Не жизнь, а театр. И наоборот

17 Сен 2021 09:30
Количество просмотров: 3091

На самом юге Казахстана духовно-культурным центром становится Туркестан, но и Шымкент по-прежнему, чтобы ни говорили, остается пусть тлеющим, но все еще очагом культуры.

Не секрет, что профессия актера одна из древнейших.

Пожалуй, самыми первыми актерами были шаманы, которые для сородичей устраивали представления и проводили различные ритуалы.

После спектакля «СОУР».

Сегодня профессия актера требует как самостоятельного творчества, так и умения работать в команде. Профессиональный актер должен с полуслова понимать и воплощать то, что задумал режиссер.

И еще. У актера театра нет права на ошибку. Если во время съемок фильма есть возможность отснять новый дубль, то на сцене актер как на ладони, и зритель сразу чувствует фальшь.

Один из актеров и режиссеров, с чьим именем ассоциируется шымкентский русский драматический театр, – А. Петриченко.

На сцене семейный тандем.

В наш театр Анатолий Владимирович пришел в 1996 году после окончания Санкт-Петербургского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова. Правда, между вузом и драмтеатром был недолгий период работы в шымкентском театре кукол.

«Не буду говорить банальные и очевидные вещи, что театр – это жизнь, но скажу: я люблю театр и люблю свою профессию.

Когда я учился в Питере, на мастер-классы и для получения опыта мы часто ездили в Ярославль. Не хочу обидеть именитых ленинградских мастеров сцены, но не в культурной столице России, а именно в провинции блистали талантища и гении театральной сцены», — вспоминает студенческие театральные годы Анатолий Владимирович.

Подтверждением слов актера является и наш театр, по игре в поляковских «Одноклассниках» превзошедший российские как региональные, так и столичные театры. И это огромный плюс нашей труппе и всему творческому коллективу.

Шымкентские театралы знают такие роли Анатолия Петриченко, как Вильям в комедии «Моя жена — лгунья», Вовки в «Корабле дураков», Егора Глумова из «На всякого мудреца довольно простоты» или Жозефа (кюре) в «Месье Амедей». Или его трагических персонажей: Герострат в горинской трагикомедии «Забыть Герострата», Рослый в пьесе «Люди и мыши», Бенни из американской трагедии «Сердце Луиджи». Кстати, один из любимых спектаклей автора.

Но все роли объединяет одно: на сцене Анатолий Петриченко эмоционален, музыкален, пластичен. Помню один случай неожиданной импровизации актера.

Зрителей перед спектаклем просят отключить или поставить на бесшумный режим сотовые телефоны — таково правило. Однако некоторые очень деловые граждане ошибочно полагают, что во время спектакля им никто не позвонит. И вот в момент накала страстей зритель уже напрягся в ожидании, когда же дочь сотника очнется, в тишине раздается рингтон. Панночка вскакивает в гробу, а в зале супер-пупер дама-коммерсант громко и по-деловому отвечает: «Алло!» И в этот момент Хома Брут в исполнении Анатолия Петриченко падает на колени и, указывая рукой в сторону «алло!», неистовым голосом кричит: «Ведьма!» И тут же, повернувшись к панночке, начинает читать молитву. Звук резко захлопнувшегося модного тогда телефона-раскладушки дал сигнал всему залу – пора аплодировать!

«Однозначно немаловажное значение в профессии играет внутренний темперамент. Актеру надо уметь самостоятельно работать над образом, проявлять творческую фантазию», — делится своими мыслями Анатолий Владимирович.

Кстати, в репертуаре театра есть спектакли, в которых А. Петриченко сыграл если не все, то большую часть ролей, кроме женских. Это «Баллада о солдате», где актер в разные периоды сыграл инвалида, генерала, отца Павлова и человека, начинающего и заканчивающего спектакль.

Жеронт, «Лекарь поневоле».

Кроме актерских навыков, с 2005 года А. Петриченко постоянно совершенствует свой режиссерский талант. Большая часть сказок, от которых в восторге и дети, и взрослые, поставлены нашим героем. Начиная с классики «Акку — белая дочь степей», «Приключения Чиполлино», «Волшебная лампа Аладдина», «Сказки о царе Салтане» до современной фантастической сказки «СОУР», интересной и понятной нынешним детям, знакомым с гаджетами едва ли не с пеленок, прекрасно отличающим роботов от инопланетян.

Передавать знания – это тоже талант. У Анатолия Владимирович это получается хорошо. В 2000 году при театре была открыта театральная студия «Балаганчик», одним из руководителей которой стал именно он. Начинающим артистам А. Петриченко преподает сценическое движение и мастерство актера.

«Если бы не моя жена Галина Петриченко, неизвестно, пришел бы я в труппу тогда еще областного русского драматического театра. Увидел ее однажды на сцене и… немедленно сменил место работы.

Особыми финансовыми достижениями похвастаться не могу. Труд актера малооплачиваемый, хотя наша работа не менее важна, чем врача или полицейского.

Театр лечит души. А актеры на сцене показывают зрителям, что такое хорошо и что такое плохо. Чем больше образованных, воспитанных и культурных людей, тем меньше будет работы у полицейских.

Делец, «Будьте здоровы!».

А вот награды за доблестный труд есть, и немало», — с улыбкой говорит Анатолий Владимирович.

Среди наград – благодарственные письма и почетные грамоты, победы в номинациях театральных фестивалей, юбилейная медаль к 30-летию независимости РК.

В этом году актер и режиссер-постановщик шымкентского русского драматического театра Анатолий Владимирович Петриченко был награжден благодарственным письмом за подписью министра культуры и спорта РК А. Раимкуловой.

Можно было бы завершить статью сухим: «В коллективе Петриченко А. В. пользуется заслуженным уважением и доверием. Это профессионал с большой буквы и прекрасный человек». Но это не только банально, но и очевидно, в первую очередь, для тех, кто знает наш театр изнутри.

А вот сказать о том, что Анатолию Владимировичу и в жизни, и в работе приходится то трудно, то легко, надо. По-другому и быть не может, если учесть, что жена – актриса, дочь – актриса, зять – актер. Не жизнь, а театр. И наоборот.

 

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *