Нет прохода? Давай, до свидания!

23 Апр 2021 20:18
Количество просмотров: 7500

Не успел начаться сельхозсезон, а на границе Казахстана с Россией перевозчиков сельхозпродукции ждал сюрприз: уже скопились десятки фур…

Первые, кто от этого пострадал, – сельхозпроизводители Туркестанской области. Именно у нас созревает первый урожай как в теплицах, так и на открытом грунте. При переходе российской границы водителей заставляли разгружать часть товара, чтобы таможенники и пограничники смогли проникнуть внутрь фургонов. Перевозчики начали выражать недовольство, часть жалоб пришла на WhatsApp газеты. Что же произошло на границе, попытался разобраться «ЮК».

Новые требования

22 марта в Москве состоялись переговоры заместителя премьер-министра РК Р. Скляра с заместителем председателя правительства Российской Федерации Ю. Борисовым.

На встрече рассматривались актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в рамках программы совместных действий в области казахстанско-российской промышленной кооперации.

По итогам двусторонних соглашений пограничная служба ФСБ РФ направила в пограничную службу КНБ РК критерии оснащения технологических проходов для осмотра в грузовых транспортных средствах, пересекающих казахстанско-российскую границу.

Согласно этим критериям, с 1 апреля перевозчикам необходимо оборудовать по центру кузова технологический проход шириной до 0,7 м, чтобы обеспечить передвижение представителя государственного контрольного органа вдоль всего грузового помещения. Допускается наличие груза у дальней стенки полуприцепа/прицепа шириной 1-1,5 м.

При организации перевозок тентированными грузовиками, так называемыми еврофурами, необходимо предоставить возможность для пограничников открыть тент по обеим сторонам автомобиля для осмотра груза, а оставлять проход не надо.

Однако на официальных сайтах пограничной службы КНБ РК и пограничной службы ФСБ РФ каких-либо сообщений об изменениях критериев и требований нет.

Таким образом, водители, не проинформированные об обязательных нормах, узнали о новых правилах при пересечении границы и поставили под сомнение законность действий российских пограничников.

Лишь 12 апреля 2021 года с разъяснениями по данному вопросу выступил сотрудник Восточно-Казахстанского филиала НПП «Атамекен».

Картина маслом

«В целях предотвращения возможных инцидентов на границе при поставке грузов из Казахстана в Россию нашим экспортерам следует внимательно ознакомиться и соблюдать критерии загрузки большегрузных транспортных средств, выдвинутые российской пограничной службой», — советует начальник отдела АПК Палаты предпринимателей ВКО Аскар Жакупбаев.

Если фура забита товаром так, что нет возможности осмотреть ее сверху вниз, а также вдоль и поперек, машину разворачивают и отправляют на нейтральную территорию.

По словам водителей, застрявших на пункте пропуска Маштаково, никого не волнует, что груз нельзя подвинуть или выгрузить. Российские пограничники предлагают нанять кран.

В создавшейся ситуации истекают сроки не только доставки товаров, но и сроки годности продуктов.

Удивительно, но застрявшим водителям ничем не могут помочь наши пограничники.

По данным коллег сетевого издания Западно-Казахстанской области «Надежда», в департаменте пограничной службы КНБ РК по ЗКО разводят руками и говорят, что с казахстанской стороны никаких препятствий для пересечения границы нет.

«На казахстанском пункте пропуска грузовики проходят проверку за несколько минут. Въезжающий после наших проверок из Казахстана транспорт на российский погранпункт должен соответствовать требованиям технического прохода. Если такого прохода нет, большегруз не пропускают на территорию России: его разворачивают, и он едет на нейтральную территорию, потом возвращается на казахстанский погранпост. Здесь водители и осуществляют перегруз в соответствии с новыми требованиями», — прокомментировали ситуацию сетевому изданию в пограничной службы КНБ РК по ЗКО.

Единственное, что смогли порекомендовать наши пограничники водителям, так это изменить привычную логистику и осуществлять переход границы через пункты пропуска, оборудованные специальными инспекционными досмотровыми комплексами (СИДК), в простонародье — рентгенами. Это Озинки (Саратовская область), Маштаково (Оренбургская область), Бугристое (Челябинская область), Петухово (Курганская область), Казанское (Тюменская область).

Но, как мы видим из материала коллег и на видео, присланных в редакцию «ЮК», даже на тех пунктах пропуска, как Моштаково, где есть рентген, проход большегрузов проблематичен.

Равноправные партнеры или как?

Причины требований российских пограничников – увеличилось количество попыток провоза лиц, скрывающихся от пограничного контроля, перевоза наркотиков, оружия, боеприпасов и сильнодействующих веществ, а также санкционной продукции, подпадающей под действие указа президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Для понимания ситуации приведем несколько комментариев пользователей соцсетей под постами с видео и фото с пунктов пропуска.

Кирилл Павлов, журналист, эксперт по сельскому хозяйству, г. Шымкент: «Россия таким образом оставляет себе пространство для маневра. Причем это ощутимо не столько для Казахстана, сколько для Узбекистана, так как для наших южных соседей Россия – основной рынок сбыта. На самом деле разрешить создавшуюся ситуацию можно. Для России оборудовать еще четыре-пять пунктов аппаратами сканирования не проблема. Но она не будет этого делать, чтобы оставлять за собой рычаги влияния. С нашей стороны также надо заниматься решением этого вопроса. Но пока или некогда, или некому. Поэтому обязательно оставляйте технологический проход в грузовике и не давайте российской стороне поводов не пустить нашу продукцию, ибо конкуренция в этом году будет на всех уровнях и цепляться будут до любой мелочи».

Сейтжан Жаксыбаев, юрист, г. Нур-Султан: «Да какие тут правила? Экономическая война!»

Туребеков Нурлан, с. Тамерлановка Туркестанской области: «Раньше (в 90-ых годах – авт.) проход в кузове делали еще на стадии погрузки товара. Это было основное требование при пересечении границы. Причем проход делался по стандартам, чтобы мог пройти человек и служебная собака. Сейчас даже не знаю, как обстоит дело, но лучше тогда ехать через те посты, где есть рентген. И вообще, пора бы уже досмотр грузов на границе делать совместно с сопредельной стороной, было бы гораздо быстрее и эффективнее».

Свои комментарии по ситуации, сложившейся на границе, дал фермер из Туркестанской области, глава ТОО «DALA-FRUIT.KZ» Б. Алиев: «Соседи как всегда сами придумывают что хотят. А наша таможня и пограничники только удивляются. На деле выходит, что одна сторона давит, а другая не может защитить своих товаро- и сельхозпроизводителей и перевозчиков. Нужны жесткие политические рычаги влияния. Например, закрыть транзит товаров, следующих транзитом из Средней Азии в Россию. И все вопросы и проблемы утрясутся».

Последнее предложение в комментарии весьма спорное. Да и проблем и натянутых отношений с нашими южными соседями не избежать.

Если вопрос не решается на государственном уровне, остается лишь выполнять требования российской стороны и верить ее пограничной службе, которая уверяет, что в перспективе с обустройством всех пунктов пропуска СИДК необходимость оборудования «технологических проходов» в транспортных средствах отпадет.

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 комментария в “Нет прохода? Давай, до свидания!

  1. Это не война! Это бестолковость казахстанского правительства, которое подписало документ и только через 21 день довело новые требования до адресата!

  2. Не хотят таможню до ума доводить, поставки тормознуть надо, на месяц, два, сразу всё на место встанет, голодать никто не хочет, и цены повыше забрать, и причину людям объяснить почему дорого…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *