабинской, как-то тихо, по-семейному, своими силами решать? Чтобы не было потом мучительно стыдно перед международным сообществом.
Справка ЮК:
«Транспортный коридор Западная Европа — Западный Китай — это не просто дорога, которая увеличит транспортный поток и оживит предпринимательскую деятельность, — говорилось в 2012 году, на старте проекта, в совместном пресс-релизе Министерства транспорта и коммуникаций и Ассоциации «Азаматтык Курылтай», осуществляющей общественный мониторинг строительства. — Это шанс сделать лучше жизнь всех казахстанцев и, в первую очередь, проживающих вдоль трассы. Но для того чтобы использовать этот шанс, мы все должны приложить усилия. При строительстве дороги не должны нарушаться права граждан, губиться природа, расхищаться или нерасчетливо тратиться наши с вами деньги!»
Игорь Лунин
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!