Не корысти ради…

2 Июн 2020 11:11
Количество просмотров: 1064

Два колледжа в Туркестанской области, аграрный и индустриальный, с начала 2020 года переданы в доверительное управление частной компании. Предприниматель Б. Алиев, рискнувший взять на себя ответственность за повышение качества подготовки специалистов рабочих профессий, считает, что такой вариант сближения образования и производства имеет все шансы на успех. Для его компании это не коммерческий проект.

Б. Алиев и его команда хотят доказать, что соединение практического опыта производственников и педагогов даст возможность снабдить растущую экономику страны необходимым количеством квалифицированных кадров и обеспечит молодежи уверенность в своей востребованности. По истечении пяти месяцев реализации пилотного проекта Министерства образования в нашей области можно подвести предварительные итоги и обозначить его перспективы.

Безработный выпускник — вызов обществу

«Так вообще не должно быть! Даже при капитализме и безработице. Выпускник технического колледжа, не нашедший работы с достойной его квалификации оплатой, — нонсенс, — говорит Б. Алиев. — Вопрос как раз в квалификации. Госпрограмма передачи учреждений профтехобразования в доверительное управление предпринимателям-производственникам нацелена на максимальное приближение обучения и получаемых знаний и навыков к потребностям современного производства.

Сейчас мы, несмотря на все усилия по внедрению дуального обучения, по факту имеем чудовищный разрыв между потребностями производства и набором компетенций, получаемых молодыми людьми, которые окончили технические колледжи. Такой же разрыв между оптимистичной официальной статистикой и реальностью.

По итогам прошедшего учебного года отрапортовали о трудоустройстве 74 % выпускников колледжей. На самом деле, хорошо, если хотя бы 30 % нашли работу по специальности и удержались на ней больше месяца.

Я занимаюсь производством с начала 2000-ых и никогда не брал на работу свежеиспеченных «специалистов». Лишние хлопоты: их переучивать приходится по ходу работы. Мало кому из предпринимателей такая трата ресурсов по вкусу и по карману.

Ежегодно наши колледжи выпускают несколько тысяч «специалистов». Несколько тысяч потенциальных безработных, запрограммированных на такую участь системой профтехобразования. Юноши и девушки потратили тройку лет лучшей поры своей жизни на обучение профессии и оказались не востребованными на рынке труда. Это же не нормально!

Печальные последствия этого очевидны и будут только усугубляться с каждым годом. Они далеко выходят за рамки системы образования. Нарастающая масса нетрудоустроенной и не нашедшей своего места в обществе молодежи — питательная среда для экстремистов всех мастей. Рост радикальных настроений среди молодых заметен в последние годы невооруженным глазом. Пройдитесь по форумам в интернете и ужаснитесь. Только не надо отстраненно ворчать: «Молодежь теперь не та».

Обратите внимание на то, кто обслуживает в кафе, приносит на дом любимые суши и пиццу, работает приемщиками в разных бытовых конторах. Там подрабатывает огромное количество студентов. Они трудятся, чудес не бывает, в ущерб и за счет учебы. Учебные заведения уже привычно закрывают на это глаза: время сложное, молодежи надо зарабатывать, мы в свое время вагоны разгружали и т. д. Ерунда все это. И вагоны разгружали, и сторожами работали. Но в свободное от учебы время! Кто бы нам позволил манкировать занятиями?

Вина за такое положение и, как следствие, низкое качество и невостребованность молодых специалистов лежит на учителях, а если шире, то на всех нас, годами наблюдающих деградацию технического образования, и ничего, кроме разговоров, не предпринимающих. Проблема намного шире и серьезнее, чем чисто педагогическая.

Молодежь такая, какую воспитали и обучили. От того, как мы это сделали, зависит, между прочим, социальная стабильность общества и спокойная старость каждого из нас. Не хочу оказаться когда-нибудь среди молодых зубастых маргиналов, настроенных все отнять и поделить под вечно зеленым лозунгом: «До основанья, а затем…»

Я — нормальный гражданин. Люблю свою страну и хочу, чтобы она развивалась. Нормальный капиталист, люблю свое дело, хочу, чтобы бизнес рос, расширялся, хочу передать его потомкам и быть уверенным, что они начатое мной приумножат. Вот мотивы, по которым решил заняться профессиональной подготовкой будущих специалистов производства. Коммерческая составляющая в наших планах по взятым в управление колледжам отсутствует. Нам важен не коммерческий эффект сегодня, а стабильная работа этих учебных заведений, подготовка квалифицированных специалистов и их гарантированное трудоустройство завтра. Спрос на рабочие и технические специальности у отечественного бизнеса большой. С каждым годом он, дай бог нам устойчивого развития, будет расти.

Специалисты, подготовленные нашими колледжами, должны быть востребованными на рынке труда. Ближайшая цель — добиться того, чтобы за нашими выпускниками предприниматели занимали очередь за пару лет».

Низкий старт

Знакомство с новым хозяйством команда Б. Алиева начала с элементарного — проверки посещаемости. Сразу обнаружились странности, для предпринимателей труднообъяснимые.

«Быстро выяснилось, что в аграрном колледже посещают занятия чуть больше четверти списочного состава учащихся.

А обучаются они, между прочим, на государственные деньги: за счет грантов, выделенных на необходимые народному хозяйству специальности, — рассказал Н. Биетов, представитель ТОО «DALA FRUIT». — Слава богу, проверка показала, что это не классические «мертвые души». Ребята периодически появляются в учебном заведении, сдают экзамены и проходят практику. Общими усилиями педколлективов сегодня (перед уходом на дистанционное обучение) довели этот показатель до 70 %.

В индустриальном колледже положение было не намного лучше.

Из-за сложившейся ситуации в переданных в управление колледжах руководству пришлось принимать не очень приятные для некоторых административные решения.

Были назначены новые директора, с ними теперь мы работаем в плотном контакте. Любое учебное заведение — это прежде всего коллектив. Отрадно, что и в индустриальном, и в аграрном колледжах подавляющее большинство педагогов с пониманием отнеслось к изменениям, разделяя наши идеи.

Наша задача не только привести учебные планы в соответствие с реальными требованиями производства. Это начальный этап перестройки всего учебного процесса. Надо обеспечить учащимся реальные рабочие места для прохождения практики. Не для галочки, а для приобретения навыков, которые потребуются им в дальнейшей профессиональной деятельности. Они должны проходить практику на современных предприятиях, осваивать новое оборудование, изучать производственные процессы завтрашнего дня.

После выстраивания четкой и эффективной системы обучения и производственной практики будем укреплять материальную базу колледжей. Новое оборудование должно быть логически связано со всей цепочкой обучения. Уже сейчас подбираем его для двух учебных классов в индустриальном колледже. Кондитерский и колбасный классы можно и нужно превратить в учебные цеха, где будущие мастера смогут не только освоить азы кулинарии и выпуска колбасных изделий, но и получат возможность работать на современном оборудовании в масштабах, максимально приближенных к промышленным.

Отдельным направлением работы с учащимися станет выявление среди них предпринимательских талантов и помощь в развитии навыков ведения бизнеса. Мы уже много лет успешно применяем различные модели работы со студентами высших и средних учебных заведений области в продвижении стартовых проектов бизнеса. Накопленный опыт позволит наладить эту работу в индустриальном и аграрном колледжах и обязательно даст нашей экономике на выходе не один десяток предприимчивых и грамотных молодых бизнесменов».

Игорь Лунин
фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *